Снова можно красить яйца! Кулич, что ли, купить? Ну, чтобы убедиться, что свои – гораздо вкуснее?
Я слышала, что этот день еще называют Антипасхой, и не могла понять: причем здесь «Анти». Ведь греческое «анти-» означает «противоположный». Разве то, что празднуют через неделю, становится от этого чем-то противоположным? В моем сознании это звучало как Черная месса по значению. Тогда я для себя решила, что здесь «анти» значит «противолежащий», и успокоилась.
Тоже сегодня, кстати:
Уверение Фомы. https://www.pravmir.ru/novoe-osyazanie-uverenie-fomyi-kak-podtverzhdenie-chelovecheskoy-prirodyi-spasitelya/
«Затем он сказал Фоме: «Вложи перст твой сюда и посмотри на руки Мои. Вложи руку твою в рану в боку Моем. Не будь больше неверующим. Веруй!» «Господь мой и Бог мой!» воскликнул Фома». (Евангелие от Иоанна).
Ну что, начиталась я про Красную горку – и в интернете, и своих любимых авторов-этнографов. С большим удовольствием, кстати.
Да, сколько же в этом празднике было языческого! Само название «Красная горка» – не церковное, а народное. «Красивая горка», а на ней когда-то было капище, где жгли костры в честь Ярилы. Потом храм (ведь главное – «взять высоту», как всем известно).
Весна, пробуждение природы, любовь… Окончен Великий пост, прошла Сплошная седьмица – в церкви снова венчают молодых.
А народ? Молодежь активно знакомится, надев лучшие наряды, к чему их прямо подталкивают обычаи. Вот, читаем у Сергея Васильевича Максимова в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила»:
Красная горка считается девичьим праздником и, так как в этот день происходят свадьбы и идет усиленное сватовство, то на игры являются обыкновенно все девушки до единой (конечно, в лучших нарядах, потому что в этот день производится выбор женихами невест). Считается даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома: такой парень или совсем не найдет себе невесты, или возьмет рябую, уродину; а девушка или совсем не выйдет замуж, или выйдет за какого-нибудь последнего мужичонку-замухрышку. И во всяком случае оба они, и парень, и девушка, непременно умрут вскоре же после свадьбы. (https://www.booksite.ru/fulltext/nec/his/ty/10.htm)
Вот Федоскино:
Девушки не только показывали себя во всей красе, но и таким способом помогали силам природы пробудиться.
Гуляния в городе:
В деревнях попроще, конечно: или на «доске», или на качелях. Вот это – прямо я, когда качаюсь на наших качелях во дворе:
А вот древнейший танец:
Вспомнился эпизод из любимого моего Бориса Алмазова:
— Да уж мы сто годов не танцевали… Ну что, Марковна, человек просит…
Старухи, посмеиваясь, подталкивая друг друга, выстроились у стены.
— Павлин нужон! Клавдей, иди павлином!
— Я хучь кем могу! — Дед Клава выкатился перед линией.
— Ай, вот шёл павлин! Ай, лятел павлин! — резким голосом прокричала старуха, та, что звали Марковной. И старухи, выпрямившись, качнулись вдоль стены.
— Он летел-спешил через улицу!
Эта песня была совсем непохожа на то, что прежде слышал Кусков и что считал русской народной песней. Старинный, вибрирующий напев, пришедший из глубины веков, лился в горнице.
— Ай, нёс павлин! Ай, нёс павлин!
— Спел виноград! Спел виноград!
«Виноград?! — подивился Кусков. — Да откуда же эта песня? В здешних лесах клюква да морошка… А тут виноград!»
Дед Клава степенно прошёл перед стенкой старух и поклонился запевале, и та ответила поясным поклоном, торжественно и чинно.
— И нёс виноград, ай, нёс виноград!
— Лебедице своей белой!
Дед Клавдий выбрал из всего ряда бабушку Настю и поклонился ей. И она вдруг покраснела, как молодая девушка, и торопливо поклонилась старику.
Лёшке показалось, что нет стен, а вокруг «зелен луг», и не старухи водят хоровод, а молодые девушки, будто слетело полвека. И они, стройные, принаряженные, ходят по свежей весенней траве.
И дед Клава не смешной вихрастый старик, а молодой весёлый парень, впервые повстречавший свою будущую жену…
(Борис Алмазов, Считаю до трех!)
Ну, и совместные игры, например, горелки:
Но праздник – не только про знакомство и подбор пары.
Вернемся к книге С.В. Максимова:
Кроме матримониального значения, Красная горка в некоторых местах приобретает совершенно особый характер бабьего заклинания. Так, в Пензенской губ., которая, наравне с Вологодской, больше других придерживается старинных обрядов и обычаев, в первое воскресенье после Пасхи устраивается «опахивание села».В глухую полночь, весь наличный состав деревенских женщин идет, с песнями, за околицу, где дожидаются три молодые бабы с сохой и три старухи с иконой Казанской Божьей Матери. Здесь девушки расплетают свои косы, а бабы снимают головные платки и начинается шествие: несколько баб садятся на доски, положенные поверх сохи, несколько девок берутся сзади за соху, чтобы ее придерживать, а остальные, взявшись за привязанные веревки, тащат соху таким образом, чтобы обвести бороздой все село и на перекрестках сделать сохою крест. Процессии предшествуют старухи с иконой и молятся, чтобы село не постигли какие-либо бедствия и напасти и чтобы эти напасти останавливались за бороздой и не смели ее переступать. В этом обряде принимают участие только одни женщины и девушки, парни же присоединяются к ним уже потом, когда бабы опишут круг около села и, возвратившись на прежнее место, устроят пирушку, распивая брагу и закусывая. Пирушка эта продолжается до третьих петухов (приблизительно до 3-го часа утра), а затем все расходятся по домам, так как гулять после петухов считается грешно.
Вот такая увлекательная жизнь была у наших предков 😄
А у нас идёт снег…
Не знаю, видно ли? Вот, на фоне синей бытовки:
Жалко сливу и жимолость, они так цветут! Еще и минус три ночью было. Ну ладно, посмотрим! Та, что на фото, еще в бутонах, может быть, обойдется без последствий?
Всем тепла, солнышка и весеннего настроения! ❤️
Да, если кому интересны подобные статьи, то вот ссылки на предыдущую: