Доброго времени, уважаемый друг и читатель!
Мировая практика подтверждает, что управление качеством научно-технической продукции является важным инструментом повышения конкурентоспособности российских научно-исследовательских и проектно-строительных предприятий, в том числе в Южном федеральном округе. Недостаточное внимание к стимулированию конкуренции в России в прошлом привело к тому, что деятельность многих предприятий не соответствовала мировым стандартам. В условиях глобальной экономики, когда крупные и средние предприятия вынуждены конкурировать на мировом рынке, обеспечение честной конкуренции становится критически важным для российских компаний.
В рыночной экономике реализация инвестиционного проекта представляет собой комплекс взаимосвязанных действий, направленных на приобретение всего необходимого для его осуществления. Это включает в себя закупку оборудования, материалов, технологий, а также привлечение подрядчиков для строительных, монтажных и пусконаладочных работ, проектировщиков, консультантов и других специалистов. В зарубежной практике термин "закупки" охватывает гораздо более широкий спектр деятельности, чем просто этап материально-технического обеспечения, как это обычно понимается в России. За рубежом закупки рассматриваются как комплексный процесс, включающий в себя стратегическое планирование, управление поставщиками и оптимизацию затрат, а не только приобретение необходимых материалов и оборудования. В отличие от традиционного подхода, ресурсы проекта понимаются шире и охватывают не только материалы и персонал, но и все необходимые работы и услуги. Все эти ресурсы объединяет единый способ приобретения - через конкурсные торги.
Этот метод закупок имеет богатую историю. В России его начали использовать еще при Петре I, при строительстве кораблей. "Регламент об управлении адмиралтейством и верфью" уже тогда устанавливал строгий порядок и ключевые принципы: экономию, конкуренцию, равенство, прозрачность и добросовестность.
Закупки обычно оформляются двумя типами договоров: поставки и подряда. Договоры подряда чаще используются для научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, так как они регулируют приобретение результатов конкретных работ или услуг.
При подобных закупках заказчик поручает подрядчику выполнить определенную работу за деньги. После выполнения работы, ее результаты принадлежат заказчику.
Такие обязательства лежат в основе создания новых активов (например, строительство зданий, дорог и других сооружений), улучшения и обновления существующих (реконструкция, капитальный ремонт, техническое обслуживание), а также внедрения научных и технических достижений (проведение исследований, разработка документации, создание инноваций)
Договоры подряда на капитальное строительство, проектные и изыскательские работы, а также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы относятся к данной категории. Поскольку подрядчик несет риск случайных неудач, ему необходимо уделять особое внимание контролю качества для минимизации потенциальных убытков.
Чтобы успешно работать в условиях переходной экономики, многие научно-исследовательские и проектные институты провели реорганизацию, обновили оборудование и привлекли новых специалистов.
Переход к рыночной экономике в строительной отрасли привёл к широкому распространению конкурсных торгов. Теперь выбор проектировщиков, подрядчиков и поставщиков оборудования осуществляется на конкурсной основе, в соответствии с российским законодательством.
После выхода президентского указа № 305 от 8 апреля 1997 года, право заключать договоры подряда и другие соглашения о поставке товаров, работ или услуг для государственных нужд на сумму, превышающую 2500 минимальных размеров оплаты труда, предоставляется исключительно победителю конкурсного отбора.
Современная система государственных и муниципальных закупок в России развивается, отказываясь от прежней практики, когда заказ размещался без альтернатив и конкуренции. Этот процесс включает в себя внедрение и совершенствование конкурсных торгов, которые призваны обеспечить добросовестную конкуренцию, являющуюся ключевым элементом свободного рынка. Благодаря этому, государство и муниципалитеты могут выбирать поставщиков честно и объективно. Это не только экономит деньги налогоплательщиков, но и помогает бороться с коррупцией. Именно поэтому так важна открытость торгов. Мы берем лучшее из мирового опыта и одновременно вспоминаем хорошие традиции проведения конкурсов, которые были у нас еще до революции. Не все государственные стратегии и институты, успешно работающие в развитых странах, применимы к российской экономике. Опыт показывает, что попытки прямого копирования, например, в сфере организации государственных закупок, часто оказываются неэффективными.
В Южном федеральном округе расширяется практика прозрачного и конкурентного выбора поставщиков продукции, финансируемых из бюджетных и внебюджетных источников, посредством проведения конкурсов. В 2002 году в Ростовской области наблюдалась неблагоприятная тенденция в сфере государственных закупок. Статистика показывает, что открытые конкурсы использовались крайне редко – всего в 1,84% случаев. При этом, основной формой закупок являлся запрос котировок (72,5%). Примечательно, что, несмотря на более высокую эффективность открытых торгов (снижение стоимости контрактов на 6,2% против 1,2% при использовании котировок), они не получили должного распространения. Широкое использование запроса котировок как способа закупки, вероятно, связано с тем, что многие контракты укладываются в лимит, установленный в 2500 МРОТ. Кроме того, распространенность получения разрешений на закупки, превышающие этот лимит, также может способствовать этому.
Реальная отдача от конкурсных закупок не оправдывает ожиданий из-за серьезных проблем в самой системе. Ключевые недостатки включают:
Неоптимальная структура закупок: Слишком часто выбирают закупки у единственного поставщика или используют метод котировок, который проще, но менее выгоден;
- проблемы в организации и документальном оформлении торгов;
- дефицит профессионалов, способных эффективно осуществлять закупки для государственных нужд;
- отсутствует стратегический подход к организации закупочной деятельности, начиная с этапа бюджетного планирования;
- система контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на конкурсные процедуры, нуждается в усилении, в том числе в части анализа эффективности проведенных торгов.
Перечисленные негативные факторы обуславливают низкую эффективность закупок и, как следствие, отрицательную динамику экономии бюджетных средств в результате конкурсных процедур. На муниципальном уровне экономия незначительна и в 2005 году в Ростовской области не превышала 1%.
Мы считаем, что постоянное улучшение технологий, использование научных разработок и достижение высоких экономических показателей в строительных проектах – это главный способ для научно-исследовательских и проектных организаций оставаться конкурентоспособными.
Российская система госзакупок, несмотря на формальное соответствие международным стандартам, неэффективна из-за преобладания неформальных практик, препятствующих экономии бюджетных средств и здоровой конкуренции.
Сейчас, особенно после вступления в силу Федерального закона № 94-ФЗ, контроль за проведением госзакупок значительно усилился. Государственным предприятиям становится все менее выгодно избегать конкурсных торгов, так как последствия нарушений обходятся дороже, чем организация и проведение самих конкурсов. Государство будет заключать крупные и выгодные контракты только с теми поставщиками, которые продемонстрируют свою состоятельность в условиях высокой конкуренции на рынке научно-технической продукции.
В ближайшем будущем необходимо модернизировать систему управления качеством, чтобы она соответствовала международным стандартам ИСО 9000:2000.
В своей работе мы должны руководствоваться следующими принципами, определяющими политику в области качества научно-технических проектов:
- повышение прибыльности предприятия благодаря предоставлению заказчикам проектных решений превосходящего качества.;
- увеличение доли рынка и привлечение новых клиентов в сфере проектного обеспечения инвестиций благодаря превосходному качеству предлагаемых проектов;
- обеспечение лидирующих позиций на рынке за счет разработки проектов, превосходящих по качеству решения ведущих мировых и российских компаний;
- внедрение новых направлений в проектировании, изысканиях, инжиниринге и консалтинге;
- разработка проектов, обеспечивающих наилучшие технико-экономические и эксплуатационные показатели для конкретных объектов;
- снижение количества дефектов и неточностей в выпускаемых проектах;
- предоставление гарантий на разработанную проектную документацию.
Администрация предприятия стремится создать и внедрить всеобъемлющую систему управления качеством, которая позволит эффективно реализовывать политику и цели компании в этой области. Эта система должна охватывать все аспекты деятельности, начиная от маркетинговых исследований и заканчивая выпуском готовой проектно-изыскательской продукции, и включать в себя организационную структуру, регламентированные процедуры, отлаженные процессы и необходимые ресурсы для административного управления качеством на каждом этапе.
В проектном производстве, где каждый заказ уникален, ключевую роль играют компетентные, проактивные и ответственные сотрудники. Постоянное развитие и обучение персонала, особенно в вопросах управления качеством, по всем аспектам деятельности компании, должно быть приоритетной задачей для руководителей всех уровней.
Качество продукции, создаваемой работниками, должно быть главным критерием для оценки их работы, продвижения по карьерной лестнице, а также для поощрения как в моральном, так и в материальном плане.
Чтобы обеспечить высокое качество проектно-изыскательских работ, необходимо современное информационное и программное обеспечение, а также оптимальная организация рабочего процесса. Для достижения требуемого качества продукции руководство должно обеспечить эффективную организацию производства, включая планирование и оперативное управление, а также выделение достаточных ресурсов.
Соблюдение согласованных сроков и обеспечение высокого качества работ возможно только при наличии квалифицированных исполнителей, необходимой документации, достаточного времени и эффективной системы контроля соответствия результатов требованиям.
Политика в области качества должна быть не просто декларацией, а непрерывным процессом, требующим постоянного внимания и усилий всего коллектива проектного института. Руководство предприятия берет на себя ответственность за ее реализацию и решение задач в следующих областях:
- наша цель - высокое качество, поэтому мы не принимаем работу, пока она не будет соответствовать всем стандартам;
- предупреждение дефектов продукции и улучшение системы менеджмента качества;
- анализ и устранение дефектов продукции: выявление, фиксация, определение причин и разработка мер по их устранению;
- руководители всех уровней отвечают за эффективное внедрение и соблюдение требований системы менеджмента качества.
Система менеджмента качества, соответствующая ГОСТ ИСО 9000-2000, направлена на то, чтобы гарантировать соответствие продукции, работ и услуг требованиям заказчика и продемонстрировать ему способность предприятия — это соответствие поддерживать.
Сегодня все понимают, что прибыль компании напрямую связана с качеством ее продукции. Чтобы компания работала эффективно, нужно обязательно считать, сколько денег тратится на качество и какую выгоду это приносит.
Внедрение системы управления качеством (СМК) требует определенных расходов, но эти расходы значительно меньше, чем убытки, которые возникнут из-за плохого качества продукции.
Для удобства управления затратами на качество научно-технической продукции в проектных организациях, автор предлагает разделить их на три группы: затраты на предпроектные исследования, затраты на контроль качества в процессе разработки проекта, и затраты, возникающие после завершения проекта. Эта классификация значительно упрощает разработку и расчет авторской модели сметы, учитывающей международные требования к качеству.
Проектные организации Южного федерального округа активно работают над повышением качества своей научно-технической продукции, чтобы избежать возможных проблем. Для дальнейшего улучшения системы качества в строительном проектировании предлагается внедрить принципы международной системы менеджмента качества (СМК), ориентированные на удовлетворение потребностей заказчиков. Снижение рисков предприятия достигается за счет мер, предпринимаемых в рамках СМК для устранения недоработок и нарушений в проектах. Однако, ключевым фактором успеха является наличие полной и актуальной документации СМК, а также обязательное документирование всех выполняемых процедур.
В условиях перехода к рыночной экономике, для успешного развития рынка научно-технических разработок необходимо непрерывно повышать качество проектных решений. Конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от качества его продукции и услуг, которое является ключевым показателем эффективности его работы. Конкурентоспособность требует внедрения прогрессивных методов управления качеством. Повышение качества продукции – первоочередная задача для руководства научно-исследовательских и проектных организаций ЮФО, поскольку это ключевой фактор успешной хозяйственной деятельности.
Благодарю вас за то, что прочли эту статью. Пора уже применять иностранные модели нам во благо народа и страны! Комментируйте, ставьте лайки, подписывайтесь на канал — это будет мощной мотивацией для созидательного процесса. И конечно, дальше будет больше интересного.
Всем добра и здоровья!
-------------------------------------------------------------------------------------------
Переработанные источники информации
1. Указ Президента № 305 от 08.04.1997 г. «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» // СЗ РФ. 1998.
2. Лифшиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг: Учеб. пособие. М., 2001. С. 255.
Ростовский государственный педагогический университет
3. Вольчик В.В. Эволюционная парадигма и институциональная трансформация экономики. Ростов н/Д, 2004. С. 276.
4. Полтерович В.М. Трансплантация экономических институтов // http://www.cemi.rssi.ru/rus/publicat/e-pubs.htm
5. Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2006.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Дорогие наши люди - читатели и друзья! 🌟 💖 🌟 💖 🌟
Спасибо, что вы с нами — ваше внимание как энергия для нас, мысли, лайки, комментарии и репосты вдохновляют каждый день и придают сил для новых свершений! Мы стараемся делиться с вами качественным контентом, который вдохновляет, учит, смешит и объединяет. Но чтобы расти и развиваться, нам нужно чуть больше: ваша поддержка.
Почему это важно для нас?
Каждый донат помогает:
🔹 Создавать новые материалы, исследования и проекты, которые меняют мир к лучшему. Каждый Ваш донат — это истории, которые меняют жизни!
🔹 Поддерживать авторов и экспертов, вкладывающих в материалы душу и время, и пишут для Вас ночами.=)
🔹 Улучшать платформу — делать её удобнее, быстрее и доступнее для всех, уютное место где вы будете как дома, под уютным пледом с книжкой и чаем)
Даже чашка кофе может стать волшебной и имеет большое занчение! ☕
👉 Купить нам кофе
👉 Стать частью команды
👉 Стать постоянным спонсором
Вместе мы можем больше! Вы — наши главные герои. Ваша помощь — это не просто финансы. Это сигнал: «Мы верим в вас! Продолжайте!». Спасибо, что верите! И участвуете в жизни проекта.
P.S. Не забывайте: добро всегда возвращается оно как бумеранг – и мы его Вам обязательно вернем в виде новых интересных и необычных статей. Мы обязательно отметим вашу поддержку!
С благодарностью и любовью,
Команда канала «Эрудит» 💛