«Дожить до рассвета» — это цветной художественный фильм, снятый на «Ленфильме» в 1975 году по одноимённой повести Василя Быкова. Действие фильма происходит зимой 1941 года, в 60 километрах от Москвы. Группа разведчиков во главе с лейтенантом Игорем Ивановским (актёр Александр Михайлов) отправляется на уничтожение немецкого склада боеприпасов в тылу противника. Пройдя через линию фронта в ночь на лыжах 40 километров, группа обнаруживает, что склада нет, немцы перебазировали его.
Посмотрел, что об этом фильме пишет антироссийская "Википедия" (это американский проект). Так, наши разведчики называются "советскими диверсантами", а в комментариях можно видеть большей частью отрицательные отзывы о съёмках фильма.
Прежде чем рассказать как происходит финальная цветокоррекция, позвольте коротко пояснить, какие стадии прошёл материал фильма перед этим.
Вначале фильм сканируется. Сканируют негатив, поскольку с негатива получается наилучшее качество изображения. В "настройках" выставляется режим "сканирование негатива", и на экране монитора оператор сразу видит инвертированное изображение, позитив. По вектроскопу (Scopes) выставляется уровень "черного" и уровень "белого" так, чтобы не пропали детали ни в тенях, ни в светах.
Всего от чёрного до белого в 10-битном изображении 1024 ступени яркости (2 в 10 степени = 1024). Самое черное - это "ноль", самое белое - "1023". Соответственное "чёрное" поднимают (Lift) до значения 80-90, а белое оставляют (Gain) на уровне около 900, чтобы ни один объект не попал в зону провала.
По сути дела, при сканировании производится первичная цветокоррекция, поскольку выставляется баланс по белому - три равных значения по R-G-B и три равных значения R-G-B по чёрному, чтобы получить нейтральный оттенок в светах и тенях.
Часто бывает так, что эта первичная цветокоррекция очень близка к окончательному варианту, но только не в случае с фильмом "Дожить до рассвета". При первичной цветокоррекции белый маскхалат получается очень ярким, и очень высветленным - лицо. Это не соответствует идее фильма и замыслу кинооператора.
Дело в том, что действие почти половины фильма происходит в ночи, разведчики стараются быть незамеченными, поэтому маскировочный халат должен быть притемнённым в кадре, и на лице не должен читаться свет прожектора, создающий экспозицию в кадре.
Для эффекта ночи я попросил добавить немного "синевы".
Чтобы сделать цветокоррекцию фильма, как её задумал кинооператор Борис Тимковский, нужно ориентироваться на эталонную фильмокопию или хотя бы посмотреть фильмокопии, напечатанные в те годы - ведь для кинопроката было напечатано много копий. Какие-то копии были давно оцифрованы, например, для показа по телевидению, и в интернете можно без труда найти фильм "Дожить до рассвета". Вот как выглядит этот кадр фильма, скачанного с интернета:
Конечно, это ужасно плохо. Дело в том, что оцифровку (телекино) делали с позитивной фильмокопии, а это считается самым худшим вариантом перегона. Видеотракт обычно передаёт интервал плотностей до 1,8 Б, а в фильмокопии чёрные места - это плотность 2,5 Б и более. Поэтому видеотрактом срезаются все глубокие тени, там образуется полный провал, особенно если копия сама по себе тёмная.
На хранение в Госфильмофонд сдаются исходные материалы, включающие негатив, отдельную фонограмму и эталонную позитивную копию. К этому фильму были две фильмокопии, отпечатанные на цветной позитивной киноплёнке, поэтому я заказал со склада 4-ю и 5-ю части фильма и с одной копии, и с другой.
Когда стал разматывать первые витки рулона, то увидел, что в качестве позитива для печати была использована кинопленка Кодак 2383.
Это самая известная цветная позитивная киноплёнка для изготовления фильмокопий для кинотеатров, которая в годы расцвета плёночного кинематографа выпускалась миллионами или даже миллиардами метров.
Поскольку год выпуска киноплёнки 2013, значит, фильм был отпечатан сравнительно недавно, лет 10 назад. Когда стал перематывать на столе киноплёнку дальше и даже не дошёл ещё до первого кадра изображения, я понял, что это бракованная по цвету фильмокопия. Дело в том, что в начальный ракорд (в опознавательную часть), согласно РТМ, вклеивается специальная горошковая шкала, разработанная в НИКФИ (Научно-исследовательский кино-фото институт). Это небольшой кусок плёнки, который состоит из 8-ми кадров: там находятся два белых, два серых и два чёрных кружочка, размещённых на сером фоне.
Сама шкала изготовлена на негативной кинопленке, вклеивается в ракорд фильма и вместе с оригиналом негатива печатается на позитив. Средние поля и фон должны быть нейтрально-серыми. Но они, "горошки", как мы видим - светло-зелёные. Это означает, что вся копия будет светлой по плотности и с избытком зелёного цвета. Так и оказалось. Снег и маскхалаты в фильмокопии неестественно зелёные.
Позвольте здесь привести пословицу: «Коли первую пуговицу в рубашке застёгнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк». Так и вышло - контрольная шкала напечатано неправильно, а за ней следом потянулись все планы фильма в неестественную зелень.
Мы видим, что люди в кадре вытянуты - съёмка производилась анаморфотной оптикой с цилиндрическими линзами, которые сжимают изображение по горизонтали в 2 раза. Это стандартная технология съёмки широкоэкранного фильма на 35-мм киноплёнке.
Если цилиндрическая линза расположена вертикально, она сжимает изображение, если горизонтально (при повороте объектива вокруг своей оси на 90 градусов) - то растягивает.
На проекторе стоит такая же анаморфотная насадка, которая растягивает изображение по горизонтали в 2 раза, в результате чего получается известный нам по соотношению сторон 2,35:1 широкоэкранный фильм. За рубежом такой формат называется "синемаскоп" (CinemaScope).
Зелёный цвет всей фильмокопии говорит о том, что цветоустановщик неверно подобрал условия печати. Конечно, с такой копией нет никакого смысла работать - это просто брак по цвету.
Звуковая дорожка слева (двухканальная) - голубого цвета (циановая). Почему она такого цвета, вы можете прочитать в нашей статье:
Посмотрим другую фильмокопию. Здесь средние поля (горошки) практически нейтральны и заметно плотнее. Не буду называть значения плотностей этих полей, которые указаны в РТМ, просто скажу, что контрольная шкала близка к норме, но наблюдается совсем незначительный избыток голубого цвета.
Позвольте здесь привести пословицу: «Коли первую пуговицу в рубашке застёгнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк».
Позитивная кинопленка в этой фильмокопии - ORWO PC-7 (Positive Color-7), название фирмы-производителя можно видеть между перфорациями.
Вот так выглядит кадр с лыжниками, он немного голубоватый, поскольку действие происходит перед рассветом, когда солнце ещё не взошло.
Здесь звуковая дорожка жёлто-серая. Узкий металлический диск, который наносил вязкий проявитель на звуковую дорожку, заехал на изображение, поэтому слева по кадру тоже идёт серо-жёлтая полоса.
Возможно, зрители в кинотеатре этого и не заметят, поскольку зона проекции на киноэкран меньше, чем кадровое окно кинокамеры, т.е. края кадра при проекции со всех сторон обрезаются.
Вот как этот же момент выглядит в разных версиях, выложенных в интернете в социальных сетях. Мы видим, что кадр в интернет-версиях по сравнению с оригиналом обрезан, "кропнут". Кроме того, в одной версии голубой оттенок убран:
А в другой версии снег немного зеленит:
Хочу сразу сказать, что зрители в кинозале особенно не обратят внимание на этот цветной оттенок и, возможно, даже и не заметят его. Дело в ом, что здесь, на экране компьютера, вы можете сравнить цветность кадра с идеально белой поверхностью окружающего фона. В кинозале, в тёмном окружении, не будет рядом эталонной белой поверхности. Самым ярким местом на киноэкране будет снег. Глаз адаптируется к этой цветности и зритель будет полагать, что перед ним просто белый снег.
И ещё бросается в глаза в двух последних интернет-версиях очень низкая резкость, изображение выглядит "замыленным". Это происходит по двум основным причинам: цилиндрические линзы анаморфота дают качество заведомо ниже, чем сферические линзы. Кроме того, "картинку" усугубляет тот факт, что вместо дискретной оптики используется трансфокатор (объектив с переменным фокусным расстояние), в нём много линз, и на длинном фокусе он даёт низкую разрешающую способность. Всё это приводит к тому, что при наезде трансфокатором изображение оказывается на грани брака по резкости.
Сама печать на позитив (особенно если это позитив ОРВО, а не Кодак) не улучшает резкостные свойства изображения, а только ухудшает. (Об этом мы обязательно напишем отдельную статью.) В результате "телекино", сделанное в разрешении 2К с цветного позитива, даёт неконкурентноспособное изображение, оно уже не может удовлетворить современного зрителя.
В Госфильмофонде негатив сканируется с разрешением 4К. И сканируется не позитив, а негатив.
В финальной цветокоррекции мы полагаемся на ту фильмокопию, где контрольная шкала НИКФИ выглядит серой. А значит, это именно тот вариант цветокоррекции, к которой стремился кинооператор. В этой фильмокопии предрассветные кадры немного голубоватые.
А ночные кадры умышленно уведены в синеву.
Цветокоррекция продолжается.
*
Леонид Коновалов – ведущий технолог Госфильмофонда, начальник лаборатории и заместитель директора производственного департамента ГФФ