Найти в Дзене
ИМХОpress

Отступление сверхдержавы: как США могут вывести войска из Европы

Оглавление

На фоне стремительного изменения мировой обстановки Белый дом начал реализацию давно назревавшего плана: сокращение военного присутствия США в Европе. Этот процесс затрагивает как внутреннюю политику Соединённых Штатов, так и баланс сил на европейском континенте.

Сколько американских войск сейчас в Европе?

На текущий момент ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе не могут назвать точное количество американских солдат, дислоцированных в Европе. Разные источники указывают цифры от 70 до 90 тысяч военнослужащих. При этом география их размещения весьма обширна: 38 тысяч человек находятся в Германии, около 14 тысяч — в Польше, 12 тысяч — в Италии, 10 тысяч — в Великобритании. Присутствуют американские военные и в Румынии, Прибалтике, Испании, Норвегии и других странах.

Часть войск уже начали возвращать домой. Так, 101-я и 82-я воздушно-десантные дивизии, считающиеся одними из самых элитных в вооружённых силах США, покинули базы в Румынии и были переброшены на южную границу США для борьбы с незаконной миграцией и наркокартелями. Однако основная масса американского контингента пока ещё остаётся в Европе, ожидая дальнейших распоряжений.

Стратегия вывода: куда и зачем?

Процесс вывода войск из Европы оказывается куда более сложным, чем просто политическое решение. Американская армия за последние десятилетия создала обширную сеть баз, складов вооружения, логистических центров и тренировочных лагерей, особенно после начала конфликта на Украине. Вывод значительной части военного присутствия потребует не только перемещения личного состава, но и переброски тяжёлой техники, вооружений и инфраструктуры. Это — чрезвычайно дорогостоящая и логистически сложная операция.

Планы команды Трампа предусматривают поэтапный характер вывода. В первую очередь речь идёт о Польше и Румынии, где логистические базы планируется передать под управление НАТО. Затем под сокращение попадёт Германия — страна, с которой отношения у Вашингтона остаются натянутыми как в период канцлера Шольца, так и при новом правительстве Фридриха Мерца.

Интересно, что юридически для сокращения контингента в Европе Белому дому не требуется одобрение Конгресса США. Многие базы существуют на основе двусторонних соглашений, и зачастую расходы на содержание американских войск несут сами европейские страны. Это открывает для администрации простор для манёвра и ускоряет процесс.

Кто заплатит за уход?

Вывод войск обойдётся в значительные суммы — возможно, даже в десятки миллиардов долларов, если учитывать транспортировку техники и строительство новых объектов размещения в самих США или на других базах. В условиях внутреннего давления на бюджет, команда Трампа может попытаться использовать оригинальную стратегию: заставить европейцев оплатить даже уход американских войск.

Такой прецедент уже существует. В начале 2020-х годов Токио согласился профинансировать перенос американских морских пехотинцев с Окинавы на новую базу на острове Гуам. В результате японское правительство выделило миллиарды долларов на строительство объектов, которые формально предназначены для размещения американских солдат. Если подобная схема будет применена и в Европе, Вашингтон сможет минимизировать собственные расходы и одновременно оказать дополнительное давление на союзников.

Политический расчёт: зачем спешить?

Планы по выводу войск тесно связаны с текущим политическим циклом в США. Команда Трампа понимает, что окно возможностей ограничено. В 2026 году в США пройдут выборы в Конгресс, и исход этих выборов может существенно повлиять на дальнейшую внешнеполитическую линию администрации. В 2028 году начнётся очередная президентская кампания, которая традиционно парализует крупные политические проекты.

Именно поэтому сейчас наблюдается явная спешка: Белый дом стремится как можно быстрее зафиксировать на практике изменения в политике безопасности, чтобы в дальнейшем их было сложнее отменить. Более того, сокращение американского военного присутствия используется как рычаг давления на Европу в контексте переговоров по Украине. Отступление США делает европейские столицы более сговорчивыми и усиливает интерес к скорейшему завершению конфликта на приемлемых для Вашингтона условиях.

Европейский страх и надежда на затяжку времени

В Европе многие надеются затянуть процесс. Лидеры ряда стран (особенно Германии, Франции и Польши) рассчитывают, что вывод войск можно будет заморозить или приостановить после промежуточных выборов в Конгресс. Идея состоит в том, чтобы «пересидеть» нынешнюю администрацию, надеясь на смену политического курса в Вашингтоне.

Однако такая стратегия опасна. США уже фактически поставили европейских союзников перед фактом, что приоритеты изменились: основное внимание сосредоточено на внутренней безопасности, южной границе и противостоянии Китаю в Азии. Европа же воспринимается как зрелый, но второстепенный театр действий, где американское присутствие больше не является безусловным обязательством.

Исторический контекст: уход США как закономерность

Вывод американских войск из Европы не является чем-то беспрецедентным. После окончания Второй мировой войны США быстро сократили своё присутствие на континенте, лишь вновь усилив его в годы Холодной войны из-за противостояния с Советским Союзом. После падения Берлинской стены и распада СССР американские войска снова начали уходить, закрывая базы и передислоцируя силы в другие регионы.

Расширение НАТО на восток в 1990–2000-х годах временно замедлило этот процесс, но фундаментальная тенденция к сокращению глобального военного присутствия США никуда не исчезла. Теперь, в условиях экономических трудностей, общественного недовольства «бесконечными войнами» и новой расстановки сил на мировой арене, этот тренд только усиливается.

Что ждёт Европу?

Сокращение американского присутствия ставит перед Европой ряд серьёзных вызовов. Придётся срочно усиливать собственные оборонные возможности, инвестировать в армию, восстанавливать логистические цепочки, развивать военно-промышленный комплекс. Это потребует не только гигантских финансовых затрат, но и кардинальных политических решений, которые трудно реализовать в условиях внутренней нестабильности.

Европа стоит на пороге новой эпохи: эры, когда ей придётся полагаться прежде всего на собственные силы. А это значит, что в ближайшие годы мы увидим резкое усиление национальных оборонных программ, рост военных бюджетов и, возможно, новое переосмысление самой сути Европейского союза как военно-политического актора.