Найти в Дзене

Весна на картинах русских художников

Толи весна за окном, толи уже жаркое лето, а может и зима вернулась… природа продолжает шутить в этом году. Чтобы вспомнить, какая она - настоящая весна, сделал подборку картин русских художников на весеннюю тему Конечно же самая известная картина - «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, написанная в 1871 году. Художник Саврасов (1830 - 1897) явно интересовался этим загадочным и изменчивым временем года. После грандиозного успеха картины Саврасов сделал еще 13 авторских версий «Грачи прилетели», которые хранятся и в Третьяковке, и в Русском музее, а также в Пензе, Нижнем Новгороде, Белоруссии. Картина «Март» Исаака Левитана (1860-1900) также известна по школьной программе. Левитан любил писать осень, зимних картин у него практически нет, а вот весенних полотен несколько. Март на этой картине действительно весенний, с тающим снегом, с еще голыми деревьями. На другой картине Левитана «Весна. Большая вода» - уже апрельское весеннее буйство, паводок. Картине Алексея Венецианова (1780-1847) у
Оглавление

Толи весна за окном, толи уже жаркое лето, а может и зима вернулась… природа продолжает шутить в этом году.

Чтобы вспомнить, какая она - настоящая весна, сделал подборку картин русских художников на весеннюю тему

А. Саврасов "Грачи прилетели", 1871

Конечно же самая известная картина - «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, написанная в 1871 году.

Алексей Саврасов, "Грачи прилетели". 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Саврасов, "Грачи прилетели". 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художник Саврасов (1830 - 1897) явно интересовался этим загадочным и изменчивым временем года. После грандиозного успеха картины Саврасов сделал еще 13 авторских версий «Грачи прилетели», которые хранятся и в Третьяковке, и в Русском музее, а также в Пензе, Нижнем Новгороде, Белоруссии.

И. Левитан «Март», 1895

Картина «Март» Исаака Левитана (1860-1900) также известна по школьной программе. Левитан любил писать осень, зимних картин у него практически нет, а вот весенних полотен несколько. Март на этой картине действительно весенний, с тающим снегом, с еще голыми деревьями.

Исаак Левитан, "Март". 1895 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Исаак Левитан, "Март". 1895 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

И. Левитан «Весна. Большая вода», 1897

На другой картине Левитана «Весна. Большая вода» - уже апрельское весеннее буйство, паводок.

Исаак Левитан, "Весна — большая вода". 1897 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Исаак Левитан, "Весна — большая вода". 1897 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

А. Венецианов «На пашне. Весна», (ок. 1820)

Картине Алексея Венецианова (1780-1847) уже 200 лет, и все здесь символично.

Алексей Венецианов, "На пашне. Весна." Первая половина 1820-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Алексей Венецианов, "На пашне. Весна." Первая половина 1820-х. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Нарядно одетая крестьянка считается символом весны, а младенец рядом – образом новой жизни.

К. Ф. Юон "Мартовское солнце", 1915

Еще один мартовский пейзаж - Константина Федоровича Юона (1875-1958).

Юон Константин Федорович, "Мартовское солнце". 1915 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Юон Константин Федорович, "Мартовское солнце". 1915 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сугробы снега. Но небо уже весеннее, солнечное! Если бы не название, мы могли бы и не понять, что это март. Однако по настроению картины чувствуется, что зима уже потихоньку сдает свои права.

Сергей Андрияка "Майская зелень", 1999

Сергей Андрияка, "Майская зелень". 1999 г.
Сергей Андрияка, "Майская зелень". 1999 г.
Я считаю себя русским художником, убежденным сторонником реализма в искусстве. Свои работы пишу в основном с натуры и по памяти. Я убежден, что естественная красота возвышает человека над обыденностью. Меня вдохновляют на творчество мимолетные состояния природы: последние лучи заката, нежная майская зелень, туманная дымка, сказочный иней — все то, чего мы не замечаем в суете. ( Сергей Андрияка )

И. Остроухов «Ранняя весна», 1891

Остроухов Илья Семенович, «Ранняя весна» 1891 г. Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия
Остроухов Илья Семенович, «Ранняя весна» 1891 г. Ярославский художественный музей, Ярославль, Россия

Илья Семенович Остроухов (1858-1929) создал несколько картин на весеннюю тему. «Ранняя весна» сейчас хранится в Ярославском художественном музее.

Михаил Нестеров "Весна-красна", 1922

Нестеров Михаил Васильевич, "Весна". 1922 г. Донецкий республиканский художественный музей
Нестеров Михаил Васильевич, "Весна". 1922 г. Донецкий республиканский художественный музей

Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942) написал несколько картин "Весна-красна". Авторская копия представлена в Донецком областном художественном музее.

Для создания образа пастушка художник использовал образ своей дочери Натальи, которую он писал не раз. А моделью для написания девушки послужила Анна Васильевна Бакшеева – дочь художника Василия Бакшеева. Для позирования был специально сплетён венок из лютиков, и, чтобы он не завял (сеансов было несколько), его клали на ночь в холодную воду.

Б. Кустодиев "Весна", 1921

Кустодиев Борис Михайлович, "Весна". 1921 г. Частное собрание
Кустодиев Борис Михайлович, "Весна". 1921 г. Частное собрание

В 1921 году русский художник Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был уже прикован к постели из-за тяжелого заболевания. Он был вынужден рисовать лёжа, поскольку страдал от опухоли спинного мозга. Но написанная им в этот период картина «Весна» выглядит настоящим гимном жизнерадостности. Светлые, пастельные, будто сладкие и припудренные сахаром домики, небо и земля, люди и животные, – всё на картине является олицетворением счастья и гармонии.

А. Куинджи "Ранняя весна", 1890-1895

Куинджи Архип Иванович, "Ранняя весна". 1890-1895 г.
Куинджи Архип Иванович, "Ранняя весна". 1890-1895 г.

На картине Архипа Ивановича Куинджи (1842-1910) "Ранняя весна" лёд на реке уже треснул и подтаял у берегов. Солнце всё больше пригревает, растапливает лёд и снег. До настоящего тепла еще далеко, но в атмосфере картины нет места унынию. Ожидание настоящей весны - это уже праздник.

К. Коровин "Весна", 1917

Константин Алексеевич Коровин, "Весна". 1917 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Алексеевич Коровин, "Весна". 1917 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Константин Алексеевич Коровин (1861 - 1939) работал над картиной весной 1917 года. Затянувшая война, жертвы, революционное брожение, приведшее к роковым событиям Февраля и отречению императора... А картина радостная и солнечная, видимо, олицетворяет общие надежды на новую прекрасную жизнь.

Здесь нет четких линий. Вы не сможете рассмотреть лица людей. Но зато один взгляд на картину - и у вас прекрасное настроение. Ведь основной смысл этой картины - показать весеннее настроение, краски весны, ее энергию жизни, радости и тепла.

С. Жуковский "Окно с фиалками (Весенний пейзаж с фиалками)"

Станислав Жуковский, "Окно с фиалками (Весенний пейзаж с фиалками)". Частное собрание
Станислав Жуковский, "Окно с фиалками (Весенний пейзаж с фиалками)". Частное собрание

Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944) весной часто рисовал у открытого окна в деревенской избе. Вот одна из подобных картин.

И. Грабарь "Март", 1939

Грабарь Игорь Эммануилович, "Март", 1939 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Грабарь Игорь Эммануилович, "Март", 1939 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) в 1939 году находился в Абрамцево. Картина была написана там.
Погожий солнечный день, самое начало весны. Снега еще очень много, но чуть просел, стал рыхлым, и свет весеннего солнца окрасил его в розовый цвет.

В. Борисов-Мусатов "Весна", 1898—1901

Виктор Борисов-Мусатов, "Весна". 1898—1901 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Виктор Борисов-Мусатов, "Весна". 1898—1901 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Мечта, греза, сон… Нечто неуловимое и сиюминутное, как женский образ, что выглядит особенно загадочным, если не видно лица. Ореол таинственности подчеркивают яблони в цвету.

Весна на пороге ХХ века художника Виктора Борисова-Мусатова (1870-1905). Художник картиной "Весна" показал не только обновление природы, но и начал новый период своего творчества. Теперь в его работах будут присутствовать только женские образы. Он так любил рисовать свою жену.

-----------------

Картины русских художников по другим сезонам: