Сегодня не будет долгих рассказов об истории. Просто гуляем по любимому району и наслаждаемся теплыми деньками. Ну и по возможности, охотимся на Львов и Грифонов.
Начинаем маршрут от метро «Арбатская».
Воздвиженка дом 14. Особняк Варвары Алексеевны Морозовой.
Варвара Алексеевна, урожденная Хлудова, жена Абрама Абрамовича Морозова – одного из представителей знаменитой династии текстильных магнатов, построила этот особняк после смерти мужа. Он стал её «резиденцией», где она принимала самых разных людей: от творческой богемы до членов партии большевиков.
Сегодня особняк относиться к ведению Администрации Президента, поэтому, к сожалению, обнесен высоким глухим забором. Полностью рассмотреть задние невозможно. Но всё же если постараться, с противоположной стороны улицы можно рассмотреть Грифонов.
Воздвиженка, дом 16. Особняк Арсения Абрамовича Морозова.
Арсений Абрамович построил свой особняк рядом с особняком матери в 1895 году.
Все знают легенду, что Варваре Алексеевне особняк не понравился и она обозвала своего сына дураком. Всё же, несмотря на то, что Варвара Алексеевна была женщина мудрая и дальновидная, она оказалась не права. Особняк её сына прекрасен и является одной из московских жемчужин.
И хотя особняк украшен ракушками и листьями винограда, которые должными напоминать Арсению Абрамовичу так полюбившуюся ему Испанию, всё же здесь тоже можно найти Грифона. Вот он. Расположился прямо над парадной дверью.
Воздвиженка, дом 18/9. Особняк Шаховского- Осиповских.
На самом верху под самой крышей на фронтоне – фамильный герб Осиповских, который они получили лично от императора за заслуги в 1878 году. Щитодержатели (какое красивое слово!) – золотой Грифон и Лев с алыми глазами, когтями и языком. Конечно, на лепнине дома они всего лишь белого камня. Но все равно, оба очень симпатичные.
Малый Кисловский переулок.
Малый Кисловский переулок, дом 5А/8. Особняк Олениной – Думного.
Построенное в начале 1820-х годов здание представляет собой типичный дворянский особняк послепожарной Москвы. Красивую лепнину и античные колонны дом получил в конце XIX века, когда хозяином особняка стал московский издатель Владимир Васильевич Думнов. На фронтоне дома появились грациозные Львы, поддерживающие импровизированный вензель хозяина «ВД»,
а на крыше устроились очаровательные крылатые существа: то ли горгульи, то ли крылатые собаки, то ли грифоны с собачьими ушами.
Средний Кисловский переулок, двор домов № 7 и № 5.
В этот двор хотела попасть давно. Увидеть наконец своими глазами «застрелившуюся белку».
На массивных железных воротах у входа во двор всех встречает внушительный симпатичный такс.
На стене дома № 5 - радостное граффити.
Бедная «застрелившаяся» белка очень маленькая, как и положено белке. Расположена на углу цветочной клумбы.
Если не знать, что белка есть в этом дворе, можно её и не заметить. Что же привело бедную белку к столь трагической развязке? Судя по белой обводке не обошлось без криминала. Удалось ли следствию докопаться до причин безвременной кончины бедного животного?
Недалеко от белки расположилось еще одно странное существо.
В середине центральной клумбы – девушка на роликах. Вероятно, она переусердствовала со фитнесом. Уж больно изящная у нее фигурка.
Но самое главное чудо – это цветущая Магнолия. Прямо здесь в самом центре Москвы, в обычно дворе, не в научной оранжерее цветёт магнолия.
Сперва кажется, что цветы на дереве – это удачная инсталляция художника.
То, что это живые цветы понимаешь только, когда видишь осыпавшиеся листья цветов.
Ближе к выходу из двора стоит вот такой раритет. Судя по номеру под стеклом – он на ходу.
Воздвиженка, дом 7/6 строение 2.
По Среднему Кисловскому, по Большому Кисловскому – вновь на Воздвиженку.
Жилой дом прокурора Синодальной конторы. Типичный послепожарный особняк.
Как служебное жильё – без особых изысков, строгий классический фасад. Но мимо таким чудных чугунных ужастиков на фасаде пройти нельзя.
Староваганьковский переулок.
Староваганьковкий переулок 25/5. Скульптурный дворик Музея Архитектуры имени Щусева.
Прямо под открытым небом в качестве постоянной экспозиции во дворе расположены некоторые экспонаты Музея.
Вот замечательный Левушка из Английского клуба на Тверской (ныне Музей современной истории России, улица Тверская, дом 21).
У стены флигеля отдельным «стендом» расположены сохранившиеся оригинальные барельефы Триумфальной арки.
Здесь тоже есть Лев.
«Забираем» его в свои трофеи.
Староваганьковский переулок, дом 17 строение 3.
Усадьба Голицыных. Дом с порфировыми колоннами.
Когда-то это была великолепная дворянская усадьба – известная на всю Москву, благодаря своему изысканному внутреннему убранству. Особенно колоннам из порфира.
Сегодня это здание принадлежит Литературному музею. А в 1918 году здесь обосновались редакции газет «Беднота» и «Красная Газета". Приехавший в начале 1920-х годов в Москву начинающий киевский писатель неоднократно пытался напечатать в этих газетах свои небольшие рассказы и фельетоны, чтобы как-то заработать на жизнь. Но его произведения часто не принимали, или если всё же удавалось напечатать пару строк, то гонорары были грошовыми. Почти через 20 лет маститый писатель Михаил Афанасьевич Булгаков в своем главном романе «Мастер и Маргарита» «наказал» своих обидчиков, заставил их петь хором «Славное море, священный Байкал». Именно отсюда из этого дома сотрудники зрелищной комиссии на грузовиках поехали в клинику доктора Стравинского.
«…Через четверть часа к решетке в Ваганьковском подъехали три грузовика, и на них погрузился весь состав филиала во главе с заведующим.
Лишь только первый грузовик, качнувшись в воротах, выехал в переулок, служащие, стоящие на платформе и держащие друг друга за плечи, раскрыли рты, и весь переулок огласился популярной песней. Второй грузовик подхватил, а за ним и третий. Так и поехали. Прохожие, бегущие по своим делам, бросали на грузовики лишь беглый взгляд, ничуть не удивляясь и полагая, что это экскурсия едет за город. Ехали, действительно, за город, но только не на экскурсию, а в клинику профессора Стравинского.…» - М.Булгаков, «Мастер и Маргарита».
Староваганьковский переулок, дом 14.
Церковь Николая Чудотворца в Старом Ваганькове.
Небольшой уютный храм приютившийся на задворках дома Пашкова.
Мемориальная доска на церковной ограде гласит, что здесь бывал Николай Васильевич Гоголь.
Знаменитый дом Пашкова.
Официальный адрес - улица Воздвиженка, дом 3/5 строение 2. Общий адрес для всего библиотечного городка Российской государственной библиотеки.
Дом Пашкова – бывший Румянцевский музей – бывшая Ленинка.
Мы привыкли смотреть на неё с Боровицкой площади. И почти никогда не видим её со стороны Староваганьковского переулка.
А зря. Въездные ворота прекрасны, и охраняет их великолепный царь зверей.
На фасаде здания, выходящего на Знаменку, тоже красуются грозные стражи.
Знаменка, дом 5.
Галерея народного художника СССР Александра Шилова. Располагается в старинном особняке русского архитектора Евграфа Дмитриевича Тюрина.
Над окнами первого этажа находим наших любимых хищников.
Боровицкая площадь.
Нельзя выйти со Знаменки на Боровицкую площадь и не полюбоваться на древний Кремль.
Ваганьковский холм.
Знаменитый дом Пашкова стоит на вершине Ваганьковского холма.
Обычно при произнесении слова «Ваганьково» у большинства москвичей и гостей столицы сразу возникают не самые радостные ассоциации – Ваганьковское кладбище.
Однако само по себе слово «Ваганьково» - довольно радостное. «Ваганиться» - значит шутить, веселиться, дурачиться. Когда-то давно – давно, во времена, когда Москва заканчивалась за Боровицкими воротами Кремля, на Ваганьковском холме жили ваганы – царёвы шуты и скоморохи. Церковь считала эту профессию богопротивной, скоморохов не отпевали в храмах, не хоронили на погостах, и не разрешали жить в городах. Но нужны были шуты царю, вот и селились они за городской оградой, поближе к царским палатам. Время шло, город разрастался, «вышел» за Кремлевские стены. И решил Михаил Федорович Романов поставить на Ваганьковском холме церковь в честь своего небесного покровителя. Но скоморохи и церковь не могут «жить» в одном месте. Вот и выселил Михаил Федорович ваганов подальше из города. Исполнили они волю царя, ушли на новое место, основали Новое Ваганьково. Время шло, скоморохи исчезли, в их бывшей слободе, в Новом Ваганьково в 1771 году устроили Чумное кладбище.
А холм все равно остался Ваганьковским. Продолжали москвичи на нём ваганиться – устраивали зимой на Масленицу катания на санках с Ваганьковского холма, прямо на лёд Москвы – реки.
Идем дальше по Волхонке к Храму Христа Спасителя.
Здесь просто наслаждаемся Пасхальной красотой.
И возвращаемся домой на метро.
Станция метро «Кропоткинская».
На сегодня всё.