Найти в Дзене
Киновар

7 советских фильмов-хитов, которые могли не выйти на экраны. Кто их спас

Советское кино — это не только шедевры, которые мы с вами пересматриваем снова и снова. Это ещё и бесконечные нервы, цензура и режиссёры, бьющиеся за каждый кадр. Запретить могли любой фильм — хоть комедию, хоть драму, хоть народную классику. Порой достаточно было одного "не того" акцента, одной сцены "не в том духе"... и всё, до свидания, кино! Сегодня я расскажу вам про 7 великих фильмов, которые могли бы так и не дойти до зрителя. Ну что, поехали? Василий Макарович Шукшин хотел снять кино про Степана Разина — о, какую бы мощь мы увидели на экране! Но, увы, идею зарубили. Тогда он сменил тему: написал душераздирающую историю о бывшем уголовнике, который ищет своё место в жизни. Мрачно? Да. Больно? Очень.
И это опять не понравилось худсовету. Шукшину пришлось идти на уступки, чуть смягчить углы... И только тогда фильм выпустили. Сегодня "Калина красная" — это не просто кино. Это крик души целой эпохи. Ну что может быть опасного в весёлой комедии про воришек? Ан нет, товарищи чиновники
Оглавление

Советское кино — это не только шедевры, которые мы с вами пересматриваем снова и снова. Это ещё и бесконечные нервы, цензура и режиссёры, бьющиеся за каждый кадр.

Запретить могли любой фильм — хоть комедию, хоть драму, хоть народную классику. Порой достаточно было одного "не того" акцента, одной сцены "не в том духе"... и всё, до свидания, кино!

Сегодня я расскажу вам про 7 великих фильмов, которые могли бы так и не дойти до зрителя. Ну что, поехали?

Калина красная (1974)

Василий Макарович Шукшин хотел снять кино про Степана Разина — о, какую бы мощь мы увидели на экране! Но, увы, идею зарубили.

Тогда он сменил тему: написал душераздирающую историю о бывшем уголовнике, который ищет своё место в жизни. Мрачно? Да. Больно? Очень.
И это опять не понравилось худсовету.

Шукшину пришлось идти на уступки, чуть смягчить углы... И только тогда фильм выпустили. Сегодня "Калина красная" — это не просто кино. Это крик души целой эпохи.

Джентльмены удачи (1971)

-2

Ну что может быть опасного в весёлой комедии про воришек? Ан нет, товарищи чиновники были неумолимы: тюремная романтика? Показ преступного мира? Ужас какой!

И только благодаря авторитету сценаристов Георгия Данелия и Виктории Токаревой, а также поддержке самих актёров, фильм всё-таки увидел свет. И да, он взорвал экраны!

Так что иногда юмор — самое мощное оружие против цензуры.

Служебный роман (1977)

-3

Казалось бы, ну чем могла не угодить безобидная комедия про офисных работников?

А вот чем: слишком правдоподобно показали бюрократию, слишком неидеальные женщины, слишком уж человечные начальники. Ирония — страшная сила!

Пришлось вырезать сцены, смягчать реплики... Но Эльдар Рязанов стоял до конца. Он сохранил дух фильма. И зрители это почувствовали — всей душой.

Белорусский вокзал (1971)

-4

Ещё одна история, где всё висело на ниточке.

Фильм был слишком... правдивым. Без лишнего пафоса показывал жизнь фронтовиков, их горечь и одиночество. А кому тогда хотелось видеть на экране такие неудобные темы?

Производство пытались остановить несколько раз. От проекта отказались режиссёры Александр Столпер и даже Марлен Хуциев... И только вмешательство Михаила Ромма спасло картину, ведь он поручился за режиссёра картины Смирнова.

Белое солнце пустыни (1970)

-5

Авторы Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков сначала никак не могли утвердить сценарий — слишком странным казался этот «советский вестерн».

Режиссёр Владимир Мотыль отбивал картину от бесконечных замечаний: то про "непонятную любовь к Востоку", то про "малую патриотичность". Фильм буквально спасли хорошие отзывы на закрытых просмотрах, особенно после личного одобрения маршала Гречко.

И вот теперь скажите: как бы мы жили без "Белого солнца пустыни"?

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1967)

-6

История началась с того, что Гайдай наткнулся на заметку о древнем кавказском обычае — похищении невесты. И тут его осенило: "А почему бы не снять комедию?"

Но не всё было так радужно... Цензоры заворчали: мол, высмеиваем национальные традиции, да ещё и как-то слишком весело. Шутки на грани фола, намёки, кривляния — всё это напрягало важных товарищей.

Леонид Гайдай не растерялся. Подправил сценарий, добавил побольше очаровательной наивности — и сумел пробиться. В итоге "Кавказская пленница" стала одной из самых любимых комедий всех времён.

Вот так спасают великое кино.

Бриллиантовая рука (1969)

-7

И снова Гайдай. И снова чуть не запретили!

Основа сюжета — реальный случай: драгоценности, спрятанные в гипсе. Казалось бы, идеальный криминальный детектив... Но вот беда — чиновники страшно боялись, что фильм покажет Советский Союз не с самой приятной стороны.

Что сделал Гайдай? Правильно — хитро сменил акценты. Больше комедии, меньше намёков. Даже название «Контрабандисты» пришлось поменять, чтобы звучало... ну, не так угрожающе.

И вуаля — на выходе получилась золотая классика.

***

Эти фильмы могли навсегда остаться за семью замками в архивах. Чуть-чуть не хватило бы настойчивости... одной подписи... и мы бы никогда не увидели "Калину красную", не улыбались бы приключениям Шурика, не волновались бы за Фёдора Сухова.

Дальше — ещё интереснее! В следующем материале я расскажу вам о киноляпах в фильме «Служебный роман», которые не замечали даже самые внимательные зрители.

Чтобы не пропустить новые статьи и не потерять самое интересное — обязательно подписывайтесь на канал.

Впереди ещё масса захватывающих историй о любимом кино!