Найти в Дзене
Volga Bulgarian

Первые письменные упоминания в XVI-веке о чувашах.

Князь же переплавишася Суру реку, тогда и Черемиса Горняя, а по их (АндрейКурбский, касаясь похода на Казань пишет 1552 года): Егда Чуваша зовомые, язык особливый, начаша встречяти по пяти сот и по тысяще их... То есть, чуваши, известные тогда и как «горные черемисы», сами себя называли чувашами, как особого народа, а не как особую социальную группу. «Въ древности, на той местности, по которой ныне разсеяны Чуваши, обитали три народа: Болгары, Хозары и Буртасы.Герхард Фредрих Мюллерпрофессор истории,конференц-секретарьПетербругской Академии наук. «Описание Чуваши частно и до ныне живутъ въ буртасской земле; хотя большая ихъ часть и отодвинулась къ северу, но это случилось въ XIII веке, когда въ эту местность нахлынулживущих в Казанской губернии языческих народов яко то черемис,чуваш,вотяков"-СПб.,1791г-131с. "Доказательствъ о тождестве котораго-нибудь изъ нихъ съ нынешними Чувашами нетъ…
"Чуваша не знаютъ,откуда они и чемъ были

Князь же переплавишася Суру реку, тогда и Черемиса Горняя, а по их (АндрейКурбский, касаясь похода на Казань пишет 1552 года): Егда Чуваша зовомые, язык особливый, начаша встречяти по пяти сот и по тысяще их... То есть, чуваши, известные тогда и как «горные черемисы», сами себя называли чувашами, как особого народа, а не как особую социальную группу. «Въ древности, на той местности, по которой ныне разсеяны Чуваши, обитали три народа: Болгары, Хозары и Буртасы.Герхард Фредрих Мюллерпрофессор истории,конференц-секретарьПетербругской Академии наук. «Описание Чуваши частно и до ныне живутъ въ буртасской земле; хотя большая ихъ часть и отодвинулась къ северу, но это случилось въ XIII веке, когда въ эту местность нахлынулживущих в Казанской губернии языческих народов яко то черемис,чуваш,вотяков"-СПб.,1791г-131с. "Доказательствъ о тождестве котораго-нибудь изъ нихъ съ нынешними Чувашами нетъ…
"Чуваша не знаютъ,откуда они и чемъ были прежде"А.Фукс."О чувашах и черемисах в Казанской губернии"Казанский Императоръскiй Унивеситетъ" 1840г.
Основная часть памятников булгарского времени находится на территории Татарстана.1500(75%) В других регионах таких памятников значительно меньше: в Ульяновской области — около 200(10%), в Самарской области — около 160(8%), в Чувашии — около 70(3,5% .Причем только на Юго-Востоке на границе с Татарстаном) в Пензенской области — около 70(3,5%). "Волжская Булгария"(WIKI) / .На самой Территории Чувашии булгарские памятники отсутствуют.Только вдоль границы с Татарстаном они встречаются.
(Материалы последней четверти I тысячелетия в Чувашии практически неизвестны. Период конца VII—VIII вв. представлен лишь набором случайных находок с территории Иваньковского могильника. Большой проблемой для дальнейшего изучения средневековых древностей Чувашского Поволжья является отсутствие, временная лакуна VIII—IX вв. Итоговые научные сессии 2011—2014 годов / сост. и отв. ред. Г.А Николаев. — Чебоксары : ЧГИГН, 2014. — 440 с. Ю.А. Краснов(археолог кандидат исторических наук), имевший значительный опыт изучения памятников средневековья, в Чувашии. В статье о происхождении чувашского народа пришел к неутешительному выводу: «ни письменные источники, ни данные этнографии, лингвистики и антропологии не могут дать картины процесса формирования чувашского этноса. В этих условиях особое значение приобретает археология». Проблема в том, что на территории Сурско-Свияжского междуречья практически нет памятников XIII—XV вв., а первые чувашские могильники относятся к XVI—XVII вв /На территории Чувашской Республики из числа средневековых известны два могильника с ранней датировкой- у д.Кирегаси"Палаху"(XII-XV вв.) и с. Б.Таяба(XIVв.)Большетаябинский могильник ляется мусульманским кладбищем.Кирегасьский – не имеет типичных элементов чувашского погребального обряда.№ 4 (46) 2023 ПОВОЛЖСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ стр.49 .
"Судя по этим данным, ислам был широко распространен среди городского и сельского населения. Никаких следов языческих погребальных обрядов с начала XI в. в Булгарии не зафиксировано. Представления о существовании некоего массива языческого «финноугорского» населения следует считать ошибочным, основанном на манипулировании некоторыми видами археологических находок, в первую очередь украшениями, которые, очевидно, не несли ни этнокультурной, ни конфессиональной нагрузки, а их распространение являлось результатом господствовавшей тогда своеобразной моды. Ислам среди населения средневековой Булгарии был единственной религией, не считая, видимо, христианских общин, которые жили обособленно. Мусульманская культура составляла неразрывное целое с булгарской археологической культурой". ПОВОЛЖСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ № 2 (16)