В мире много музыкальных фильмов - начиная с наших "Веселых ребят", который для меня был первым музыкальным фильмом в моей жизни, и кончая "Богемской рапсодией" и фильмом "Элвис". Но в этом временном промежутке были и другие фильмы - некоторые бесследно исчезли из памяти, другие остались. И вот один среди них - Great Balls Of Fire - в нашем прокате "Большие огненные шары", о жизни известного музыканта Джерри Ли Льюиса. Я считаю его очень удачным. Кстати, как и Вэл Килмер в фильме The Doors, Дэннис Куэйд в роли Джерри Ли отлично вписались в свои роли и не отличишь их от оригиналов.
В фильме есть сцена, когда Джерри Ли поджигает рояль прямо на сцене во время своего выступления. Зачем он это сделал? И действительно ли Джерри Ли Льюис поджег свой инструмент? Или это выдумка режиссера и сценариста?
Когда речь заходит о белых подражателях рок-н-ролла, никто не сравнится с Джерри Ли Льюисом, прозванным за свои выступления "убийцей". Он вытеснил Элвиса Пресли, Билла Хейли и даже Джина Винсента с позиции самого аутентичного переводчика афроамериканского искусства. Такие хиты, как «Whole Lotta Shakin’ Goin’ On» и «Great Balls of Fire», в сочетании с его неистовыми движениями, игрой на пианино и театральными жестами, сделали Льюиса одним из самых известных исполнителей 1950-х. В фильме богобоязненный парень из Луизианы соперничает с Литтл Ричардом и даже с самим Чаком Берри как с самыми мощными силами природы той эпохи.
Для новой аудитории, знакомящейся с мифом об «Убийце», Льюис остаётся великолепной фигурой, застывшей во времени, опасной вспышкой рок-н-ролла, которая избежала десятилетий посредственного материала и скатывания в ностальгическую пародию, постигших многих его коллег. Однако стремительный конец его карьеры был обусловлен крайне сомнительным откровением о его личной жизни, более серьёзным, чем любая автомобильная авария в стиле Эдди Кокрена. Репутация Льюиса была непоправимо испорчена после того, как он женился на своей троюродной сестре Майре Гейл Браун, а шокирующее признание в жестоком обращении с детьми оставило уродливый след в его наследии. К этому легко добавить пощечину от Дженис Джоплин за оскорбления ее стиля одеваться, что можно считать мелкой пакостью Джерри.
Выше - сцена из фильма о сжигании рояля. Чтобы был понятен диалог из фильма, предшествующий событию, приведу его дословно. В нем участвуют сам Джерри Ли, Чак Берри, импресарио Джерри Ли и организатор концерта.
Организатор концерта: " Последним выступает Чак."
Импресарио: "Почему? Последним должен быть Джерри Ли".
Организатор : Нет. Последним будет Чак - это написано в его контракте. У него шесть хитов за последний год".
Джерри Ли: А чья песня сейчас на первом месте?
Организатор : Твоя.
Импресарио : Джерри Ли должен быть последним выступающим"
Организатор: Нет. Это невозможно.
Джерри Ли (обращаясь к Чаку Берри) : "Ну ладно, парень. Ты сам напросился"
(и уже после выступления):
Джерри Ли Чаку Берри : "Ну давай, парень. Теперь твоя очередь.
Интуитивный, энергичный стиль исполнения Льюиса вполне мог подпитываться духовными потрясениями. Он вырос в семье пятидесятников, и его природные музыкальные способности привели к тому, что мать отправила юного пианиста в Юго-Западный библейский институт в Техасе, чтобы он направлял свою энергию на исполнение евангельских песен. Решив превратить гимн «Мой Бог реален» в буги-вуги, Льюис в тот вечер был отчислен из школы. Внутренняя борьба между Господом и дьявольской музыкой будет сопровождать его на протяжении всей карьеры. По словам Джонни Кэша, участника Million Dollar Quartet из Sun Records, он даже спорил с продюсером «Great Balls of Fire» Сэмом Филлипсом из-за богохульных текстов: «Как дьявол может спасать души? О чём ты говоришь?!»
Будучи искусным рассказчиком собственных историй, Льюис с удовольствием предавался грандиозным выдумкам о своём молниеносном влиянии на мир рок-н-ролла, делая противоречивые заявления о некоторых наиболее изученных эпизодах своей жизни вплоть до своей смерти в 2022 году. Самым ярким эпизодом его мифологии является предполагаемое сожжение его рояля на пике его славы, увековечившее его как самую безумную поп-легенду эпохи.
Так Джерри Ли Льюис действительно поджег свой рояль?
Существует два варианта этого предполагаемого акта поджога. В статье "Убийца 1993 года!" утверждает, что еще в 1958 году Льюиса раздражал Чак Берри с его предпоследним хитом, взлетевшим ракетой в чарты США "Джонни Би Гуд" . Желая обеспечить выступление, которое хедлайнер никогда не смог бы превзойти, Льюис поджег рояль и вывел свой самый большой хит на первое место, доводя толпу до исступления.
Достав спичку откуда-то из-за спины, он бросил ее в облитый бензином рояль, продолжил играть, а после окончания, проходя мимо Чака Берри, Льюис пошутил: «Ладно, Чак, теперь твоя очередь». В этой версии событие выглядит как добродушное соревнование, и Берри, как сообщается, смеялся над предстоящим ему сложным заданием выступать после Джерри Ли. В фильме «Адское пламя (Hellfire)» 1982 года история заканчивается на более мрачной ноте: Льюис изображён больным от ядовитой зависти и агрессивно выкрикивающим: «Следуй за мной, mother-f***r».
«Да, я однажды сделал так», — сказал Льюис журналисту Крису Хиту в 2009 году. «Бутылка из-под кока-колы, в ней был бензин».
Однако тремя годами ранее он высмеял эту идею в разговоре с Blender:
«Я никогда этого не делал — это полная чушь».
Мы уже давно поняли, что сами музыканты не всегда являются надежными источниками информации. «Убийца» не был исключением. А вот его тогдашний бас-гитарист Джей-Уи Браун — отец Майры Гейл — опроверг любые слухи о пиромании с фортепиано:
«Он никогда не поджигал фортепиано. Он рвал струны на многих из них, но не поджигал”.
Без каких-либо документальных подтверждений история о горящем рояле в конечном счёте так и не может быть проверена, но, как и многое в рок-н-ролле и популярной музыке в целом, любая хорошая история заслуживает небольшого приукрашивания. Американская поп-культура XX века богата историями о продаже души дьяволу, вдыхании муравьёв вместо кокаина или бренчании по клавишам горящего пианино. Хотите верьте - хотите нет. Но мне нравится эта легенда.
================
И на этом пока все. Разрешите откланяться. Как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.