Найти в Дзене

Корпоративные регаты: безопасно или не очень?

Не будем держать интригу до конца статьи: ответим с порога 😊 да, безопасно. Почему? Подробный разбор ниже Практически каждый запрос на проведение регаты сопровождается уточнением: а лодки могут перевернуться? Давайте разбираться – могут или не могут. Обязательный спутник любого парусного путешествия – крен судна или отклонение его симметрии от вертикальной оси. Говоря простыми словами, лодка наклоняется то влево, то вправо, в зависимости от ветровых условий и настройки парусов, крен может быть едва ощутимым, а может быть таким, что горизонт на фото не спасет ни один фотошоп. Возникает логичный вопрос: где предел у этого завала/крена/наклона? Что будет, если лодка наклонится настолько сильно, что вертикальная симметрия окажется горизонтальной? Здесь нам понадобится вспомнить такой термин, как остойчивость. Осто́йчивость, валкость судна — способность плавучего средства противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент, и возвращаться в состояние равновесия по окончании воз
Корпоративная регата Posh Sails в Хорватии
Корпоративная регата Posh Sails в Хорватии

Не будем держать интригу до конца статьи: ответим с порога 😊 да, безопасно.

Почему? Подробный разбор ниже

Практически каждый запрос на проведение регаты сопровождается уточнением: а лодки могут перевернуться? Давайте разбираться – могут или не могут.

Обязательный спутник любого парусного путешествия – крен судна или отклонение его симметрии от вертикальной оси. Говоря простыми словами, лодка наклоняется то влево, то вправо, в зависимости от ветровых условий и настройки парусов, крен может быть едва ощутимым, а может быть таким, что горизонт на фото не спасет ни один фотошоп.

Корпоративная регата Posh Sails в Хорватии
Корпоративная регата Posh Sails в Хорватии

Возникает логичный вопрос: где предел у этого завала/крена/наклона? Что будет, если лодка наклонится настолько сильно, что вертикальная симметрия окажется горизонтальной?

Здесь нам понадобится вспомнить такой термин, как остойчивость.

Осто́йчивость, валкость судна — способность плавучего средства противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент, и возвращаться в состояние равновесия по окончании возмущающего воздействия (с) говорит нам википедия

Если простыми словами и с образным мышлением – давайте вспомним детскую «неваляшку», манипуляции с этой игрушкой в попытках уложить ее на бок – это и есть проявление остойчивости.

Яхте помогает быть остойчивой её конструктив, а именно такой его элемент как фальшкиль. Это подводная часть судна, которая компенсирует воздействие внешних сил и не дает лодке перевернуться, возвращая ее к той самой вертикальной симметрии. Видим фальшкиль? Нет! А он есть!

-3

Но я видел фото! – это частый контркилевой аргумент. И такие фото действительно есть. Дело в том, что килевые лодки, о которых написано выше, это не единственные парусные яхты, которые бывают. Есть, например, шверт-боты или катамараны, не будем подробно разбирать их конструктивные особенности, скажем только, что там такая ситуация возможна. Наши регаты не проводятся на таких видах судов, поэтому такой риск отсутствует.

В заключение для объективности: истории и поисковикам действительно известны случаи, когда кили не спасали парусные лодки от опрокидывания. Как правило, это происходит при сложнейших погодных условиях (например, волне от 5м), ошибкам команды (неправильное расположение грузов, смещения центра масс) или в результате нарушения целостности яхты (пробоины). Данные случаи нужно относить к экстремальным ситуациям, принимая во внимание, что зафиксированы они в совершенно других широтах, и не имеют ничего общего с прогулочным яхтингом по водоемам Подмосковья 😊