Найти в Дзене
Время

Автомобили Ленина: какие машины предпочитал вождь революции. От FIAT до Rolls-Royce

Владимир Ильич Ленин, лидер Октябрьской революции и основатель Советского государства, известен прежде всего как политический деятель, а не автолюбитель. Тем не менее, автомобили в его жизни сыграли важную роль — как средство передвижения и символ новой эпохи. После Октябрьской революции 1917 года, когда Ленин стал главой Советского государства, автомобили стали для него не роскошью, а необходимостью. Первые автомобили, на которых ездил Ленин, отражали специфику переходного времени: часть машин осталась от свергнутой власти, часть была срочно закуплена за границей или переделана под новые условия. Одна из первых машин, на которых ездил Ленин после революции, была французская Renault 40CV — мощный и надёжный автомобиль. Эта марка считалась одной из самых престижных во Франции — на таких ездили европейские короли. Хотя "Роллс-Ройс" ассоциируется прежде всего с бронированной версией, в начале у Ленина был обычный Silver Ghost. Для более коротких поездок использовались автомобили италья
Оглавление

Владимир Ильич Ленин, лидер Октябрьской революции и основатель Советского государства, известен прежде всего как политический деятель, а не автолюбитель. Тем не менее, автомобили в его жизни сыграли важную роль — как средство передвижения и символ новой эпохи.

Первые автомобили Ленина

После Октябрьской революции 1917 года, когда Ленин стал главой Советского государства, автомобили стали для него не роскошью, а необходимостью. Первые автомобили, на которых ездил Ленин, отражали специфику переходного времени: часть машин осталась от свергнутой власти, часть была срочно закуплена за границей или переделана под новые условия.

1. Renault 40CV

Одна из первых машин, на которых ездил Ленин после революции, была французская Renault 40CV — мощный и надёжный автомобиль.

  • Объём двигателя: около 7,5 литров.
  • Максимальная скорость: до 100 км/ч.
  • Особенности: просторный салон, надёжная механика.

    Renault 40CV был завезён в Россию ещё до революции и использовался высокопоставленными чиновниками Временного правительства, а потом перешёл в распоряжение Совета Народных Комиссаров.
-2

2. Delaunay-Belleville 45

Эта марка считалась одной из самых престижных во Франции — на таких ездили европейские короли.

  • Объём двигателя: около 6,5 литров.
  • Особенности: роскошная отделка, плавный ход, надёжная подвеска.

    Один из экземпляров Delaunay-Belleville остался после изгнания царской семьи и был передан для использования высшими советскими руководителями, включая Ленина.
  • Особенности: роскошный автомобиль с мягким ходом и репутацией "королевского" транспорта (ими пользовались, например, русский император Николай II и многие европейские монархи).
  • Ленин использовал его для особо официальных мероприятий.
  • Модель имела округлый кузов ("капот-булочка"), что отличало её от более угловатых современных машин.

3. Rolls-Royce Silver Ghost (позже бронированный)

Хотя "Роллс-Ройс" ассоциируется прежде всего с бронированной версией, в начале у Ленина был обычный Silver Ghost.

  • Объём двигателя: 7 литров.
  • Особенности: высокая плавность хода, тихий двигатель, роскошный салон.

    Со временем эту машину переоборудовали в броневик для безопасности вождя.
-3

4. FIAT 18-24 HP

Для более коротких поездок использовались автомобили итальянского производства FIAT.

  • Объём двигателя: 4,2 литра.
  • Максимальная скорость: около 80 км/ч.

    Эти машины были надёжными, манёвренными и подходили для московских улиц, которые часто были в плохом состоянии.

Интересный факт:

Ленин лично не водил автомобиль. Он всегда передвигался с шофёром и личной охраной. Среди водителей Ленина самым известным был Степан Гиль, который служил ему верой и правдой долгие годы.

"Роллс-Ройс" Ленина

"Роллс-Ройс" Ленина: легендарный автомобиль вождя революции

"Rolls-Royce Silver Ghost" — пожалуй, самый известный автомобиль, связанный с именем Владимира Ильича Ленина. Этот роскошный британский автомобиль стал не просто средством передвижения, но настоящим символом власти и необходимости в защите в условиях гражданской войны.

История появления

После революции 1917 года в Советскую Россию поступило несколько машин Rolls-Royce Silver Ghost, в основном трофейных — захваченных у белогвардейцев или оставленных иностранными дипломатами. Один из таких автомобилей в 1918 году был передан для личного пользования Ленина.

Однако в условиях революционного террора и постоянной угрозы покушений обычный автомобиль был недостаточно безопасным.

Бронирование автомобиля

По личному распоряжению Совета Народных Комиссаров (и по настоянию службы охраны Ленина) машина была отправлена на Путиловский завод (ныне Кировский завод) в Петрограде для переделки:

  • На автомобиль установили броневые листы толщиной до 6 мм.
  • Окна были заменены на пуленепробиваемые стёкла (тогда это были толстенные многослойные стёкла).
  • В конструкцию внесли изменения для усиления рамы и шасси.
  • По некоторым данным, на машину даже планировали установить пулемёт, но в итоге ограничились защитными мерами.

Вес автомобиля после бронирования значительно увеличился, что сделало его менее манёвренным, но зато хорошо защищённым.

Технические характеристики "Роллс-Ройса" Ленина:

МодельRolls-Royce Silver Ghost год выпуска около 1915–1916 Двигатель 6-цилиндровый, объём 7,0 л мощность 48–50 л.с. Максимальная скорость около 80 км/ч (без брони), 50 км/ч (с бронёй) привод Задний

Использование

Ленин активно пользовался своим "бронероллсом" для поездок между Кремлём и загородной резиденцией в Горках (ныне Горки Ленинские). Состояние дорог было тяжёлым, особенно зимой, поэтому в особые моменты на автомобиль устанавливали гусеничный ход — так называемые "снежные гусеницы" системы Кегресс. Это позволяло машине ездить по заснеженным дорогам, превращая её в нечто среднее между танком и автомобилем.

Таким образом, "Роллс-Ройс Ленина" с гусеницами стал одним из первых внедорожников в истории советского автопарка.

Где сейчас этот автомобиль?

Один из сохранившихся "роллс-ройсов" Ленина выставлен в Государственном историческом музее-заповеднике "Горки Ленинские". Машина отреставрирована и представляет собой уникальный памятник эпохи.

21 января 1924 года в 18 часов 50 минут Ленин умер. Его водитель Гиль отправился в Москву на автосанях Rolls-Royce, чтобы сообщить о смерти вождя пролетариата . Гроб с телом Ленина был доставлен в Москву именно на этом автомобиле.

Другие автомобили

Помимо знаменитого "Rolls-Royce Silver Ghost", в распоряжении Владимира Ильича находилось ещё несколько машин — как иностранных, так и со временем отечественных моделей. В те годы автопарк Совета Народных Комиссаров собирали буквально из всего, что было доступно.

-6

1. Лаурин и Клемент (Laurin & Klement)

  • Производство: Австро-Венгрия (Чехия).
  • Особенности: добротные, прочные автомобили, ставшие позже основой для бренда Škoda.
  • Использовались для загородных поездок.
  • В СССР такие машины воспринимались как надёжная "рабочая лошадка" для бездорожья.

2. Первые отечественные автомобили

Ближе к концу жизни Ленина в стране начались попытки наладить собственное автопроизводство. Так, в 1924 году (уже после его смерти) появился АМО-Ф-15 — первый советский грузовик на базе итальянского FIAT. Планы создать советские легковые автомобили при Ленине только обсуждались.

Особенность ленинского автопарка

  • Автомобили часто переделывали под российские реалии: усиливали подвеску, защищали кузова, адаптировали к морозам.
  • Ремонтировали их вручную, так как запчастей практически не было.
  • Шофёры Ленина были не просто водителями, а настоящими механиками: они знали свои машины "наизусть".

Символическое значение

В начале XX века автомобиль в России был предметом роскоши, доступным только аристократам, крупным промышленникам и высшим чиновникам. Революция 1917 года должна была, казалось бы, покончить с символами старого мира. Однако автомобили, ставшие частью жизни Владимира Ильича Ленина, обрели новое, особое символическое значение в контексте советской власти.

1. Автомобиль как инструмент новой власти

Ленин воспринимал автомобиль не как атрибут роскоши, а как необходимое средство работы. В условиях разрухи, угроз и неустойчивого положения Советской власти быстрые и защищённые перемещения стали вопросом не удобства, а выживания. Автомобиль в этом смысле стал символом мобилизации, энергии и оперативности революционной власти.

Ленин не водил машину сам — он использовал её как инструмент для того, чтобы быстрее руководить страной, проводить инспекции, выезжать на встречи и митинги.

2. Преемственность и разрыв с прошлым

Парадоксально, но многие машины Ленина — французские, британские, итальянские — происходили от старой, буржуазной Европы.

Тем не менее, в новой реальности они были "переосмыслены":

  • Бывшие символы богатства стали орудиями революции.
  • Бронирование автомобилей и переделка их под тяжёлые условия войны символизировали готовность новой власти использовать старые ресурсы в борьбе за будущее.

3. Автомобиль как защита революции

В условиях постоянной угрозы покушений автомобиль становился подвижной крепостью.

Особенно это выразилось в бронированном "Rolls-Royce Silver Ghost" Ленина, который на гусеничном ходу превращался в почти военную машину. Это была демонстрация: революция уязвима, но она способна защитить себя всеми доступными средствами.

4. Идеологическое значение для масс

Для простого человека автомобиль Ленина выглядел двойственно:

  • С одной стороны, он оставался признаком "особого статуса", что могло восприниматься с недоверием.
  • С другой стороны, он олицетворял силу новой власти, её техническую оснащённость, её способность действовать быстро и решительно.

В советской пропаганде поздних лет автомобили Ленина часто показывали не как роскошь, а как часть образа энергичного вождя, который "неустанно трудился на благо народа".

Итог:

Автомобили Ленина стали символами
практичности, защиты, преемственности и силы новой власти. Они отражали не стремление к комфорту, а готовность использовать любые средства ради построения нового мира.