Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Почувствовать мистику Востока в Москве

Где: Новая Третьяковка

Адрес: Москва, Крымский Вал, 10

До: 28 сентября 2025

Степан Карпов Мавзолей 1925 холст, масло
Степан Карпов Мавзолей 1925 холст, масло

Движение художников на Восток, в Туркестан — важнейшая тенденция русской культуры начала ХХ века. У живописцев, графиков, скульпторов, отправлявшихся в дорогу, были разные задачи, но их всех объединяло желание открыть для себя многоликую и загадочную Азию, ритм и поэтику Востока, дыхание тысячелетней истории восточных народов.

Александр Самохвалов Берег Заравшана 1921 холст на фанере, масло
Александр Самохвалов Берег Заравшана 1921 холст на фанере, масло

Посетители выставки “Путь на Восток” почувствуют неповторимый колорит этого региона: палящее солнце, сочные краски, вековые чинары,

бытовые сцены на улице и на базаре,

Самарканд и Бухара

и, конечно, восточные красавицы и умудренные жизненным опытом старцы.

На выставке вы познакомитесь с завораживающими работами Павла Кузнецова (не забудьте найти крылья ангела на картине “Мираж в степи”)

куклами красноармейского театра Николая Шалимова и Василия Хвостенко,

Николай Шалимов, Василий Хвостенко 1920-е куклы к спектаклю Корона и звезда
Николай Шалимов, Василий Хвостенко 1920-е куклы к спектаклю Корона и звезда

самаркандскими шедеврами Кузьмы Петрова-Водкина.

Особый раздел посвящен деятельности художников, эвакуированных в республики Центральной Азии в годы Великой Отечественной войны: Владимира Фаворского, Роберта Фалька, Сергея Герасимова.

Мне бы хотелось сделать главным героем сегодняшнего обзора Александра Николаевича Волкова, художника, поэта и педагога. Меня тронули философский настрой, глубина и свечение его красок, и очень заинтересовал сплав влияния русской, восточной и западной живописи, который породил самобытный стиль художника. Его называли «русский туркестанец», настолько глубоко за долгие годы он сроднился с этой землей. Александр Волков признан основоположником современного узбекского искусства, а его творчество относится к особому явлению в живописи первой половины ХХ века – «туркестанскому авангарду».

Александр Волков Киргизки Начало 1920-х бумага, темпера, лак Девочка-казашка 1926 картон, темпера, акварель, лак
Александр Волков Киргизки Начало 1920-х бумага, темпера, лак Девочка-казашка 1926 картон, темпера, акварель, лак

Волков родился в 1886 году в Фергане в семье генерала военно-медицинской службы. Отец мечтал, что сын продолжит его дело, и в 14 лет будущий художник поступает во второй Оренбургский Кадетский корпус. Но военная карьера не привлекает юношу. Выпустившись из кадетского корпуса, Волков поступает на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского Университета, но после двух лет учебы оставляет его для занятий живописью в Высшем художественном училище при Академии художеств в классе В.Е. Маковского, затем в мастерской М.Д. Бернштейна, где преподавали Н.К. Рерих и И.Я. Билибин. Волков продолжает учебу в Киевском художественном училище. Однако занятия в биологической лаборатории, где художник был поражен открывшейся под микроскопом гармонии и величию материи, в будущем привели к кристаллическим структурам художественных композиций на его полотнах.

Александр Волков Чайханы старого города 1926 холст, масло
Александр Волков Чайханы старого города 1926 холст, масло

У Александра Волкова был прекрасный тенор, он брал уроки вокала, пел в кругу друзей и как-то в один из приездов к родителям в Ташкент познакомился с талантливой оперной певицей, яркой красавицей Марией Таратуниной. Художник женился и вернулся в Ташкент, город отрочества, с которым уже не расставался до последнего дня своей жизни.

Александр Волков Слушают музыку Начало 1920-х холст, масло
Александр Волков Слушают музыку Начало 1920-х холст, масло

Большая композиция «Слушают музыку» входит в ряд значительных произведений на любимую художником тему. Герои полотна – четыре узбека, отрешенные от мира, глубоко погруженные в мелодию, которую исполняют на дутарах различимые на заднем плане музыканты. Обрамление композиции в виде многоугольной арки, приглашает зрителя присоединиться к слушающим, прочувствовать ритм, попасть под гипнотическое влияние восточной музыки. Когда художник учился в Киеве, наиболее сильное впечатление на него произвели мозаики Софии Киевской и росписи М.А. Врубеля в Кирилловской церкви. Духовный опыт Византии, воспринятый сквозь призму мифотворчества Врубеля, открыл для него новые пути творчества. В этой картине причудливым образом воскрешаются образы Византии. Соединяя традиции народного примитива с библейскими и суфистскими мотивами восточных религий, Волков создает цикл картин философского содержания, заключающих в себе всю таинственность Востока. Интересно, что картину обнаружили только в 1993 году при реставрации, до этого она была оборотной стороной холста с другой работой А.Н. Волкова – «Караван (Приход)». При реставрации полотно было раздублировано, т.е. разделено на две части, каждая со своей основой.

Александр Волков Караван (Приход) 1922-1923 бумага, накленная на картон, темпера, масло
Александр Волков Караван (Приход) 1922-1923 бумага, накленная на картон, темпера, масло

Чередование треугольных и округлых элементов создает иллюзию движения колес повозок, в караване и ритма слегка покачивающихся горбов верблюдов. Острые углы треугольников придают рисунку энергию и динамизм. Интерес к новейшим течениям в современном французском искусстве возник у Волкова при посещении частных собраний И. Морозова и С. Щукина в Москве. В цикле караванных композиций художника видно влияние кубизма и фовизма.

Пыль и шелка Бухары

Скрипы арбы на извилистых улицах,

Стадо баранов под арбами крутится.

Пыль и шелка Бухары!

Крики мальчишек в чуплашках с корзинами,

Свисты погонщиков, вопли ослиные.

Пыль и шелка Бухары!

Втиснулись клином верблюды горбатые,

Сбоку идут каравано-вожатые.

Пыль и шелка Бухары!

Звоны пиал в чайхане разливаются,

В пыль дым чилима спирально врывается.

Пыль и шелка Бухары!

Девушки с визгом кричат за дувалами,

В щели впиваются лица их алые.

Пыль и шелка Бухары!

А старые люди листают страницы,

И стих из Корана в губах шелестится.

Пыль и шелка Бухары!

Александр Волков

Александр Волков Свадьба 1927 холст, масло, темпера, лак
Александр Волков Свадьба 1927 холст, масло, темпера, лак

Полотно «Свадьба» представляет собой фризовую композицию из двенадцати (значимое число и в христианской, и в мусульманской культурах) изображений мужчин, участвующих в свадебном шествии. В центре первого ряда – трубач в красном одеянии, самый яркий из персонажей. Молодой жених в белом тюрбане и с розой за ухом погружен в свои мысли. Второго справа человека на заднем плане принято считать автопортретом художника.

Александр Волков Гранатовая чайхана 1924 холст, масло
Александр Волков Гранатовая чайхана 1924 холст, масло

Потрясающая цветовая энергия «Гранатовой чайханы» заставляет остановиться около этой картины и долго смотреть, погружаясь в медитативное состояние. Чаепитие становится мистическим действом. Волков, говоря об этой картине, упоминал о кубизме, с которым данное произведение сближают построение формы геометрическими планами и совмещение в лицах персонажей фаса и профиля.

В чайхане над родниками

Верят в рыб, ушедших в землю,

И, прикрыв виски руками,

Плеску струй часами внемлют.

Александр Волков

Александр Волков На стройке 1931-1932  холст, масло
Александр Волков На стройке 1931-1932 холст, масло

Удивительно, но даже в вещах, написанных по программе соцреализма, сцены колхозного труда напоминают эпические фрески.

Горы – лучеприемники,

Золотого счастья цепь.

Мы здесь – только кочевники.

Верблюд да юрта, да степь...

Александр Волков

Александр Волков Красный обоз 1932 холст, масло
Александр Волков Красный обоз 1932 холст, масло

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

#Третьяковская_галерея #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Путь_на_восток #куда_пойти_на_майские_праздники