Раскрыть за одну статью глобальную тему связи литературы и психологии крайне сложно, даже невозможно. Слишком много текстов, слишком много теорий, слишком много трактовок и интерпретаций. Зачем я тогда решил написать статью? Ответ прост. Многие недооценивают книгу как способ терапии, которым она является. Да, я не ошибся: качественно написанное произведение способно расставить мысли читателя по местам, избавить от чувства глубокого одиночества, изменить мышление, предостеречь от будущих ошибок, а главное — увидеть ситуацию со стороны в безопасной обстановке. Огромное количество психологов, зарубежных и отечественных, говорит о «взгляде со стороны» как о самом верном и эффективном способе.
Однако так было не всегда. Литература трансформировалась из романов с эмоционально нездоровыми, но запоминающимися героями, в рукописи с глубокими и проработанными историями, образами и психотипами. Со временем именно на базе литературы Юнг, Пропп и Фрейд смогли построить свою базу и обосновать достоверность придуманных ими теорий. Сейчас любой литературовед и исследователь скажет: рассматривать книги в отрыве от психологии — пустая трата времени.
Моей задачей не стоит рассказать о всех фактах психологии и литературы, которые существуют, и не проделать глубокую аналитическую работу. Всё, чего я хочу — показать, какой путь прошли книги, и почему даже в самой отталкивающем романе можно найти что-то знакомое; и это будет не заслуга писателя или поэта, а заслуга литературы как одного из самых древних и сильных искусств.
Итак, в этой статье я постараюсь ответить на вопросы: Как люди читали книги раньше? Как скучные рукописи превратилась в «мыльную оперу», которой зачитывались вельможи и крестьяне? Какие английские, немецкие и русские авторы повлияли на это? И почему XIX век называют «веком литературы»?
Истоки
Вы не поверите, но долгое время художественных романов не существовало. Да-да! За исключением некоторых представителей в лице Шекспира, Гомера и Сервантеса большинство книг делились на два лагеря: философские трактаты для учёных и героические повести для солдат и крестьян. Были конечно и достойные внимания сатирические произведения: «Похвала глупости» Эразма Роттердамского или повесть Франсуа Рамбле «Гаргантюа и Пантагрюэль», но подобных произведений было крайне мало. Почему так вышло? В XVII и XVIII веке главным предметом обсуждения стала наука.
Время географических открытий, зарождения химии и биологии, огромное количество астрономических, математических и медицинских исследований, десятки написанных философских трактатов — вот как можно охарактеризовать «Эпоху Просвещения». Целью данного направления было развитие политики, экономики, закона, образования, науки и философии, а его представителями были Рене Декарт, Вольтер и Жан-Жак Руссо. Последний, к слову, напишет самый известный и до сих пор актуальный трактат «Эмиль, или о воспитании», который изучают в европейских педагогических университетах по сей день.
Одно масштабное событие за другим изменяло мир до неузнаваемости. Американская и Французская революции, которые ставили под сомнения империализм и монархию, дали основу для создания либерализма. Адам Смит создал рабочую систему в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», ставшей основой для капитализма. Случилась глобальная промышленная революция: тенденция от перехода к машинному труду, развитие текстильной и паровой промышленности. Развитие технологий подарило человечеству паровую машину Джеймса Ватта, микроскоп, микроскопом, барометр, термометр, и другие изобретения; также эпоха «Просвещения» стала эпохой химии (основы Антунала Лавуалье), астрономии (открытие Гершелем планеты Уран и его спутников), физики (три закона сохранения энергии Ньютона) и других наук.
Одно из самых важных изобретений, которыми пользуются не только современные учёные, но и простые люди — научный метод. Благодаря нему у нас есть универсальная формула для получения достоверной информации, основой которой служит: наблюдение — гипотеза — эксперимент — запись данных — опровержение/подтверждение гипотезы — вывод.
Сложно отрицать, что в XVIII веке революции и открытия правили миром. Революции, социальные исследования, изобретения, эксперименты и географические открытия. А вот литература на этом фоне была не так важна и интересна для общества. Конечно, был «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо и «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта, но романы были написаны с целью сатиры. Это тоже важно и имеет значение, но читателю было сложно ассоциировать себя с идеальным Робинзоном Крузо, который даже спустя десятки лет изоляции на острове остался моральным ориентиром. И только в начале 18-го века появилось такое интересное, противоречивое и загадочное направление в искусстве как «Романтизм».
Глава 2. Романтизм
В чём суть романтизма? В противопоставлении всему, что было до него. Вместо культа разума — культ иррационального, желание узнать мир сменилось на желание его прочувствовать, а общественное благо стало не таким весомым, как благо личное. Романтизм воспевает эмоциональность, незрелость, индивидуализм, желание выделяться, смелость, бунт против системы, смерть во имя идеи и нонконформизм. Основной целью романтиков было желание прожить полную жизнь и испытать весь спектр эмоций. Если говорить про заклятых врагов романтиков, им стало традиционное общество, считающее проявление эмоций чем-то порочным.
Многие спросят: а причём тут психология? При том, что именно благодаря романтизму литература перестаёт быть объективной. Романтики находят способ излить на бумагу личный опыт, чувства, идеи и убеждения. Психология в массовой литературе появляется тогда, когда в книгах всё громче звучит местоимение «я». Живя вопреки общественным нормам и законам, лирические герои, писатели и читатели стали больше осознавать свои внутренние эмоции, а вскоре романы и поэзия стали более востребованными. Именно романтики ввели моду на глубокую прозу, которая повествует о внутренних переживаниях, конфликтах, сомнениях и страхах героя.
Если говорить про писателей и деятелей, я решил уделить внимание самым ярким представителям романтизма. Начну с основателя и главного лица немецкой поэзии.
Иоганн Вольфганг фон Гёте. «Страдания юного Вертера»
Роман «Страдания юного Вертера» вышел ещё во второй половине XVIII века, однако широкую известность он получил в начале следующего столетия. Гёте сделал, казалось бы, очень простое и эффективное действие: добавил туда эмоций, тем самым сделав прозу массовой. При помощи описания поступков, внутренних конфликтов и мастерского языка поэзии Гёте смог заставить читателей прочувствовать то же самое, что и сам Вертер: безответную любовь.
Дело в том, что Вертер, молодой юноша с чистой душой, старается найти смысл жизни в глубокой любви и поиске счастья. Его целью становится девушка по имени Шарлотта, но по многим причинам он сталкивается трудностями и осознаёт, что судьба не даст ему счастья. Безответная любовь — чувство, которое знакомо каждому, но Гёте показал её весьма правдоподобно за счёт ярких образов, метафор и богатого языка. Большое количество психологов видят в главном герое нарциссизм, его разрыв с реальностью и сильной фиксацией на чувствах, а тенденция молодых мужчин накладывать на себя руки так и назвали, эффектом Вертера.
Я, слабый, падший, червь земли, молю о спасении, когда сам я не могу даже помочь себе самому.
Гёте написал произведение в 1774 году и заложил основу романтизма. Его наследие поэзии и культа чувств продолжил английский поэт, который возвёл переживания в абсолют и описал их настолько красочно, насколько это было возможно.
Лорд Джордж Гордон Байрон. Лирика
Всякий раз, когда речь заходит о романтизме, всегда вспоминают этого английского поэта. Личностью он был яркой и скандальной: его обвиняли в инцесте с сестрой, уважали и презирали в литературных кругах, а конец своей короткой жизни он посвятил войне Греции за независимость от Османской империи. Поэзия Байрона является воплощением романтизма в литературе; она возвышенная, чувственная, идеологическая, а главное — в ней эмоции главенствуют над логикой. Многие историки, филологи английского языка и литературоведы считают лорда Байрона идеальным героем романтизма во плоти. Его стихи пропитаны глубокими эмоциями, начиная от одержимой любви и заканчивая убийственной тоской.
Титан! На наш земной удел,На нашу скорбную юдоль,На человеческую больТы без презрения глядел;Но что в награду получил?Страданье, напряженье силДа коршуна, что без концаТерзает печень гордеца,Скалу, цепей печальный звук,Удушливое бремя мукДа стон, что в сердце погребен,Тобой подавленный, затих,Чтобы о горестях твоихБогам не смог поведать он.
Обратите внимание, какие эпитеты и обороты использует Байрон. Здесь нет строгости и структурной формы, зато присутствует полёт слова, возвышенность и чувство одиночества из-за своей исключительности, которым пропитана вся литература Романтизма. А ведь именно субъективный взгляд даёт нам понять психологический портрет персонажа, в том числе — лирического Героя.
Мери Шелли. «Франкенштейн, или современный Прометей»
Мери Шелли является знаковой фигурой в истории Романтизма а также первопроходцем в психологическом понимании литературы в прозе. Во-первых, я ей искренне завидую: роман «Франкенштейн или современный Прометей» она написала в возрасте 18-ти лет. Во-вторых, если вы думаете, что Франкенштейн — история про глупого монстра с широким лбом, металлическими гайками на шее и пирофобией, вы глубоко ошибаетесь.
«Франкенштейн» становится одним из первых в истории романов, который погружает читателя в голову главного героя. История о безумном учёном, который решил оживить создание при помощи науки, написана в виде писем; повествование ведётся от первого лица, что в начале XIX века не было популярным ходом. Шелли использует все классические приёмы романтизма: описание субъективного мировоззрения, бесконечное чувство одиночества, непонимание окружающего мира и противопоставление героя обществу. Доктор Виктор Франкенштейн задаётся вопросами о прогрессе науки, думает об ответственности за собственные изобретения, испытывает разочарование. Сам монстр, увидев ненависть людей, чувствует сильнейшую обиду и направляет агрессию на людей и своего отца, но при этом, глубоко внутри, он испытывает ненависть только к себе. А главным врагом выступает само общество, которое не готово принять революционные идеи учёного или самого монстра. Я напомню, что это было в те времена, когда литература была максимально отстранённой от читателя.
Я одинок и несчастен; люди избегают меня, потому что я отвратителен, а я ненавижу их за это.
В романтизме есть яркая фигура, которая заставила сопереживать нарциссу, эгоисту и оппортунисту, который считает себя глубоко несчастным человеком. Подсказка, он из России.
Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени»
Михаил Лермонтов известен своей прозой, любовью к Кавказу и яркой жизнью, богатой на события. Многие зарубежные писатели, к примеру — Джеймс Джойс, написавший «Уллиса», глубоко уважают и прозу и поэзию Лермонтова. Классик литературы известен своим романом, который проложил ему путь к славе. Роман называется «Герой нашего времени».
Феномен произведения, во-первых, заключается в краткости. Серьёзно, если сравнить с пятикнижием Достоевского или эпопеей Толстого, Лермонтов смог уложить целый образ человека, его паттерны поведения и типичные реакции на ту или иную ситуацию в относительно небольшом по объему романе.
Во-вторых, с точки зрения герменевтики, Лермонтов играется со стилем повествования. Дело в том, что фабула совершенно не совпадает с сюжетом: события и части романа расставлены не в хронологическом порядке. Порой главным лицом может выступать главный герой, Григорий Печорин, старичок Максим Максимыч, или сам безымянный автор. Также хочу упомянуть о любви автора и Печорина к Кавказу. Лев Толстой испытывал глубокое уважение к Лермонтову, ведь тот описал всю таинственную, но бесконечно манящую природу непостижимого Кавказа; места в котором солдат находится вдали от городской суеты, азартных игр, шампанского и светских бесед, а лишь предоставлен самому себе, сидя абсолютной тишине и размышляя о жизни. Красочное и богатое на эпитеты описание Кавказа Лермонтова не могло не покорить и очаровать романтиков, которые зачитывались «Героем нашего времени» по всему миру.
Произведение полностью анализирует и изучает избегающий тип привязанности. Прелесть Григория Печорина заключается в том, что образ этот абсолютно правдоподобный. Человек, которому однажды причинили боль, пытается заглушить своими победами на любовном фронте бесконечно глубокую дыру и не боится пользоваться людьми. Печорин умный романтик и харизматичный циник; он задаётся вопросами о бессмысленности жизни и убеждён в своей ненужности, но при этом не испытывает абсолютного сострадания к людям. Ещё один парадокс: человек, которому всё равно на последствия собственных поступков и боль, которую тот причинил людям, верит в судьбу и в её неизбежность. Несмотря на отрицательные качества, он обладает, как и сам Лермонтов, даром поэта, сравнивая воздух в горах с невинностью младенца. Психологи по всему миру утверждают, что достоверный образ Печорина обладает глубиной благодаря подобным противоречиям. Подобный тип личности остаётся актуальным по сей день, и тот, кто прочитал «Героя нашего времени», знает, на что способны подобные люди.
Итог
Романтизм окрестил XIX век «веком литературы», подарив замечательных писателей, поэтов и драматургов. Он заставил большое количество людей самим сесть за стол, обмокнуть перо в чернила и написать свои собственные переживания. Как это связано с психологией? Мы, человечество, получили богатую библиотеку личного опыта: радость, гнев, страсть, печаль, патриотизм, обида, жадность, любовь — всё это стало основой для анализа поведения и человеческой личности с её потребностями, реакциями, убеждениями. Именно благодаря романтизму и описанию эмоций литература стала соприкасаться с наукой, которая появится только спустя столетие. Несмотря на это, описание собственного опыта отныне стало чуть ли не главной причиной читать художественные произведения.
Но как романтизм отразился на потомках? Что революционного сделал Толстой для психологии? Кто из французских авторов продолжил дело Лермонтова? И какое русское лицо сделало революцию в мировом институте театра?
Обо всём этом я поведаю во второй части которая выйдет совсем скоро :)