Где: Новая Третьяковка
Адрес: Москва, Крымский Вал, 10
До: 28 сентября 2025
Движение художников на Восток, в Туркестан — важнейшая тенденция русской культуры начала ХХ века. У живописцев, графиков, скульпторов, отправлявшихся в дорогу, были разные задачи, но их всех объединяло желание открыть для себя многоликую и загадочную Азию, ритм и поэтику Востока, дыхание тысячелетней истории восточных народов.
Посетители выставки “Путь на Восток” почувствуют неповторимый колорит этого региона: палящее солнце, сочные краски, вековые чинары,
бытовые сцены на улице и на базаре,
Самарканд и Бухара
и, конечно, восточные красавицы и умудренные жизненным опытом старцы.
На выставке вы познакомитесь с завораживающими работами Павла Кузнецова (не забудьте найти крылья ангела на картине “Мираж в степи”)
куклами красноармейского театра Николая Шалимова и Василия Хвостенко,
самаркандскими шедеврами Кузьмы Петрова-Водкина.
Особый раздел посвящен деятельности художников, эвакуированных в республики Центральной Азии в годы Великой Отечественной войны: Владимира Фаворского, Роберта Фалька, Сергея Герасимова.
Мне бы хотелось сделать главным героем сегодняшнего обзора Александра Николаевича Волкова, художника, поэта и педагога. Меня тронули философский настрой, глубина и свечение его красок, и очень заинтересовал сплав влияния русской, восточной и западной живописи, который породил самобытный стиль художника. Его называли «русский туркестанец», настолько глубоко за долгие годы он сроднился с этой землей. Александр Волков признан основоположником современного узбекского искусства, а его творчество относится к особому явлению в живописи первой половины ХХ века – «туркестанскому авангарду».
Волков родился в 1886 году в Фергане в семье генерала военно-медицинской службы. Отец мечтал, что сын продолжит его дело, и в 14 лет будущий художник поступает во второй Оренбургский Кадетский корпус. Но военная карьера не привлекает юношу. Выпустившись из кадетского корпуса, Волков поступает на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского Университета, но после двух лет учебы оставляет его для занятий живописью в Высшем художественном училище при Академии художеств в классе В.Е. Маковского, затем в мастерской М.Д. Бернштейна, где преподавали Н.К. Рерих и И.Я. Билибин. Волков продолжает учебу в Киевском художественном училище. Однако занятия в биологической лаборатории, где художник был поражен открывшейся под микроскопом гармонии и величию материи, в будущем привели к кристаллическим структурам художественных композиций на его полотнах.
У Александра Волкова был прекрасный тенор, он брал уроки вокала, пел в кругу друзей и как-то в один из приездов к родителям в Ташкент познакомился с талантливой оперной певицей, яркой красавицей Марией Таратуниной. Художник женился и вернулся в Ташкент, город отрочества, с которым уже не расставался до последнего дня своей жизни.
Большая композиция «Слушают музыку» входит в ряд значительных произведений на любимую художником тему. Герои полотна – четыре узбека, отрешенные от мира, глубоко погруженные в мелодию, которую исполняют на дутарах различимые на заднем плане музыканты. Обрамление композиции в виде многоугольной арки, приглашает зрителя присоединиться к слушающим, прочувствовать ритм, попасть под гипнотическое влияние восточной музыки. Когда художник учился в Киеве, наиболее сильное впечатление на него произвели мозаики Софии Киевской и росписи М.А. Врубеля в Кирилловской церкви. Духовный опыт Византии, воспринятый сквозь призму мифотворчества Врубеля, открыл для него новые пути творчества. В этой картине причудливым образом воскрешаются образы Византии. Соединяя традиции народного примитива с библейскими и суфистскими мотивами восточных религий, Волков создает цикл картин философского содержания, заключающих в себе всю таинственность Востока. Интересно, что картину обнаружили только в 1993 году при реставрации, до этого она была оборотной стороной холста с другой работой А.Н. Волкова – «Караван (Приход)». При реставрации полотно было раздублировано, т.е. разделено на две части, каждая со своей основой.
Чередование треугольных и округлых элементов создает иллюзию движения колес повозок, в караване и ритма слегка покачивающихся горбов верблюдов. Острые углы треугольников придают рисунку энергию и динамизм. Интерес к новейшим течениям в современном французском искусстве возник у Волкова при посещении частных собраний И. Морозова и С. Щукина в Москве. В цикле караванных композиций художника видно влияние кубизма и фовизма.
Пыль и шелка Бухары
Скрипы арбы на извилистых улицах,
Стадо баранов под арбами крутится.
Пыль и шелка Бухары!
Крики мальчишек в чуплашках с корзинами,
Свисты погонщиков, вопли ослиные.
Пыль и шелка Бухары!
Втиснулись клином верблюды горбатые,
Сбоку идут каравано-вожатые.
Пыль и шелка Бухары!
Звоны пиал в чайхане разливаются,
В пыль дым чилима спирально врывается.
Пыль и шелка Бухары!
Девушки с визгом кричат за дувалами,
В щели впиваются лица их алые.
Пыль и шелка Бухары!
А старые люди листают страницы,
И стих из Корана в губах шелестится.
Пыль и шелка Бухары!
Александр Волков
Полотно «Свадьба» представляет собой фризовую композицию из двенадцати (значимое число и в христианской, и в мусульманской культурах) изображений мужчин, участвующих в свадебном шествии. В центре первого ряда – трубач в красном одеянии, самый яркий из персонажей. Молодой жених в белом тюрбане и с розой за ухом погружен в свои мысли. Второго справа человека на заднем плане принято считать автопортретом художника.
Потрясающая цветовая энергия «Гранатовой чайханы» заставляет остановиться около этой картины и долго смотреть, погружаясь в медитативное состояние. Чаепитие становится мистическим действом. Волков, говоря об этой картине, упоминал о кубизме, с которым данное произведение сближают построение формы геометрическими планами и совмещение в лицах персонажей фаса и профиля.
В чайхане над родниками
Верят в рыб, ушедших в землю,
И, прикрыв виски руками,
Плеску струй часами внемлют.
Александр Волков
Удивительно, но даже в вещах, написанных по программе соцреализма, сцены колхозного труда напоминают эпические фрески.
Горы – лучеприемники,
Золотого счастья цепь.
Мы здесь – только кочевники.
Верблюд да юрта, да степь...
Александр Волков
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
#Третьяковская_галерея #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Путь_на_восток #куда_пойти_на_майские_праздники