Найти в Дзене
Дюков

Взаимоотношения психологии и литературы. Часть 2

Оглавление

Итак, продолжаем наш цикл статей. После Романтизма мир сильно изменился: границы европейских стран рисовали заново каждое десятилетие, начало зарождаться гражданское сознание, старые желание классицизма и тяги к науке отошли на новый план. Многие называют «реализм» в литературе лучшим направлением за всю человеческую историю. Не удивительно, ведь многие работы реализма послужили поводом для рефлексии не только для отдельных людей, но и для целых стран. Идеи реализма о неравенстве, несправедливости и честность писателей по отношению к читателям продолжается и в наши дни.

Писатели реализма — те, о которых вы слышали ещё в школьной программе. Тургенев, Гончаров, Флобер, Диккенс, Стивенсон, Стокер, Бальзак, Гюго, сестры Бронте, и другие писатели повлияли на становление литературы. Реализм в литературе приблизил зарождение психологии. Он заставил узнать в главном герое читателя, прочувствовать общие проблемы и слиться в единое целое.

Но что такое этот самый реализм? Какие авторы смогли показать зарождение эмоций и становление травм? Как «контекст» повлиял на драматургию мирового театра? Об этом сейчас расскажу.

Глава 1. Реализм как направление

Картина «Собирательницы колосьев». Жан-Франсуа Милле
Картина «Собирательницы колосьев». Жан-Франсуа Милле

Романтизм был популярным направлением в литературе очень долгое время, почти всю первую половину XIX века. Он сильно изменил литературу и подарил миру большое количество идеалистов как в искусстве, так и в реальной жизни. Однако, согласно Гегелю, на любой тезис найдётся свой антитезис. Пока в литературе главенствовал герой-одиночка, считавший себя выдающимся исключением и бунтарём, на улицах Европы и России главенствовала серая обыденность и тяжёлые условия жизни.

Почему условия были тяжёлыми? Во-первых, после Наполеоновских войн, которые импульсом коснулись всей Европы, куда больше политиков, солдат и даже простых крестьян стали задаваться экономическими и социальными вопросами, к примеру — отмена крепостного права в России, которую хотел утвердить ещё Александр I. Во-вторых, индустриализация и урбанизация крупных старых городов, таких как Лондон, столкнула жителей деревень с суровой реальностью, где приходилось работать по 14 часов в сутки, на фабриках поощрялся детский труд, а о социальных пособиях и нормальных условиях жилья никто не думал. Большинство писателей почувствовали настоящий диссонанс, ведь пока в жизни была настоящая серость, которое облепляло жителя города как смолу и не давала дышать полной грудью, в книгах писали о силе воображения, чувств и возвышенности человеческой свободы. Контраст был настолько большим, что о нём нельзя было молчать.

Картина «Третьеклассный вагон». Оноре Домье
Картина «Третьеклассный вагон». Оноре Домье

Писателям и поэтам середины XIX века помогла та самая индустриализация, ведь процесс книгопечатания стал быстрее, а тираж книг — больше. К тому же, из-за прогресса и улучшении системы образования количество читателей увеличилось. Порог вхождения в литературу стал куда шире, ведь любой читатель мог приобрести роман и прочитать то, с чем ежедневно сталкивается он сам или кто-то из его друзей.

Как это всё связано с психологией? Самым прямым образом. В отличие от романтиков, главной задачей писателей реализма была действительность. Они стремились изобразить максимально правдивую, порой скучную и угрюмую реальность. Пропал авторский слог, стало меньше возвышенных описаний, герои не стремились к чему-то высокому и духовному, а старались выжить или улучшить своё положение. Романы писателей реализма до сих пор считаются одними из самых проработанных и достоверных в литературе.

Как писатели добились такой глубокой проработки персонажей и правдоподобности историй? Только за счёт наблюдений и переписью реальности на листы бумаги. Образы, которыми богата литература реализма достоверны не только для тех лет, но и для наших дней.

Глава 2. Инженеры человеческих душ

Картина «Фантазии из оригами». Адольф Пиот
Картина «Фантазии из оригами». Адольф Пиот

Говоря о психологических портретах литературных героев, стоит отметить пару ярких образов из французской, английской и русской литературы. Каждый из выше указанных примеров является отличным примером для изучения человеческих паттернов поведения. Сразу скажу, что я не могу полноценно дать анализ каждого произведения, ибо я не психолог и не литературовед. Всё, что я хочу показать — то, какую большую работу проделали писатели для такой науки как психология.

Жорж Дюруа. «Милый друг», Ги де Мопассан

Фотопортрет Ги де Мопассана
Фотопортрет Ги де Мопассана

На мой взгляд, один из самых важных и знаковых французских романов второй половины XIX века, о котором мало кто знает. Роман «Милый друг» рассказывает о французском бедняке по имени Жорж Дюруа. Стараясь вырваться из нищеты, он обращается за помощью к армейскому товарищу и отправляется на светский ужин, где успевает обворожить несколько дам.

Дюруа — наследний идей Печорина. Он такой же оппортунист и эгоист, однако Мопассан углубляет образ за счёт некоторых деталей. Первых страниц становится понятно, что Жорж — человек расчётливый и порочный. Рассчитывая собственный обед на три дня, он предпочитает выпить пива в таверне и поголодать пару дней вместо покупки хлеба. С такой же прагматичностью он относится ко всему, что его окружает.

Иллюстрация к роману «Милый друг»
Иллюстрация к роману «Милый друг»

В поведении Жоржа Дюруа можно найти нарциссические наклонности. В характере главного героя романа можно увидеть эгоцентризм, низкие моральные нормы, импульсивное поведение, манипулятивность. поскольку он жаждет внимания от женщин и считает их своей собственностью. Он принимает во внимание факт своей внешней привлекательности и обаяния, и не стесняется их использовать в продвижении по карьерной лестнице и социальном одобрении, не заботясь о том, что случится с его жертвами. Он способен адаптироваться к любой ситуации за счёт собственной пустоты, беспринципности и амбиций. Отличный пример человека, который старается всеми силами остаться в высшем обществе, ведь его жизнь важнее всего на свете.

Анна Каренина. Лев Толстой

Фотография Льва Толстого
Фотография Льва Толстого

Именно «Анну Каренину» Толстой считал своим лучшим произведением. Не удивительно, что многие психологи говорят о нём как о первом человеке, который достоверно описал зарождение эмоций в человеческой душе. Лично я потратил целую весну на прочтение этого романа и остался под большим впечатлением. Историю про замужнюю женщину из светского общества, которая страстно влюбляется в офицера Алексея Вронского, покорила читателей (а позже и зрителей) по всему миру, и одной из заслуг данного романа можно назвать кропотливую работу Толстого над персонажами.

Он показал, что основным источником любого поступка является ощущение дискомфорта, даже если оно может быть визуальным, ведь Анна Каренина впервые задумывается о том, что не любит мужа, лишь в тот момент, когда обращает внимание на его некрасивые уши. В дальнейшем то, что Юнг назовёт «бессознательным», будет усиливать ощущение до тех пор, пока от него невозможно будет избавиться. Анна до самого конца скрывает любовную связь с Вронским, однако её выдаёт холодное, а после пренебрежительное отношение к мужу, что выливается в настоящий скандал во время скачек.

Картина «Элегантная леди на софе». Юлиус Стюарт
Картина «Элегантная леди на софе». Юлиус Стюарт

В «Анне Карениной» можно увидеть, что общество может оказать сильное влияние на личность и даже сломать её. В психологии данное понятие называется «травмой», и Анна получает её ближе к концу произведения. Многие знают, что именно с ней произошло, поскольку финал романа не знает только ленивый, однако я хочу обратить внимание на то, что стало отправной точкой к помешательству, которое сильно повлияло на личность Анны, а именно — поход в оперу. Зная о своей репутации и слушая мольбы Вронского, героиня решается ощутить вкус былой светской жизни, почувствовать себя заново желанной, однако суровая реальность ломает её представления о фантазии и погружает в реальность, где она является порочной женщиной, не способной реабилитироваться в глазах общества. Толстой грамотно показывает всю свою неприязнь к светскому обществу и показывает, как толпа людей может сломать человека и изменить его до неузнаваемости.

Рассказы Антона Чехова

Потрет А. П. Чехова. П. Ульянов
Потрет А. П. Чехова. П. Ульянов

Антон Чехов — главное лицо революции в русской литературе и мировая величина в становлении театра. Подобно Шекспиру можно делить литературу и театральные пьесы на «до Чехова» и «после». Оставив за собой огромное наследие, он дал театральным пьесам то, что вряд ли оценили бы романтики: контекст.

Что я имею в виду? Дело в том, что до Чехова в театре было принято следить за представлением, и оно было, отчасти, скучным. В немецкой драматургии действовало негласное правило единства времени, места и действа. «Три единства» были заповедями классицизма, и вплоть до пьес Чехова мало кто собирался нарушать подобные правила на сцене. Антон Павлович решил пойти дальше и дать глубину своим персонажам за счёт того самого «когнитивного диссонанса», музы реалистов. К примеру, в пьесе «Три сестры» один из главных героев, Чебутыркин, находится в очень сложном положении из-за трудностей с деньгами, карьерой военного врача и личной жизни. Однако несмотря на жуткое чувство разочарования и постоянной печали его психика выдаёт защитный механизм, иными словами — отрицание, и в самые отчаянные и сложные моменты он, как заведённый, повторяет мантру «Я доволен».

Постановка пьесы «Три сестры» в Театре им. Моссовета в Москве.
Постановка пьесы «Три сестры» в Театре им. Моссовета в Москве.

Что касается его литературной деятельности, то тут также присутствует внутренний контекст и психологизм персонажей. В рассказе «Крыжовник» главный герой рассказывает о том, как его брат на протяжении всей жизни только двигался по карьерной лестнице, увеличивал достаток и старался сделать всё, чтобы почувствовать себя счастливым, однако в последние дни своей жизни всё, о чём он вспоминал — родовое имение в детстве, холодную речку, прогулки с братом и запах крыжовника. И даже несмотря на трогательный рассказ и сожаления главного героя, публика, которая его слушала, сочла историю глупостью.

...Слушать рассказ про беднягу-чиновника, который ел крыжовник, было скучно. Хотелось почему-то говорить и слушать про изящных людей, про женщин.

Именно Антон Чехов, известный своим чёрным юмором, дал гигантское развитие театру и литературе за счёт подобных приёмов отрицания реальности, которые свойственны каждому человеку.

ИТОГ

Литература реализма дала нам взглянуть на нас со стороны и обратиться к тому, что нас формировало. Несмотря на то, что я не упомянул многих авторов, включая Достоевского (для него нужен отдельный цикл статей), все они повлияли на формирование науки, которая изучает человеческую личность, её формирование, паттерны поведения, защитные тактики и типы личностей. Стремясь показать действительность на бумаге, они сделали гигантскую работу, изучая человеческие души и быт. И так продолжалось вплоть до XX века, когда и сформировалась новая наука, которую окрестили «Психологией».

Кто из трёх самых известных отцов психологии подвергался критике со стороны писателей? Как Роберт Льюис Стивенсон помог Карлу Юнгу в формировании своей теории о «тени»? Что такое «Архетип» и как он связан со сказками? И главное — как психология и литература слились в единое целое?

Об этом я расскажу в финальной части цикла, который выйдет совсем скоро :)