Найти в Дзене
Nadiamobail

Иван Николаевич Перов

Иван Николаевич Перов (1833–1882) — выдающийся русский художник, представитель реализма в живописи, один из основателей передвижного искусства в России. Он один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок, крупнейшего художественного объединения второй половины XIX века. Оно было образовано в 1870 году и объединило самых значительных русских художников этого времени.
Картина «Странница в поле», созданная в поздний период творчества Перова, осталась неоконченной. Перед нами крестьянка, умершая в поле от голода или недостатка сил. Контраст неподвижного мертвого тела и цветущего солнечного луга задает тему жизни и смерти, придавая картине философское звучание.
Крестьянская тема была одной из основных в творчестве передвижников. Главной задачей искусства они считали общественное служение, обращение к самым насущным проблемам современности. В 1861 году в России было отменено крепостное право, но эта реформа многих разочаровала. Именно поэтому крестьяне на картинах Пер
Оглавление

Иван Николаевич Перов (1833–1882) — выдающийся русский художник, представитель реализма в живописи, один из основателей передвижного искусства в России. Он один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок, крупнейшего художественного объединения второй половины XIX века. Оно было образовано в 1870 году и объединило самых значительных русских художников этого времени.
Картина «Странница в поле», созданная в поздний период творчества Перова, осталась неоконченной.

-2

Перед нами крестьянка, умершая в поле от голода или недостатка сил. Контраст неподвижного мертвого тела и цветущего солнечного луга задает тему жизни и смерти, придавая картине философское звучание.
Крестьянская тема была одной из основных в творчестве передвижников. Главной задачей искусства они считали общественное служение, обращение к самым насущным проблемам современности. В 1861 году в России было отменено крепостное право, но эта реформа многих разочаровала. Именно поэтому крестьяне на картинах Перова и других передвижников часто показаны бедными, страдающими, вызывающими сочувствие. Загрубевшие руки крестьянки, натруженные ноги, бедная одежда – все это напоминает о тяжелой доле народа.
Картина была подарена к открытию музея в 1896 г. сыном автора и, очевидно, тогда же получила свое второе название – «На пути к вечному блаженству». Тема пути – это и дорога, по которой странствовала эта женщина, и ее жизненный путь, и, шире: судьба России и русского народа.

Ранние годы

Перов родился 21 декабря 1833 года в Москве в семье чиновника. С юных лет проявлял интерес к рисованию. В 1846 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у таких мастеров, как Алексей Саврасов и Василий Перов.

Творческий путь

Перов начал свою карьеру как портретист, но позже сосредоточился на жанровой живописи. Его работы отличались глубоким социальным содержанием и реалистическим подходом. Одним из самых известных произведений художника является картина "Тройка", которая изображает крестьянскую жизнь и отражает дух времени.

Основные работы

Перов создал множество значительных произведений, среди которых:

"Сельский крестный ход" (1861) — картина, изображающая народные традиции и веру.

Апокалипсические настроения этого принципиального произведения и для самого художника, и для русского искусства 1860-х годов находят множество аналогий и подтверждений в литературе. Так, в драме А.В. Сухово-Кобылина «Дело» (1861), насыщенной библейскими цитатами и аллюзиями, дается безжалостная картина русской земли словно перед концом света: «А земля наша что? И смотреть жалостно; проболела до костей, прогнила насквозь! Предана в судах, пропита в кабаках, и лежит она на большой степи неумытая, рогожей укрытая, с перепою слабая».

Картина принесла Василию Григорьевичу Перову первую известность и оставила глубокий след в душе зрителя. «Ничего подобного в русской живописи до тех пор не было видано, и даже в наши дни эта темная, невзрачная картина производит очень сильное удручающее впечатление. <…> Высшие слои общества развратны и дрянны, но и простой народ не лучше и нуждается в коренном исправлении», – писал Александр Бенуа в 1902 году.

-3

Нелицеприятная «правда жизни», показанная Перовым, вызвала протест официальной критики и церкви. Картина была снята с выставки Общества поощрения художеств 1862 года, запрещена к показу и воспроизведению. Купившему ее Павлу Михайловичу Третьякову художник В.Г. Худяков сообщал: "... слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос: на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском, на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали – но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии, как бы не попасть в Соловецкий".

"Проводы покойника" (1865) — одна из самых известных его работ, отражающая глубину человеческих чувств и традиции.

-4
-5

С годами от сатиры Василий Перов переходит к драматическим сюжетам. Коллеги теперь называют его «папой московским», критики — «Достоевским и Тургеневым русской живописи». Его героями отныне становятся «униженные и оскорбленные», «бедные люди».

Принято считать, что с картины «Проводы покойника», написанной в 1865-м, за год до «Тройки», начинает отсчет новое движение в русском искусстве — идейный реализм. А Перов становится его лидером, «отцом русского жанра».

Сюжет «Тройки» мало понятен сегодняшнему зрителю с первого взгляда и требует разъяснений. Здесь изображены крестьянские дети, отданные в обучение в город к мастеровым. Они используются как дешевая рабочая сила: тащат обледенелую бочку с водой. Эта картина написана, что называется, «на основе реальных событий». Однажды на глазах у художника трое детей не смогли удержать сани.

Мальчик Вася, единственный сын крестьянки Марьи, с которого Перов писал центрального персонажа «Тройки», через три года умрет от оспы, а его мать придет к художнику с узелком мелочи и просьбой продать картину ей. Перов отведет крестьянку к владельцу полотна Третьякову

«Она молилась горячо и сосредоточенно на изображение ее дорогого и незабвенного сына. Ни мой приход, ни шаги ушедшего слуги не развлекли ее внимания; она ничего не слыхала, забыла обо всем окружающем и только видела перед собой то, чем было полно ее разбитое сердце», — рассказывал Перов. Художник потом специально для Марьи напишет портрет ее мальчика Васи и пришлет в деревню.

Перов был не только талантливым художником, но и педагогом. Он преподавал в Академии художеств и вдохновлял многих молодых художников. Умер 29 ноября 1882 года в Москве. Его произведения продолжают вдохновлять и сегодня, а его вклад в развитие русского искусства остается неоценимым.

Иван Перов стал символом реалистической живописи в России и оставил после себя богатое наследие, которое изучается и ценится до сих пор.

-6