Найти в Дзене
Россия будущего

Критическое мышление

Если я попрошу вас назвать страну, в которой преподают критическое мышление, то вы наверняка страну эту не укажите. У меня тоже нет полной картины того, где преподают критическое мышление. Мне лично удалось поработать в СССР, в России и в США в Калифорнии. Именно в США где-то в 2016 году нас преподавателей литературы в школьном округе Вудланд собрали на семинар, на котором нас обучали тому, как работать со школьниками, прививая им навыки критического мышления. До этого я уже преподавал основы критического мышления в городе Стоктон. Так что лично я знаком с двумя способами обучения критическому мышлению.

Сначала мы в Стоктоне предлагали школьникам проанализировать разные виды рекламы с целью определить, как рекламщики пытаются нами манипулировать, чтобы заставить нас купить те, или иные вещи. Все направления манипуляции я уже не помню, но, на вскидку, могу вспомнить примерно три. Первый способ это использования фактов, которые может быть и правдивые, но не отражают главной сути предлагаемого товара. Например, университет "Синергия" на рекламных плакатах утверждал, что они лучший университет устройству на работу по окончании вуза. Может это и так, но по сути университет "Синергия" - это один из самых отстойных по уровню образования университетов. Второй способ - это обращение к патриотизму. Покупай отечественное. Один из примеров это реклама автомобиля "Волга". Третий способ - это привлечение популярного человека. Он покупает и он успешный, если вы будете покупать это же, то и вы будете успешным. После анализа разных видов реклам обучаемым предлагали самим создать рекламные продукты с использованием всех видов манипуляции.

А в Вудланде нам предлагали дать обучаемым две, три статьи с противоречащей информацией. Например, в одной статье утверждалось, что Джон Глен - великий астронавт и он достоин полета снова, в другой, что он корумпированный сенатор и не достоин права снова лететь в космос. И опять обучаемые должны были сначала проанализировать приемы, которыми пользовались авторы статей. Найти информацию об авторах статей и об их репутации прежде чем, самим определиться и сформировать свое мнение. Обращалось внимание на использование слов с определенной смысловой нагрузкой, обращение к фактам или эмоциям и так далее. Ну, а после анализа и определения позиции обучаемым предлагалось написать свое сочинение с использованием приемов манипуляции, используемыми авторами исходных статей.

У вас наверно возник вопрос, почему если в штате Калифорния в школах обучают критическому мышлению, этого не чувствуется. Объясняю. Во-первых, учителя могут и не преподавать это. Во-вторых, после того, как детям раздали сматфоны и сказали им, что они свободные люди, обучить их чему бы то ни было практически невозможно. А в России пока нет даже попыток сформировать у будущих голосующих граждан основы критического мышления. А это очень важно. Тогда, глядишь, всякие там фашисты Ильины не клеили бы свои имена на названия Российских институтов, а фашисты Манергеймы не вешали бы своих памятных досок на стены города Санкт Петербурга, в блокаде которого в бытность того города Ленинградом, они участвовали.