Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610) — один из самых влиятельных художников эпохи барокко, мастер света и тьмы, драматург человеческих страстей. Его произведения потрясают силой эмоций и реалистичностью образов, а темы, казавшиеся привычными в изобразительном искусстве, у Караваджо оживают в новом, смелом прочтении. Особенно это касается его мадонн — образов Девы Марии, которые Караваджо наделил необычайной человечностью и внутренним драматизмом.
В отличие от своих предшественников, изображавших Мадонну как небесную царицу в сиянии идеальной красоты, Караваджо выбрал иной путь. Его мадонны — это реальные женщины, узнаваемые, земные, уязвимые.
Эта смелость вызывала шок и негодование у современников. Ведь Караваджо часто приглашал для позирования моделей из простого народа — служанок, крестьянок, а иногда даже женщин сомнительной репутации.
Мадонны Караваджо рушили устоявшиеся каноны религиозной живописи. Вместо идеализированной богоматери он показывал женщину, на которую могли быть похожи матери его зрителей — с натруженными руками, с усталым лицом, но с непередаваемой глубиной любви и терпения. Это шокировало церковных заказчиков, но одновременно открывало новые горизонты для искусства. Именно Караваджо стал одним из родоначальников реализма в живописи.
Художник создал несколько картин, на которых изображена Мадонна. Сейчас исследователи творчества художника называют три точно подтверждённые картины с образом Мадонны.
1. Мадонна ди Лорето
Картина была написана специально для капеллы Кавалетти церкви Сант-Агостино в Риме по заказу наследников маркиза Эрмете Кавалетти для украшения семейной капеллы по его завещанию.
Со временем картина получила второе название "Мадонна Пилигримов". Ведь на ней изображены два крестьянина - поломника, стоящие на коленях перед Девой Марией, держащей на руках Иисуса.
Это одна из лучших работ художника. Но картина вызвала много негативных отзывов из-за неопрятного вида паломников и грязных пяток одного из них на переднем плане, а также из-за необычного вида Мадонны, показанной не в небесном сиянии, а стоящей у ветхой стены убогого жилища. Да еще и босиком.
2. Смерть Девы Марии
Картина была заказана папским адвокатом Лаэрцо Черубини для кармелитской церкви Санта Мария делла Скала в районе Трастевере в Риме.
Дева Мария изображена мертвой, лежащей на простом ложе. Вокруг её оплакивают апостолы и Мария Магдалина. Нет ни ангелов, ни золотого света — только тяжелое, скорбное молчание.
И опять картина необычная. Ведь в католическом мире веками господствовало убеждение, что Мария была принята на небо живой, и это нашло отражение во множестве произведений искусства.
А здесь полное отсутствие мистицизма. Смерть показана как страшная человеческая утрата.
3. Мадонна и младенец со святой Анной
На картине изображена Мадонна с младенцем Иисусом, который топчет змею — символ зла и первородного греха. Рядом стоит Святая Анна, мать Марии.
Картина задумывалась для украшения алтарной части в капелле братства Палафреньери, расположенной в соборе Святого Петра в Ватикане. Однако вскоре заказчики отказались от картины, причиной, по всей видимости, послужило несоответствие образа Девы Марии традиционным церковным канонам.
Ведь на ней изображена Богородица в виде обычной женщины, оберегающая своего ребенка. А Святая Анна, мать Богородицы, к которой с большим почитанием относятся в христианском мире, выглядит морщинистой старухой, безучастно наблюдающей за происходящим.
4. Мадонна Розария
Насчет этой картины у искусствоведов нет единого мнения. Но большинство картину все-таки приписывают кисти Караваджо.
Картина выполнена в стиле, близком к позднему Караваджо, с тем же драматическим освещением. Но есть предположения, что её дописывали ученики или последователи, особенно в нижней части композиции.
Так что вопрос остаётся открытым: "чистый" ли это Караваджо, или его работа была существенно изменена.
На картине Святой Доминик и Мадонна раздают чётки верующим. Композиция торжественная, наполненная персонажами разных сословий.
По свидетельствам современников, Караваджо якобы писал еще одну картину - "Мадонну дель Серапе" для мальтийских рыцарей в 1607–1608 годах. Картина исчезла, и её местонахождение неизвестно.
Как итог, хочется отметить, что Караваджо писал Мадонну не как далёкую небожительницу, а как реальную женщину с реальными эмоциями — уставшую, любящую, скорбящую, волнующую.
Его мадонны — не украшение храмов, а отражение человеческой правды, где святость существует рядом с бедностью, усталостью и болью.