Найти в Дзене

Словарик яхтенных терминов для начинающих

Каждая штука на яхте имеет свое собственное название, и так как в Россию морское дело пришло из Голландии, многие слова позаимствованы оттуда и совсем чужды нашему уху. Мы составили словарик основных терминов, которые будут полезны новичкам, чтобы понять, а что это за птичий язык тут вообще происходит. Попробовали объяснить их простыми словами, чтобы было легче запомнить. Грот и стаксель. Это база. Два основных паруса, которые есть на большинстве яхт. Грот – тот, что больше и стоит сзади. Стаксель – меньший по площади парус, стоит спереди. Гик – горизонтальная палка для крепления паруса. В определенных ситуациях может самостоятельно перекидывать с борта на борт, с учетом его веса и траектории движения способен нанести травму. Если слышим команду «головы», значит гик как раз сейчас осуществит свою телепортацию, и нужно пригнуться, потому что это не та встреча, на которую стоит прийти. Бак – передняя часть суда, условно: всё от мачты до носа. Отсюда - баковый – член команды, который рабо
Оглавление

Каждая штука на яхте имеет свое собственное название, и так как в Россию морское дело пришло из Голландии, многие слова позаимствованы оттуда и совсем чужды нашему уху.

Мы составили словарик основных терминов, которые будут полезны новичкам, чтобы понять, а что это за птичий язык тут вообще происходит. Попробовали объяснить их простыми словами, чтобы было легче запомнить.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Грот и стаксель. Это база. Два основных паруса, которые есть на большинстве яхт.

Грот – тот, что больше и стоит сзади.

Стаксель – меньший по площади парус, стоит спереди.

Гик – горизонтальная палка для крепления паруса. В определенных ситуациях может самостоятельно перекидывать с борта на борт, с учетом его веса и траектории движения способен нанести травму. Если слышим команду «головы», значит гик как раз сейчас осуществит свою телепортацию, и нужно пригнуться, потому что это не та встреча, на которую стоит прийти.

Бак – передняя часть суда, условно: всё от мачты до носа. Отсюда - баковый – член команды, который работает в этой части судна

Ют – задняя часть судна, условно: все, что на корме

Шкот – веревки, предназначенные для регулировки паруса. Отсюда шкотовый – член команды, работающий с этими веревками.

Галс – расстояние, которая яхта проходит по прямой (от поворота до поворота), характеризуется курсом судна относительно ветра: если дует в правый борт – значит идем на правом галсе, в левый борт – идем на левом галсе.

Лавировка – парусная яхта зависит от ветра. Если дойти до нужной точки одним галсом с текущим ветром невозможно, приходится крутить повороты или идти «зигзагом», это и есть лавировка.

Швартовка – процесс подхода судна к причалу или пирсу и фиксация яхты на стоянку. По сути – парковка для лодки. Не менее деликатный процесс.

Рундук – любой вертикальный ящик с крышкой.

Лееры – металлические тросы по корпусу яхты. За них нужно держаться, если чувствуем, что равновесие начинает нас подводить. В целом проходку от носа к корме и обратно лучше всегда делать, придерживаясь за эти элементы.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА

Наветренный/подветренный – зачастую заменяют слова правый и левый. Например, не «на левом борту полотенце уже вытирает воду», а «чье добро висит на подветренном и вот-вот перестанет?»

Потрави - дать слабину, ослабить веревку, ход веревки от себя.

Подбери, добери, выбери – убрать лишнюю слабину, натянуть веревку, ход веревки на себя.

Одерживай! – команда при швартовке или при близком расхождении с другим судном. Что делаем: берем резиновые буи (кранцы), которые всегда зафиксированы на веревках, перекидываем их через борт и держим на высоте потенциального препятствия, страхуя борт судна при контакте.

!! Ни в коем случае не ставим руки, ноги или какие-либо предметы кроме кранцев в попытке распереться между судами или оттолкнуть их друг от друга.