Найти в Дзене

Разбор управленческих ситуаций. Сезонность – как замотивировать новичка в несезон? Мой ответ

Продолжаем разбирать ситуации, с которыми можно столкнуться в бизнесе. Сезонность, когда пиковые по нагрузке и прибыли периоды сменяются спадами, есть во многих сферах – и это сказывается на процедуре найма и ввода в должность. Такую ситуацию рассматриваю и в Марафоне Управление персоналом, который провожу в Телеграм – там даю ответы на трех уровнях, как реагировать при возникновении проблемы, что предпринять для снижения рисков и какие психологические моменты могут стать причиной. А в этих статьях говорю только о первом. Подробное описание – в отдельной статье. А сейчас – что делать, когда человек недоволен первыми зарплатами, хотя точно знал, что приходит в несезон? Или еще интересней – пришел в высокий, а вот к снижению дохода оказался не готов, хотя про сезонность знал? Для начала – а когда именно обсуждалась сезонность и то, что человек придет в низкий сезон? Понятно, что до найма, но когда конкретно? Месяц назад, или три, или полгода? Возможно, в тот момент как раз прибыль и зара

Продолжаем разбирать ситуации, с которыми можно столкнуться в бизнесе. Сезонность, когда пиковые по нагрузке и прибыли периоды сменяются спадами, есть во многих сферах – и это сказывается на процедуре найма и ввода в должность. Такую ситуацию рассматриваю и в Марафоне Управление персоналом, который провожу в Телеграм – там даю ответы на трех уровнях, как реагировать при возникновении проблемы, что предпринять для снижения рисков и какие психологические моменты могут стать причиной. А в этих статьях говорю только о первом. Подробное описание – в отдельной статье. А сейчас – что делать, когда человек недоволен первыми зарплатами, хотя точно знал, что приходит в несезон? Или еще интересней – пришел в высокий, а вот к снижению дохода оказался не готов, хотя про сезонность знал?

Множество моментов влияют на мотивацию и эффективность. Понимание, что и откуда, в какое время и почему, в их числе.
Множество моментов влияют на мотивацию и эффективность. Понимание, что и откуда, в какое время и почему, в их числе.

Для начала – а когда именно обсуждалась сезонность и то, что человек придет в низкий сезон? Понятно, что до найма, но когда конкретно? Месяц назад, или три, или полгода? Возможно, в тот момент как раз прибыль и заработки были вполне достойными – и у человека эти цифры и отложились в памяти. И имейте в виду, что люди склонны запоминать то, что их более привлекает. Многие ли запоминают вероятность выиграть в лотерею? Правильно, большинство обращает внимание на размер джек-пота…

Так вот – как бы не хотелось работодателям, чтобы наемные сотрудники прониклись духом и полностью отдавались работе для воплощения идеи и реализации миссии, на практике наиболее важный и значимый вопрос – деньги. Это не про жадность – это про выживание. И денег много не бывает - у нас потребности растут всегда быстрее возможностей (исключений очень мало, они только подтверждают правило). И рост благосостояния мы воспринимаем как процесс естественный – мы молодцы и нас ценят. А вот снижение уровня доходов – довольно болезненно. Чтобы спокойно отнестись к тому, что зарплата меньше ожидаемой (желаемой, привычной и т.д.), надо к этому подготовиться. Заранее. И физически, и морально. То есть – накопить «подушку безопасности» или «жирок» на период спада. Например, в декабре подъем, а в январе – почти абсолютная тишина. И надо так спланировать финансы, чтобы не возникало в январе проблемы купить хлеба или оплатить квартиру.

Да, на входе вы человеку все озвучили – но этого мало. Мог забыть, мог понадеяться, что с его приходом все изменилось в лучшую сторону. Или обстоятельства изменились – срочно потребовались деньги на ремонт машины или лечение кого-то из близких, муж остался без работы, еще что-то. Где тонко – там и рвется. Это и в личной-семейной жизни работает, и в бизнесе. Закон подлости работает даже заметней, чем всемирного тяготения… Так вот – руководитель должен эти вещи предвидеть и прогнозировать. И соломку стелить.

Что делать? Разговаривать. Напомнить, что этот разговор на входе был – помнишь, обсуждали? Чего тогда сейчас так напрягся? Почему не ожидал, если об этом говорили? Или что-то изменилось в финансовом состоянии семьи? В общем, разговариваем по душам с целью дать человеку осознать и самому прийти к тому, что про спады надо помнить и планировать бюджет с учетом сезонности. Не уходим от проблемы – даем ему выговориться, отпустить напряжение и сомнения, убедиться, что вы настроены на сотрудничество долговременное, чтобы он и периоды подъема мог оценить и свои финансовые вопросы решить…

Здесь, кстати, есть два варианта – чуть коснулась, но хочу поставить акцент. Если человек пришел в момент спада, он может быть разочарован первыми зарплатами – и потому, что реально мало, и потому, что может опасаться, мол, сейчас решат, что я за копейки готов работать, и дальше тоже будут платить копейки. И надо такого сотрудника успокоить, что он будет получать нормальную зарплату. А тот, кто пришел в высокий сезон, в низкий может гордо решить, что не хочет работать за такие маленькие деньги – и тут важно не только напомнить, что снова будет подъем и высокий доход, но и показать разницу – сколько реально приходится усилий прилагать. В пиковые месяцы людям не только поесть, но и вздохнуть бывает некогда – а в другое время на работе и в соцсетях зависнуть успевают, и все новости обсудить, и еще что-нибудь. Я, конечно, против соцсетей в рабочее время – но в принципе человек должен понимать, что вот тогда платили много за интенсивную работу, а сейчас темп более расслабленный, поэтому и оплата адекватная.

Да, здесь тоже есть нюансы в разных бизнесах – например, где-то продукцию рабочие производят в схожих объемах, а реализация сезонная. Тут логично платить людям на производстве, исходя из сделанного ими – найти деньги на оплату труда в таком случае задача владельца и руководителя, на работников эти риски не перекладывая. А отделу продаж – по объемам реализации за период, сколько смог продать, на том и заработал. Хотя может быть и другая схема – и людям важно это озвучивать, не только при приеме на работу, но и в дальнейшем, чтобы они не забывали и понимали, откуда что берется. Системы управления и мотивации должны быть логичны, взаимосвязаны, «заточены» на нюансы бизнеса – и строить их я учу на своих обучениях.

Описания и расписания обучений для руководителей, которые провожу, есть на моем сайте. Для предпочитающих онлайн-формат и желающих улучшить процессы найма подойдет видео-курс Экспресс-РЫБАЛКА.

Марафон Управление персоналом , откуда беру эти ситуации, проходит в Телеграме, это отличный шанс проверить и расширить управленческие навыки. Чтобы записаться на программы, задать вопросы, запросить индивидуальные консультации, пожалуйста, напишите в WhatsApp на номер 8-931-009-26-76

Другие ситуации с разборами в подборке

Упражнения на развитие управленческих навыков | Анна Круглова - Эксперт по Бизнес-Управлению | Дзен