Найти в Дзене
Дюков

Взаимоотношения психологии и литературы. Часть 3

Начало ХХ века было воистину революционным временем для открытий. Политики стремились изменить границы стран, художники искали новые способы познания и изображения мира, а бизнесмены и изобретатели способствовали развитию технического прогресса. Что происходило в литературе? После романтизма и реализма писатели старались ответить на вопросы бытия и переосмыслить моральные нормы, которые казались устаревшими. Франц Кафка, Оскар Уайльд, Джеймс Джойс, Уильям Фолкнер, — в их работах полно экзистенциализма, рассуждений о жизни и вопросов к внутреннему я, ответы на которые пыталась найти новая наука о человеческой психике. Сразу скажу: я не собираюсь рассказывать о биографии Фрейда, Юнга и том, как именно зарождалась психология и её знаменитые символы в виде кушетки. Моя задача — показать, какие теории психологии родились вследствие анализа произведений. Из этой статьи вы узнаете: что такое бессознательное и как оно работает; как Карл Юнг смог связать психологию, литературу и мифологию; к
Оглавление

Начало ХХ века было воистину революционным временем для открытий. Политики стремились изменить границы стран, художники искали новые способы познания и изображения мира, а бизнесмены и изобретатели способствовали развитию технического прогресса. Что происходило в литературе? После романтизма и реализма писатели старались ответить на вопросы бытия и переосмыслить моральные нормы, которые казались устаревшими. Франц Кафка, Оскар Уайльд, Джеймс Джойс, Уильям Фолкнер, — в их работах полно экзистенциализма, рассуждений о жизни и вопросов к внутреннему я, ответы на которые пыталась найти новая наука о человеческой психике.

Сразу скажу: я не собираюсь рассказывать о биографии Фрейда, Юнга и том, как именно зарождалась психология и её знаменитые символы в виде кушетки. Моя задача — показать, какие теории психологии родились вследствие анализа произведений.

Из этой статьи вы узнаете: что такое бессознательное и как оно работает; как Карл Юнг смог связать психологию, литературу и мифологию; кто из писателей критиковал идеи Фрейда и кто поддерживал; и как в конце концов литература и психология стали уравновешивать друг друга.

Глава 1. Бессознательное дяди Фрейда

-2

Когда речь заходит о создании и сотворении психологии как науки, обычно имеют в виду двух мужчин. Первый — Зигмунд Фрейд. Трудно рассказать о всех трудах, которую учёный оставил после смерти, и несмотря на то, что многие из них устарели, отрицать его заслуг перед человечеством не стоит. Самое главное, чему стоит уделить внимание в работе Фрейда с точки зрения восприятия литературы и любого творчества: разделение личности, в частности — понятие «бессознательное».

-3

Бессознательное — часть личности, которая выступает причиной для многих иррациональных поступков. В бессознательном находятся потайные мысли и страсти, которые могут не нравится личности, и потому она их вытесняет (женщина забывает об акте насилия со стороны мужа) или игнорирует (человек работает больше, когда чувствует себя нелюбимым). Она отвечает за чувства, инстинкты и желания, которые человек не может (или не хочет) контролировать. Иными словами, бессознательное это про яркие и искренние чувства, которые не поддаются объяснениям. Именно бессознательное заставило главного героя совершить ужасный поступок в финале романа. От концепции бессознательного пошло направление сюрреалистов, представителями которого были художники Рене Магритт и Сальвадор Дали.

Зигмунд Фрейд предложил теорию о разделении личности (сознательного и бессознательного) на три главные составляющие: Суперэго (моральные и этические нормы, влияющие на личность извне), Эго (рациональная часть личности) и Ид (инстинктивное поведение человека и его тайные желания). По мнению Фрейда Ид выступает главным и движущей силой в личности человека, причиной которого может выступать детство. К слову, именно детство, а точнее травмирующее событие, сломавшее психику личности, выступает первопричиной многих поступков.

Небольшой отступление: я понимаю, что терминология и понятия могут быть трудными для понимания, особенно для тех, кто слабо разбирается в психологии. Потому я сейчас приведу простой пример. Представьте, что вы находитесь дома(сознательное), и вы регулярно получаете посылки (чувства и потребности). Это может быть грамота, цветы от возлюбленного или штраф за парковку. В некоторых посылках находится что-то, что вы не можете оставить дома и потому относите в подвал (бессознательное) и ещё очень долгое время помните об ошейнике, который совсем не предназначен для собак. Если вы заботитесь о своём доме, вы иногда разбираете подвал, что-то оставляя и что-то выкидывая (проработка травм и осознание бессознательного), в противном случае навязчивые мысли об ошейнике, подарке бывшего партнёра или пыльная гитара будет всплывать у вас в памяти. Так что в следующий раз, когда вы будете чувствовать одиночество среди любящих людей, возможно ваше бессознательное хочет вам что-то сказать.

Именно таким образом бессознательное влияет на личность человека: оно рождает противоречие в поведении и вступает в конфликт с личностью, логикой и здравым смыслом, играя на чувствах и желаниях. Ещё один пример действия бессознательного в литературе — выбор князя Мышкина в пользу Настасьи Филлипповны. Абсолютно все друзья (внешние источники давления) и логика главного героя (внутренние источники давления) говорили о том, что это был бы плохой выбор. Однако, Мышкин всё равно его сделал и никак не смог обосновать. Бессознательное.

Концепция о бессознательном стала революционной во многих гуманитарных науках: философии, литературе, социологии и даже затронуло биологию. Человечество стало на шаг ближе к понятию собственной природы.

-4

Как это связано с писателями? Самым прямым образом! Концепция бессознательного повлияла на анализ произведений и поступков героев в них. Благодаря Фрейду мы можем заявить о Доне Кихоте как о романе про человека с кризисом среднего возраста без социализации; объяснить поведение Гумберта Гумберта и его влечении к Лолите из-за неприятной близости с Анабель Ли в подростковом возрасте (хотя сам Владимир Набоков был категорически против восприятия его произведения через психоанализ); увидеть метод терапии «взгляд со стороны» в романе Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе». Бессознательное объясняет первопричину поступков большинства людей и помогает понять логику их поведения. К слову, сама по себе литература может также выступать методом «взгляда со стороны», ведь в ней читатель смотрит на героя, который может обладать схожими с читателем характеристиками, паттернами поведения, ценностями.

Фрейд концепцией бессознательного перевернул мир. Родилось огромное количество исследователей, которые готовы были вновь прочитать «Одиссею», «Божественную комедию» или «Портрет Дориана Грея». Получив основу для теорий и рассуждений, большое количество психологов и литературоведов стали исследовать и изучать литературу. Однако один из учеников Фрейда смог пойти ещё дальше и дополнить концепцию бессознательного, проанализировав древние эпосы, сказки, сновидения и даже образ жизни первобытного человека. И этого человека звали Карл Юнг.

Глава 2. Универсальные архетипы Юнга

-5

Знакомы с мнением, что ребёнок является чистым листом? Так вот, Юнг был против такого понимания человеческой личности. Швейцарский психолог настаивал на том, что история человека, мифы и легенды передаются ребёнку не через воспитание родителей и социум, а содержится внутри него с самого рождения. Видение Карла Юнга выходило за пределы понимания и идей Фрейда: он хотел продемонстрировать генетическую связь людей с предками, которая влияет на личность человека. Некая единица информация, которая присутствует в голове каждого и передаётся из поколения в поколение. Он дал ей название «Коллективное бессознательное». В отличие от личностного бессознательного Фрейда, коллективное не таит страстных желаний личности, а содержит информацию от целого поколения. Но его проблема в том, что эту информацию нужно не только осознать и проанализировать, но и расшифровать, ведь она содержится и передаётся не в чистом виде. Возвращаясь к примеру с домом и посылками: Юнг утверждает, что вы с самого рождения получаете посылки и наследство от давно умерших родственников, только в отличие от других эти зашифрованы. Такие виды посылок называются «архетипы».

-6

Концепция архетипа Юнга — универсальная модель поведения, которая исходит из нашего бессознательного. Эта модель представляет собой личность или группу людей с общими внешними атрибутами: черты лица, тело, одежда, повадки, внешность, образ действия, место обитания. Архетип может отличаться по содержанию, происхождению или развитию образа, но при этом быть схожим по форме, и поведению. Чтобы доказать свою концепцию Юнг обращается к истории человечества: древним мифам и легендам Греции, Скандинавии, Индии, сказкам братьев Гримм, Шарля Перо, эпосам. Своим анализом Карл Юнг демонстрирует, что архетипы имеют схожие черты у каждого народа и в каждой истории.

-7

Возьмём один из самых классических архетипов в мифологии: Великая мать. Это женщина с красивыми и взрослыми чертами лица, длинными волосами, широкими бёдрами и проникновенным взглядом. Белая одежда уходит в пол, но при этом руки и шея обнажены, иногда может быть видна грудь. Её движения спокойны, размерены, загадочны, непонятны — словом, женственны. Юнг утверждает, что Великая мать может быть как любящей, так и безжалостной. Если она любящая, мать появляется в час, когда герою нужна помощь или совет: она может спуститься с неба, появиться из-за плеча, прятаться в тени. Её голос успокаивает и помогает вере в себя, а также призывает к честности, правде, справедливости. Если же образ матери скорее карающий, то её голос будет подобен грому, речи будут обвинительными, а после появления матери для героя последует наказание. Образ матери обозначает силу природы и призывает вернуться к месту, где человек вырос. Примеры Великой матери в мифологии и литературе: Дева Мария в христианской мифологии, Фрейя в скандинавской, Гертруда в «Гамлете» или Галадриэль во «Властелине колец».

-8

Второй важный базовый архетип — «Анима». Как и Великая мать, Анима обладает женственными чертами лица, но другого типа: её бёдра и плечи не такие широкие, волосы вьющиеся или короткие, черты лица более мягкие, глаза широкие. Она представляет собой молодую девушку, которая хочет быть любимой и желанной, ведь она — главная награда для героя. Движения Анимы более лёгкие и игривые, подобно дикой кошке. Её красота пробуждает сексуальные чувства, обращается к любви и говорит о чём-то таинственном и глубоко личном. Загадочная девушка никогда не появляется по чей-то нужде, а незаметно скользит там, где ей захочется, ведь путнику надо её найти. Она манит своими движениями и голосом, на её лице всегда улыбка, а речи невероятно сладкие и способны пробудить самые потайные чувства. Обратите внимание, что Аниму чаще всего рисуют с босыми ногами (как, к примеру, на моей картинке). Она символизирует страсть, загадку и эмоциональные аспекты. Пример Анимы в мифологии и литературе: Афродита в греческой мифологии, сирены из «Одиссеи», Беатриче из «Божественной комедии», принцесса Лея или Падме из «Звёздных войн».

-9

Но самым влиятельным и знаковым архетипом для понимания человеческой личности стал архетип «Тень». Он не похож ни на Великую мать, ни на Аниму, ни даже на Самость (осознанная часть личности, которая отдаёт себе отчёт в действиях, мыслях и чувствах). Тень — это воплощение всех отрицательных качеств человека. В отличие от Ид Фрейда, Тень не всегда выступает частью личности одного человека. В мифологии Тень является полной противоположностью героя, которая склоняет к негативу. Внешний вид Тени весьма расплывчат: он может одеваться в тёмные одежды, носить капюшон, обладать острыми чертами лица и чёрными волосами, чаще всего носит с собой оружие. В отличие от Великой матери и Анимы, архетип Тени не обязан соответствовать внешним атрибутам, но он всегда обязан быть противовесом героя, включая его внешний вид, поведение, методы борьбы, ценности, принципы и моральные нормы. Он призывает героя отдаться темной стороне и поступить так, как ему говорят низменные желания, ведь они являются для него предметом искушения и источником счастья. К слову, именно из литературы Юнг взял концепцию Тени, а именно из романа Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктор Джекила и мистера Хайда». На мой взгляд Тень нельзя рассматривать отдельно: она работает исключительно в сочетании с героем, ведь именно их борьба делает произведение таким психологически многослойным. Примеры архетипов Самости и Тени: Ахилл и Гектор из «Илиады», Мышкин и Рогозин из «Идиота», Пьер Безухов и Фёдор Долохов из «Войны и Мира», Грегор Замза и его семья из «Превращения», Бэтмен и Джокер, Ариэль и Урсула из «Русалочки».

Зигмунд Фрейд и Карл Юнг повлияли на литературу своими революционными идеями. Несмотря на то, что их задачей было изучение человеческой личности, психоанализ также применим к героям книг и легенд, поскольку в них содержится личный опыт главного героя, о котором (или от лица которого) ведётся повествование. С начала ХХ века эти две концепции идут рука об руку, помогая изучать и анализировать героев произведений. Однако реакция в мире на труды двух психологов была неоднозначной.

Глава 3. Последствия

-10

Идею Фрейда и Юнга повлияли на мир литературы самым прямым образом. Они предложили новый метод анализа произведений наравне с биографическим и контекстуальным. Большое количество писателей отнеслось скептически к идеям Фрейда и Юнга, называя их псевдонаучными.

-11

Как я писал выше, великий русско-американский писатель Владимир Набоков пренебрежительно относился к идеям Фрейда, называя их псевдонаучной пошлостью. В той же Лолите главный герой, Гумберт Гумберт, использует теорию Фрейда не для анализа личности, а для оправдания собственным преступлениям. Сам Набоков считал, что писателю стоит полагаться не на психоанализ, а в первую очередь на интеллект и собственный опыт.

Ещё один из критиков фрейдизма — представитель философии экзистенциализма, обладатель Нобелевской премии по литературе, писатель Жан-Поль Сартр. Основной его мыслью было то, что человек сам способен определять свою реальность и все его поступки осознаны и самодостаточны. К примеру, в пьесе «За закрытыми дверями» одна из героинь признаётся в ужасном преступлении и заявляет, что она это сделала с трезвой головой, отдавая себе отчёт в своих действиях.

-12

Другим был подход Курта Воннегута, американского писателя и автора романов «Бойня номер 5» и «Завтрашний день кошки». В его романах полно абсурдных поступков и глупо ведущих себя персонажей, однако Воннегут отрицал концепцию Фрейда и Юнга. Он считал, что подобных людей оправдывать и пытаться понять бессмысленно, ибо никто из них не склонен к рефлексии и останутся такими до конца.

-13

А вот Герман Гессе наоборот, защищал теорию Фрейда и Юнга. Во многих его романах мысли и чувства героев передаются через поток сознания. Не случайно его романы считают интеллектуальной прозой, которую не всегда легко понять. Зато она всегда может стать поводом для расширения кругозора и изменения мышления.

-14

Французский классик модерна, Марсель Пруст, также был сторонником идей Фрейда, причём уникальным. Писатель остался под впечатлением от идей Фрейда и психологии в целом, и при этом он сам своими работами повлиял на развитие психологии. Как именно? В своём цикле «В поисках утраченного времени» он детально описал как работает память, тем самым развил идеи бессознательного и укрепил их в головах последователей Фрейда.

-15

Альбер Камю находил идеи психологии и бессознательного весьма интересными. В романе «Чума» герои, находясь под давлением изоляции и стрессовой ситуации, задаются вопросом о некой силе, которая может заставить человека поступить глупо, опрометчиво и вопреки всем законам логики. Поскольку действие романа происходит в изолированном городе, герои больше не могут прятаться под обликом порядочных граждан и вынуждены поддаться панике, гневу и страху. Тем самым они показывают свои подлинные чувства, которые ранее им казались незнакомыми. Почему? Их вытеснило Бессознательное.

Итог

С самого начала появления глубоких чувств в литературе, произведения классиков по всему миру взрыхляли почву и сажали семена для создания психологии. Книги помогают забраться в голову человека, понять ход его мышления и взглянуть на действия со стороны. Иными словами, читатель выполняет роль современного психолога, основываясь на поступках героев. А после литература и психология стали дополнять друг друга. Психологи обращались к литературе — литераторы обращались к психологам. Как именно? Психологи изучают паттерны поведения в классической литературе, а хорошие писатели читают книги по психологии для достоверности персонажей и истории. В данный момент их невозможно разделить друг от друга.

А нужно ли? Для того, чтобы понять натуру человека, литература прошла долгий путь, начиная с поэзии Байрона и заканчивая экзистенциальными романами ХХ века. Стоит сказать писателям спасибо, ведь они сделали для психологии куда больше, чем политики, экономисты или даже философы. Как именно? Они дали целую картотеку темпераментов и архетипов, расписали поведение вплоть до малейших привычек и мимики, изучили человеческую душу и первопричину поступков. На мой взгляд, это уникальный случай, когда другое направление в искусстве, которое многим может показаться ненужным и бесполезным, дало большое развитие для развития самодостаточной науки о познании человеческой личности. Вот почему я считаю, что психология и литература связаны крепче, чем можно представить.