В 2025 году дискуссия о природе расы снова оказалась в центре внимания. Недавние политические заявления о «биологической реальности» рас противоречат данным современной науки. Генетики, антропологи и биологи десятилетиями доказывают: раса — это продукт культуры, а не генетики.
Как наука пришла к выводу что раса это конструкт
В начале XX века ученые пытались разделить человечество на расы по физическим признакам — форме черепа, цвету кожи, структуре волос. Однако результаты были хаотичными. Чарльз Дарвин в 1871 году перечислил 13 исследователей, которые выделяли от 2 до 63 рас. Американский социолог Уильям Дюбуа еще в 1906 году писал: «Невозможно провести четкую границу между черной и другими расами… Ни один физический признак не позволяет однозначно выделить негроидную расу».
«Прогресс цивилизации — не монополия одной расы. Африканцы ковали железные орудия и ткали тонкие ткани, когда светлокожие европейцы носили шкуры и не знали железа».
К 1940-м годам антропологи, включая Рут Бенедикт и Джин Велтфиш, перешли от биологии к культуре как объяснению различий между группами. Их работа «Расы человечества» (1943) доказывала: поведение и традиции формируются средой, а не генами.
Генетика против расовых мифов
Теодосий Добжанский, один из основателей синтетической теории эволюции, показал: популяции — это динамичные группы, а не статичные «расы». Генетические различия между людьми одной «расы» часто больше, чем между разными группами. Например:
- Разница в ДНК двух случайных африканцев — около 0,3%, тогда как между африканцем и европейцем — всего 0,1%.
- Генетическое разнообразие в Африке выше, чем на всех других континентах вместе взятых.
Современные исследования, включая проект «Геном человека», подтверждают: «Раса не имеет четкого биологического определения. Это социальная категория» (American Society of Human Genetics, 2018).
Почему раса кажется реальной
Люди замечают внешние различия — цвет кожи, разрез глаз, форму носа. Но эти признаки составляют менее 0,01% генома. Мозг склонен к категоризации, поэтому социальные конструкции воспринимаются как «естественные». Примеры:
- В Бразилии расовые категории зависят от доходов: темнокожий человек, добившийся успеха, может быть отнесен к «более светлой» группе.
- В США «правило одной капли крови» (one-drop rule) исторически определяло расу по минимальному африканскому наследию, игнорируя генетику.
Последствия заблуждений
Вера в биологическую природу расы ведет к:
- Медицинским ошибкам. Например, предположение, что у чернокожих «более толстая кожа», приводило к недооценке боли у пациентов.
- Дискриминации в технологиях. Алгоритмы распознавания лиц хуже работают с темнокожими из-за обучающих данных, а не «биологических особенностей».
Выставка в Смитсоновском музее «Форма власти: Раса и американская скульптура» показывает, как искусство создавало и закрепляло расовые стереотипы. Наука согласна: раса — это инструмент власти, а не природы.