Опять нас пугают взлетом цен на машины через неделю – СМИ с удовольствием хайпуют на этой новости. Но куда уж ценам далее взлетать? – вопрос простой, но, к сожалению, риторический… Опять разберем, у кого там что взлетает, поскольку дьявол же скрывается в мелочах.
Основное событие, наступающее 1 мая 2025 года, - изменение расчета утильсбора для автомобилей из стран ЕАЭС, то есть шедших по каналам параллельного импорта. Там действовали льготные ставки. И юрлица, три года использовавшие эту схему доставки, неплохо экономили в сравнении с традиционными путями импорта автомобилей.
Теперь эта лазейка прикрывается – с 1 мая юрлица будут ввозить машины по полной ставке. Льготы по утильсбору остаются только для физлиц – 5200 рублей.
Тут же пошли гулять сообщения о том, что «с 1 мая 2025 года цены на автомобили в России вырастут на 25%». Источники как бы случайно опускают важное дополнение: цены вырастут не на все машины, а на ввозимые в Россию юрлицами по параллельному импорту. В массе своей это автомобили, отправляемые в РФ через Белоруссию и Киргизию. Причем, в основном это представители верхних сегментов – люкс и премиум.
Глянем, что там с этим направлением.
За первые три месяца этого года в России зарегистрировано 22, 8 тыс. автомобилей, ввезенных по параллельному импорту. Или 9,2% от всех новых зарегистрированных. То есть менее одной десятой.
- Так выглядит топ-3 самых часто ввозимых по параллельному импорту марок (I кв. 2025 г., «Автостат»):
1. Toyota – 3 288 шт
2. LiXiang – 2329 шт.
3. BMW – 2017 шт.
То есть про подорожание всех автомобилей в стране говорить не стоит. С чего бы?
Однако даже удорожание десятой части рынка новых авто может отразиться и на всех остальных его сегментах. У нас так принято, потому что рынок кривой. Или, как выражаются люди интеллигентные, - не до конца цивилизованный рынок. :)
Вот есть уже информация, что в некоторых салонах владельцы еще в середине апреля слегка подняли цены на новые авто – на 10-15%. Загодя, на всякий случай. Надеясь срубить больше на фоне общего ожидаемого подорожания.
Впрочем, их ценообразование – их личное дело. И так, образно выражаясь, никто уже новые машины не берет – слишком дорого. По итогам все того же первого квартала 2025 года продажи в автосалонах упали на 27%. Треть!
Коснется ли данная ситуация рынка автомобилей с пробегом?
Здесь также ожидать можно чего угодно. Сам же рынок машин с пробегом сейчас в таком состоянии.
Объемы продаж падают сейчас по всем регионам, но не так чтобы совсем. По итогам первого квартала снижение всего на 3%. А в марте продажи даже слегка поднялись (+12%) по сравнению с февралем.
В лидерах по объемам естественно Москва. Наш Сибирский федеральный округ на четвертом месте – разница по числу перерегистрации с Центральным ФО в 2,4 раза (в меньшую сторону).
В топ-15 регионов по продажам машин с пробегом из СФО попали только Новосибирская область и Красноярский край.
А между ними затесалось Приморье, что любопытно. Туда и отправляемся, чтобы выяснить: ожидают ли там продавцы каких-нибудь последствий первомайских изменений.
Во Владивостоке на авторынке «Новом» недавно побывал автоблогер Иван Килин, который часто гуляет по подобным рынкам – большей частью в сибирских и дальневосточных регионах России.
Кстати, пару слов скажу про этот рынок. Он открылся год назад на окраине Владивостока и стал альтернативой угасающему легендарному «Зеленому углу». Многие продавцы с «Зеленки» переместились на «Новый», причем, на льготных условиях.
А организовали рынок «Новый» наши иркутские ребята, воплотив для владельцев пустующей площадки отличный бизнес-проект. Обратите внимание на схожесть эмблемы «Нового» и аватарки этого дзен-канала «Автотайм Сибирь». И всё поймете :)
Итак, Иван Килин, человек нахрапистый, решил с лету выяснить у продавцов: будут ли они поднимать цены на свои автомобили? А поскольку, по его утверждению, никакой торговли сейчас нет практически нигде, то значит, чтобы продавать, продавцы должны снижать цены.
Пройдясь по рядам, Килин своим наметанным глазом обнаружил немало автомобилей от миллиона, что нынче очень хорошая цена. Попались ему и целых два (!!) ряда «Ленд Крузеров» - у одного ряда ценник 10 миллионов за авто, у другого – 12 млн…
- Смотрите, на этом рынке почти три тысячи автомобилей. Отличный выбор, цены приемлемые. Практически на все машины всё оплачено – утильсбор, пошлины. Садись и езжай. Но покупателей-то нет. Как торговля? Люди покупают? – спросил он одиноких продавцов, бесцельно гуляющих среди автомобильных рядов.
- Нет, только ходят, смотрят. Сидим, ждем, возим только под заказ, - ответили ему.
- Говорят, что с 1 мая цены на автомобили поднимутся на 25%. На вашем рынке тоже?
- Нет, наших машин это не касается. У нас, в основном, Япония, Корея, правый руль. Они везутся с полным утильсбором, с полной пошлиной. Никакого подорожания не будет.
- Ну тогда снижайте цены – торговля пойдет.
- А смысл? Когда в магазинах всё дорожает…
В общем, интервью получилось не слишком обстоятельным. Но блогер все же нашел немало автомобилей, на которые продавцы с ходу давали скидку – от 20 тысяч до 100 тысяч рублей.
В итоге у меня следующее: панику не нагнетаем – май покажет, как рынок отреагирует на эту историю. Но и не отказываем себе в покупке свежего авто – потому что всегда есть из чего выбрать. И по цене в том числе.
А еще вас могут заинтересовать следующие наши материалы (жми на синие подписи к фото):