Найти в Дзене
Жизнь Зрителя

"Парк Юрского Периода": фильмы, книги и критика современной науки | Майкл Крайтон | Жизнь Зрителя

В 90х динозавры были везде. "Парк Юрского периода", "Прогулки с динозаврами", "Затерянный мир", бесконечные энциклопедии, игрушки, игры, фигурки, раскраски и прочие штуки всех цветов и размеров. Не то чтобы все это было нужно, но если уж увлекся динозаврами, то тяжело остановиться. До тех пор пока покемоны не захватили неокрепшие мозги 10леток динозавры были круче всего. Ты мог не знать ничего об истории древнего мира, но самых крутых динозавров назвал бы даже ночью. Тираннозавр, Велоцираптор, Птеродактиль, Трицератопс, десятки странных названий были ярко выжжены на внутренней стороне черепа каждого нормального пацана. И в центре всего этого доисторического безумия был главный фильм "Парк Юрского периода". Он не просто был в центре, он буквально породил моду на динозавров на целое десятилетие. Первый фильм и его чуть менее удачные продолжения навсегда будут стоять для меня в одном ряду с "Крепким орешком", "Терминатором", "Чужими", "Гремлинами" и "Назад в будущее". Классика вечна, пер
Оглавление

В 90х динозавры были везде. "Парк Юрского периода", "Прогулки с динозаврами", "Затерянный мир", бесконечные энциклопедии, игрушки, игры, фигурки, раскраски и прочие штуки всех цветов и размеров. Не то чтобы все это было нужно, но если уж увлекся динозаврами, то тяжело остановиться.

До тех пор пока покемоны не захватили неокрепшие мозги 10леток динозавры были круче всего. Ты мог не знать ничего об истории древнего мира, но самых крутых динозавров назвал бы даже ночью. Тираннозавр, Велоцираптор, Птеродактиль, Трицератопс, десятки странных названий были ярко выжжены на внутренней стороне черепа каждого нормального пацана.

И в центре всего этого доисторического безумия был главный фильм "Парк Юрского периода". Он не просто был в центре, он буквально породил моду на динозавров на целое десятилетие.

Первый фильм и его чуть менее удачные продолжения навсегда будут стоять для меня в одном ряду с "Крепким орешком", "Терминатором", "Чужими", "Гремлинами" и "Назад в будущее".

Про фильмы "Парка Юрского периода"

Классика вечна, перезапуски - мусор

-2

Я не видел старые фильмы по "Парку" со школы, а новые даже не пытался смотреть. Мне хватило пары обзоров, чтобы увидеть очередную ностальгическую поделку для срубания кассы. Очередной "блокбастер" натужно давящий на ностальгическую железу уже не молодого зрителя. Нет спасибо.

Светлые воспоминания прошлого не нужно опошлять таким бездарным образом. Оставьте себе ребуты и ремейки "Охотников за приведениями", "Терминатора" и других легендарных франшиз. Вы просто бесталанные киношные барыги, которые пытаются выехать на гениальных произведениях прошлого.

Недавно я пересмотрел классическую трилогию "Парка Юрского периода" и что могу сказать - это все еще крутые аттракционы, как для своего времени, так и для нашего (если убрать за скобки устаревшую графику):

Изначально авторы хотели использовать аниматронные модели и стоп-моушн-анимацию для создания динозавров. Однако, благодаря работе компании Industrial Light & Magic (ILM) удалось внедрить компьютерную графику, которая произвела революцию. Это сделало динозавров невероятно реалистичными для своего времени.

Впечатляющей была не только графика, но и аниматронные модели, чего стоит только Тираннозавр, модель которого весила целых 6 тонн: из-за своего веса она часто глючила, особенно под дождем. К звукам тоже подошли с фантазией: для Т-Рекса был использован микс из звуков слона, тигра и аллигатора, а звуки велоцирапторов включали крики дельфинов и даже черепах в брачный период.

Все это привело к тому, что в 90-х тема динозавров заинтересовала всех, больше всего конечно детей и подростков. Палеонтология из скучной науки о раскопках старых костей в глазах пацанов всего мира стала чуть ли приключением уровня Индианы Джонса.

Крутой графики было бы мало, если бы в основе всего не лежала увлекательная фантастическая история от человека, который что-то понимал в науке.

Книга "Парк юрского периода" Майкла Крайтона (1990)

Почему я не знал о ней в детстве?

Пересматривая первую часть "Парка", я только в 2025 году из титров после фильма узнал, что он снят по мотивам одноименного романа. Если бы я узнал это в свои 10 лет....

Прочитав ее сейчас в сознательном возрасте, когда динозаврами я давно переболел, могу сказать, что книга отличная. Это тот редкий случай, когда книга и фильм с одной стороны очень похожи по сюжету, одинаково хорошего качества, но в то же время сильно отличаются в мелких деталях. При этом оба являются самостоятельными произведениями, где нельзя сказать, что книга лучше. Они разные.

Майкл Крайтон: Медик, сценарист, режиссер и писатель

-3
Американский писатель-фантаст, сценарист и кинорежиссёр, продюсер, широко известный благодаря своим произведениям в жанрах научной фантастики, медицинской фантастики и триллера. Его книги проданы по всему миру тиражом более 150 млн экземпляров, многие были экранизированы. В 1994 году был единственным человеком, чьи произведения были одновременно номером один на телевидении («Скорая помощь»), в киноискусстве («Парк Юрского периода») и в книгоиздательской отрасли («Разоблачение»).

Майкла, как человека, с медицинским образованием в 80х очень увлекла тема генной инженерии. Да так увлекла, что он вдохновился и написал одно и своих главных произведений. В "Парке" писатель исследует вопросы научной этики, технического прогресса и последствий, которые несут действия безответственных ученых.

Крайтон получил образование в Гарварде, где изучал антропологию, а позже – медицину. Именно интеграция научных знаний в книги делает его фантастику более приближенной в жизни.

К чему еще приложил руку Майкл Крайтон

  • "Затерянный мир" (1995) - продолжение "Парка Юрского периода"
  • Сфера» (1987) – роман о контакте с инопланетным разумом на дне океана. В 1998 году по нему выходил фильм.
  • «Штамм Андромеда» (1969) – научно-фантастический роман о смертельном вирусе из космоса. Был так же экранизирован.
  • Крайтон снял несколько фильмов, включая «Мир Дикого Запада» (1973), который стал основой для современного сериала.

Как любой хороший фантаст, Крайтон обладал даром предсказания научных достижений. «Парк Юрского периода» поднял вопросы о клонировании задолго до овечки Долли (2003). По "Парку" заметна и еще одна сильная сторона Майкла: он умел писать сценарии и романы одновременно, что обеспечивало динамичность его произведений. Хорошим примером подобного может служить "Космическая одиссея", про которую я рассказывал тут:

Но вернемся к книге.

"Парк юрского периода": Книга VS Фильм

А надо ли сравнивать?

-4

В этой части кратко расскажу об особенностях книги, которые были частично или полностью утеряны в экранизации Спилберга. А жаль.

Джон Хаммонд и моральный вопрос

Как выпросить денег на парк при помощи генетически выведенного маленького слоненка. В фильме можно сделать косвенный вывод о Джоне Хаммонде, как об ушлом старичке, который воплотил свою мечту и хочет заработать на ней кучу денег. Мы не знаем его предыстории, мы не видим важных сцен с ним, которые поменяли бы наше мнение о нем. Всего этого мы не видим, и детский мозг зрителя действительно думает, что Джон Хаммонд добрый волшебник, который воплощает мечту. Вилли Вонка с кучей живых доисторических игрушек.

Не ведись на этого милого старичка
Не ведись на этого милого старичка

На деле же все не так радужно. В книге мы видим беспринципного, ушлого и местами настырного старикашку, который изо всех сил пытается делать вид, что все супер, тогда как на самом деле динозавры уже сожрали несколько рабочих и возможно уже сбежали на континент с острова. Там где книга прямо говорит нам о том, что Хаммонд персонаж неоднозначный, фильм только дает намеки. Например, в виде красноречивой сцены, когда Джон спокойно сидит и есть мороженное в кафе Парка, в то время как его племянники где-то в ночи бегают от динозавров.

В детстве я этого вообще не замечал и конечно же покупался на то, что Джон Хаммонд великий волшебник от науки и вообще классный парень. А все проблемы начались с толстого программиста, который почему-то не доволен Джоном Хаммандом. На деле же проблемы парка начались задолго до этого и Хаммонда об этом предупреждали.

Наука на побегушках больших денег и ЭГО

Ты не до конца понимаешь что создал, но уже запатентовал и повесил ценник

Ян Малькольм
Ян Малькольм

Главным противником Джона Хаммонда в его желании сделать из динозавров аттракцион в фильме и в книге был математик Ян Малькольм. В фильме этот конфликт, как и личность самого Хаммонда показан смазано. Киношные нападки Малькольма на Хаммонда слишком вялые и неубедительные. Такое ощущение, что он скорее заинтересован залезть в трусики к коллеге палеонтолога Алана Гранта, чем в правильном отношении к науке в этом парке развлечений.

Книжный же Малькольм подробно и жестко высказывается о своем отношении к Джону Хаммонду, идее парка и в целом проходится катком по современной науке. Большинство современных ученых по его мнению хотят только славы и денег, новых открытий несмотря ни на что. Отсутствие морального компаса и эго, вот что угрожает человечеству в погоне за новыми открытиями.

Это не планета на грани катастрофы. Это мы, люди, на грани катастрофы... Мы не можем уничтожить планету или сохранить ее. У нас не хватит на это сил. Но, возможно, у нас хватит сил на то, чтобы сохранить самих себя"

Споры математика и Хаммонда тянутся через всю книгу и не находят какого-то логического завершения. Малькольм оказывается прав, а у Хаммонда так сильно полыхает одно место от этого, что он не может трезво признать свою ошибку. Ближе к концу книги мы видим в нем проблеск разума, который никуда не приводит, становится слишком поздно.

Блокбастер для всей семьи

Как детский рейтинг сделал историю менее жестокой и глубокой

-7

В фильме я помню только несколько "жестоких" сцен: тираннозавр жрет адвоката в туалете, рабочего съедает раптор, толстый программист получает по заслугам от ядовитого динозавра при попытке выкрасть эмбрионы с острова.

Все эти сцены можно условно назвать "жестокими", ведь все основное происходило за кадром. В книге же Крайтон не церемонится с читателем: кровавые сцены, описание того, как именно кто был ранен и убит и другие моменты выживания людей натуралистично показывают всю силу ошибки Джона Хаммонда. Книга дарит не меньше напряжения и динамики, чем фильм, что удивительно.

В контексте кровавых сцен и брутальных последствий предостерегающие слова Яна Малькольма уже не кажутся просто самовлюбленной болтовней, чтобы впечатлить симпатичного палеонтолога. Рейтинг PG-13 ожидаемо сместил акценты с морально-этических сторон парка и жестокости к чистому блокбастерному приключению для всей семьи.

Как итог

Делиться качественным контентом - цель моего канала. Нередко в процессе написания статей я сам узнаю для себя что-то новое. Если вы любите фантастику так же, как я, то и у вас сегодня появилось новое имя в закладках - Майкл Крайтон.

И это прекрасно.

-8

Читайте в Телеграм: https://t.me/zhizn_zritelya

Смотрите на YouTube: https://www.youtube.com/@zhizn_zritelya

#паркюрскогопериода #jurassicpark #майклкрайтон #жизньзрителя #фантастика