Найти в Дзене
Pochinka_blog

🚂 БЖРК — ядерная база на колёсах: тайное оружие СССР

В разгар Холодной войны Советский Союз создавал оружие, способное не только защитить страну, но и гарантировать ответный удар в случае атаки. Одной из самых уникальных разработок стала БЖРК — Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс, или, как его иногда называли, «поезд Судного дня». Это был ракетный поезд, который выглядел, как обычный состав грузовых вагонов. Но внутри него скрывались межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками. БЖРК представлял собой мобильный ракетный комплекс, который перемещался по железным дорогам страны. Основные характеристики: Каждый БЖРК состоял из 17–20 вагонов, включая командные пункты, вагоны-генераторы, системы жизнеобеспечения и сопровождения. Идея мобильной ракетной базы родилась в начале 1970-х годов. США уже разрабатывали собственные передвижные комплексы, и в СССР понимали: стационарные шахты с ракетами уязвимы для первого удара. Нужна была система, которую нельзя легко обнаружить и уничтожить. Работы велись в строгой секретнос
Оглавление

В разгар Холодной войны Советский Союз создавал оружие, способное не только защитить страну, но и гарантировать ответный удар в случае атаки. Одной из самых уникальных разработок стала БЖРКБоевой Железнодорожный Ракетный Комплекс, или, как его иногда называли, «поезд Судного дня».

Это был ракетный поезд, который выглядел, как обычный состав грузовых вагонов. Но внутри него скрывались межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками.

🚀 Что такое БЖРК

БЖРК представлял собой мобильный ракетный комплекс, который перемещался по железным дорогам страны. Основные характеристики:

  • Ракеты: РТ-23 УТТХ (по классификации НАТО — SS-24 Scalpel)
  • Дальность полёта: до 10 000 км
  • Количество ракет в составе: до 3 штук
  • Запуск: возможен прямо с пути, с минимальной остановкой
  • Камуфляж: вагоны были замаскированы под обычные рефрижераторы

Каждый БЖРК состоял из 17–20 вагонов, включая командные пункты, вагоны-генераторы, системы жизнеобеспечения и сопровождения.

-2

🏗 Как и почему его создали

Идея мобильной ракетной базы родилась в начале 1970-х годов. США уже разрабатывали собственные передвижные комплексы, и в СССР понимали: стационарные шахты с ракетами уязвимы для первого удара. Нужна была система, которую нельзя легко обнаружить и уничтожить.

Работы велись в строгой секретности:

  • Ракету проектировали на Южном машиностроительном заводе (г. Днепропетровск, ныне Украина)
  • Пусковую платформу и поезда создавали на Брянском машиностроительном заводе
  • Координировал проект Министерство общего машиностроения СССР

Первый БЖРК встал на боевое дежурство в 1987 году.

-3

🧠 Особенности БЖРК

  • Полная автономность. Поезд мог жить и двигаться неделями без захода на базы, используя собственные запасы топлива, воды и продовольствия.
  • Маскировка. С виду — обычный состав с холодильными вагонами. Различить БЖРК можно было только по мелким признакам, например, чуть увеличенному количеству осей на платформах.
  • Мобильность. Поезда постоянно меняли маршруты, иногда уходя в глухие районы или пересекая страну с запада на восток.
  • Защищённость. Вагоны были бронированными, а системы управления защищены от электромагнитных импульсов.

-4

🧩 Интересные факты:

🔸 Вес одной ракеты РТ-23 УТТХ — около 104 тонн. Запустить такую махину из вагона — инженерный подвиг.

🔸 Кузов вагона делался из прочнейшей брони, чтобы выдержать давление при взлёте ракеты.

🔸 Старт ракеты был "минутным" — после команды система сама открывала крышу вагона и выбрасывала ракету при помощи порохового аккумулятора давления.

🔸 Экипаж поезда жил внутри как в мини-городке: кухни, спальни, залы отдыха, кабинеты управления — всё было предусмотрено для автономного существования.

🔸 В годы Холодной войны по территории СССР курсировали сразу несколько БЖРК, и никто — даже разведка США — не знал их точного положения.

🔸 Псевдонимы поездов были самыми мирными: «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Илья Муромец» — чтобы не вызывать лишних подозрений в документах и переписке.

-5

📉 Почему БЖРК ушли в прошлое

В 1990-е годы с подписанием договора СНВ-2 между США и Россией началась ликвидация мобильных стратегических комплексов. БЖРК были списаны и уничтожены:

  • Станции базирования были демонтированы
  • Вагоны распилены на металл
  • Некоторое оборудование передано в музеи (например, в Музей Железных дорог России в Санкт-Петербурге)

К 2007 году БЖРК как класс исчезли из состава РВСН.

🔥 Но...

В 2010-х годах Россия разрабатывала проект БЖРК нового поколения — “Баргузин”. По неподтверждённым данным, проект был заморожен, но интерес к мобильным ракетным платформам никуда не исчез.

Потому что идея мобильной ядерной базы — до сих пор одна из самых эффективных концепций в стратегии сдерживания.

БЖРК — это настоящая легенда советской инженерной мысли.

Технология, способная изменить ход истории в случае самого страшного сценария. И до сих пор — символ силы, скрытой в простом на вид поезде.

Спасибо что дочитали! Если было
интересно, ставьте лайк и оставайтесь с нами!