Найти в Дзене

ПРО ВРЕД ОЦЕНОК

Детям сейчас не интересно учиться. Почему? Причина в неэффективной системе образования, которую нужно менять. И одна из проблем - это существующая система оценок. Давайте поразбираемся с ней. Самая продуктивная мотивация человека — внутренняя. Однако чаще всего людей приходится вовлекать в процесс и уговаривать не останавливаться на достигнутом инструментами внешней мотивации — отметками, наградами. Кажется, что это позитивное влияние, но на деле они могут оказывать обратный эффект. Главная проблема поощрений, что такая практика представляет собой не что иное, как стремление контролировать людей. Как и наказания, награды призваны побудить или принудить других сделать то, что они не стали бы делать по собственной воле. Конечно, они сработают, если цель — поддерживать определённый порядок. А вот для развития самостоятельного мышления учеников или высокого качества работы сотрудников что поощрения, что угрозы будут бесполезны. Почему же тогда награды так популярны? Это привычка: людей с д

Детям сейчас не интересно учиться. Почему? Причина в неэффективной системе образования, которую нужно менять. И одна из проблем - это существующая система оценок. Давайте поразбираемся с ней.

Самая продуктивная мотивация человека — внутренняя. Однако чаще всего людей приходится вовлекать в процесс и уговаривать не останавливаться на достигнутом инструментами внешней мотивации — отметками, наградами. Кажется, что это позитивное влияние, но на деле они могут оказывать обратный эффект.

Главная проблема поощрений, что такая практика представляет собой не что иное, как стремление контролировать людей. Как и наказания, награды призваны побудить или принудить других сделать то, что они не стали бы делать по собственной воле.

Конечно, они сработают, если цель — поддерживать определённый порядок. А вот для развития самостоятельного мышления учеников или высокого качества работы сотрудников что поощрения, что угрозы будут бесполезны.

Почему же тогда награды так популярны? Это привычка: людей с детства поощряют за «хорошее поведение», качественно выполненное задание или выученный урок. Во взрослом возрасте это продолжается: сотрудникам раздают бонусы за хорошую работу. Награды за подчинение требованиям воспринимаются как «принцип устройства мира».

Однако даже просто предполагать, что мы учимся или работаем лишь ради награды, не просто неверно, но унизительно.

Почему в обучении награды не работают?

Нам, людям, от природы свойственно любопытство по отношению к самим себе и окружающей среде, мы намеренно ищем и преодолеваем препятствия, стремимся приобрести новые навыки и компетенции, выйти на новый уровень сложности в том, что изучаем или делаем.

Люди предпочитают автономность наградам. Гораздо сильнее любых внешних стимулов нами движет тяга к взаимной связи с другими людьми, к осознанию своей компетентности, но главное — к автономности, то есть самостоятельности в принятии решений.

Нам важно до известной степени контролировать собственную жизнь, иметь возможность выбирать будущее. При прочих равных условиях нам менее интересны те виды деятельности, в которых мы чувствуем себя пешками.

Начиная с 60-х годов проводились многочисленные научные исследования, которые из раза в раз показывали: предложенное поощрение отвлекает испытуемых от задания и сопровождается более низкой интеллектуальной активностью.

Получатель пряника думает примерно так: «Если им приходится придумывать для меня мотивацию, значит, по доброй воле я вряд ли захотел бы это делать».

Два условия, при которых поощрения будут иметь негативное влияние на результат:

Задача и так достаточно интересна для исполнителя, и поощрение становится избыточной мотивацией.

У задачи нет очевидного решения. Из этого следует, что награды вредны, когда применяются для стимулирования творческой деятельности.

Если награды и имеют эффект, то недолгий. В одном эксперименте в течение двенадцати дней школьники получали награду за то, что играли в математические игры. Дети сначала бросились в них участвовать, но в какой-то момент им перестали давать награду, и тогда их интерес быстро угас — причём оказался даже ниже, чем у контрольной группы, которая изначально никаких наград не получала.