Найти в Дзене

Белый снег и черный уголь в душе Билла. Психологический разбор фильма "Мелочи жизни"

Вороны на фоне храма... Что-то странное и пугающее. Обитель света и милосердия что-то скрывает за своими стенами. В жизни есть много скрытого, а глянец всегда приятнее. В канун Рождества нас радуют нарядные елки, разноцветные фонарики, красивые речи о любви и белый снег... Но что на самом деле за всем этим находится? Что скрывает этот чистый, белый снег? Фильм "Мелочи жизни", 2024г., Ирландия, Бельгия, США, режиссер — Тим Милантс В жизни Билла Ферлонга, главного героя фильма, вроде всё хорошо. Он добрый малый, заботится как о своей семье, так и о работниках своей маленькой фирмы. Билл улыбается как ребёнок, но что-то тягостное и грустное есть в его глазах. Что-то глубоко запрятанное в его душе не дает ему покоя, что-то его волнует... В монастыре он видит девушку, которую насильно привозят в это странное место. Что-то в нем оживает, странная тревога наполняет его душу. Монастырь — образ чего тайного и страшного. В душе Билла тоже есть свой монастырь, монастырь его страданий, которые нуж
Оглавление
Кадр из фильма "Мелочи жизни", 2024
Кадр из фильма "Мелочи жизни", 2024

Вороны на фоне храма... Что-то странное и пугающее. Обитель света и милосердия что-то скрывает за своими стенами. В жизни есть много скрытого, а глянец всегда приятнее. В канун Рождества нас радуют нарядные елки, разноцветные фонарики, красивые речи о любви и белый снег... Но что на самом деле за всем этим находится? Что скрывает этот чистый, белый снег?

Фильм "Мелочи жизни", 2024г., Ирландия, Бельгия, США, режиссер — Тим Милантс

Жизнь в тревоге

В жизни Билла Ферлонга, главного героя фильма, вроде всё хорошо. Он добрый малый, заботится как о своей семье, так и о работниках своей маленькой фирмы. Билл улыбается как ребёнок, но что-то тягостное и грустное есть в его глазах. Что-то глубоко запрятанное в его душе не дает ему покоя, что-то его волнует...

В монастыре он видит девушку, которую насильно привозят в это странное место. Что-то в нем оживает, странная тревога наполняет его душу. Монастырь — образ чего тайного и страшного. В душе Билла тоже есть свой монастырь, монастырь его страданий, которые нужно забыть, не замечать, не трогать...

Кадр из фильма "Мелочи жизни", 2024
Кадр из фильма "Мелочи жизни", 2024

А по дороге домой он встречает мальчика, несчастного и одинокого. И невозможно Биллу проехать мимо этого ребенка, что-то щемящее останавливает его. Он несколько раз спрашивает мальчишку о том, всё ли у него в порядке. Мальчик упорно отвечает, что у него всё в порядке. Конечно, у него всё не в порядке, всё плохо. Но так принято! Этот мальчик — олицетворение внутреннего ребёнка главного героя, который тоже молчит и терпит. Он так привык! Не стоит озвучивать свои переживания, не стоит просить помощь. Всё должно оставаться внутри, нужно соблюдать правила: всё нормально, всё хорошо!

При следующем посещении монастыря к нему подбежит девушка и попросит помощи. Это очень отзовётся в сердце главного героя, потому что ему самому давно нужна помощь. Он уже не может справляться с внутренним напором его детской травмы. Потом Билл увидит мальчика, пьющего из миски для животных, и переживания станут невыносимыми. Травма всегда заставляет нас видеть то, что важно для нее, чтобы мы ее почувствовали и дали ей место в нашей душе.

Кадр из фильма "Мелочи жизни", 2024
Кадр из фильма "Мелочи жизни", 2024

Травма как тайна

В жизни бывают ситуации, когда необходимо выжить, тогда психика замораживает сильные негативные чувства. Благодаря этому человек выживает физически и психологически. Когда жизнь становится нормальной, нет угрозы и смертельной опасности, эти замороженные чувства начинают оживать и требовать своего проживания. Билл в такой ситуации. Что-то замороженное внутри него стремиться растаять...

В этом фильме белый снег — не символ чистоты, а символ чего-то замороженного. Этот белый снег прикрывает всё негативное и страшное. Снежный покров пытается сделать мёртвым все, что под ним. А под этим белым и чистым снегом что-то страшное и тайное. Но наш главный герой не боится этого грязного. Билл отгружает чёрный грязный уголь и развозит его по домам этого городка, чтобы было тепло. Главный герой пытается отмыть свои грязные руки, но это практичеки невозможно. След все равно остается. Также как его тяжелые детские переживания... Забыть не получится.

Кадр из фильма "Мелочи жизни", 2024
Кадр из фильма "Мелочи жизни", 2024

Как ни странно, но наши чувства, даже самые негативные и ужасные, если они переработаны нами, дают нашей душе тепло, спокойствие и уют. Главный герой долго хранил в своей душе ужас своего детства, но сейчас его психика готова это принять и пережить. Однако наш герой выбирает спасать не себя, а других. Мы часто делаем для людей то, в чём сами нуждаемся больше всего.

Детство, в котором многое хочется забыть

По ходу фильма мы узнаём о детстве Билла из его же отрывочных воспоминаний. Неважно, что было на самом деле, важно, как он это помнит и чувствует. У него не было отца, и это было очень стыдно в то время. Дети его унижали и в буквальном смысле на него плевали. Мама плакала, испытывая отчаяние, смятение и страх. Ребёнок, лишённый отца, видит слабую мать... Биллу нужна была защита и опора, а он был вынужден испытывать жалость к матери и вину, что он есть на этом свете. Естественно, что негативные детские эмоции и чувства он вынужден был заморозить, поэтому за окном его детства постоянно идёт снег. Он в силу своего возраста не способен был разобраться, что происходит: почему у него нет отца, какие отношения у его матери с Нэдом, кто такая миссис Уилсон... Всё сложено и непонятно для детской психики. Быть просто ребёнком, со своими желаниями, капризами и эмоциями невозможно. Места для него как для ребенка не было, так как его мать была сама ребёнком, которому требовалась забота и поддержка.

Кадр из фильма "Мелочи жизни", 2024
Кадр из фильма "Мелочи жизни", 2024

У Билла мало детских желаний. Только бы подарили на Рождество пазл. Ему не собрать пазл его жизни, но он символически хочет что-то собрать и понять. А мать дарит ему грелку. Как будто она чувствует в глубине души, что не может его согреть. Конечно, её можно понять, это очень практичная вещь, она нужнее пазла. Но ребёнку нужно исполнение его желаний, ему важно верить в чудо. В будущем жена Билла будет тоже очень прагматична, будет измерять количество счастья количеством отложенных денег и возможностью сделать ремонт. И всё-таки у неё будут желания, она будет мечтать о красивых туфлях в тон её сумочки. А у Билла уже не будет желаний. "Мне ничего не нужно" — грустно говорит он жене. Когда-то он очень хотел, но очень разочаровался. В момент этого разочарования он даже не мог выразить своё детское негодование. Когда в его детской душе сплелись злость, отчаяние с глубинной грустью и печалью, он имел право только убежать. Опять это все чувственное пришлось заморозить, опустив свою руку в ледяную воду...

Мама могла и не знать о желаниях сына, но госпожа Уилсон точно знала о желании ребёнка иметь пазл, но подарила ему книгу Диккенса. Почему? В своих воспоминаниях Билл, по всей видимости, очень идеализирует эту госпожу. Уилсон просто нравилось, что этот мальчик так выразительно читает ей книги, и она не чувствует себя одинокой.

Кадр из фильма "Мелочи жизни", 2024
Кадр из фильма "Мелочи жизни", 2024

Самое страшное событие в жизни главного героя — это смерть матери. Так как она в его сыновьих глазах была слабой и беззащитной, то Билл обвинил себя в смерти матери. Это он недостаточно о ней заботился и не уберёг. Кроме того, мысль о том, что если бы не было его, мать была бы жива, тоже посещала его. Это детское всемогущество, его тёмная сторона. Билл так эмоционально откликается на просьбу о помощи девушки из монастыря, потому что это зов его травмы, голос его бессознательной вины за смерть матери. Забирая к себе девушку из монастыря, он как бы переигрывает своё детство. Спасая эту девушку, он как бы спасает свою мать. Не зря девушку зовут также как его мать — Сара. Он выбирает спасти девушку, а не себя.

Выбор делает травма

В детских воспоминаниях Билла самыми светлыми являются те, где он с Нэдом. Не случайно в этих воспоминаниях не идет снег. Находясь рядом с Нэдом ничего не нужно было забывать, вытеснять, прятать. Во многом благодаря Нэду несчастный мальчик выжил, и в состоянии теперь быть Биллом, которого любят и уважают. Билл хочет встретиться с Нэдом, как со светлой стороной своего детства, но Нэд болен и живет в доме для престарелых. Почему-то главный герой не едет к нему. Может, потому, что не хочет видеть Нэда старым и больным, а Нэд для него — это символический ресурс для жизни? А может, потому, что его темные воспоминания намного сильнее, чем светлые, и углярка монастыря сильнее манит его, чем дом престарелых с Нэдом.

Билл покупает туфли своей жене, ведь желания должны исполняться! Он видит на витрине пазл, но не покупает его себе. Возможно, потому, что он взрослый и ему этот пазл уже не нужен. Хотя, скорее всего, он привык думать о других. О себе думать он не имеет права. Билл отказывается ехать к Нэду, покупать себе пазл, как будто есть внутреннее требование о том, что он должен что-то исправить. Он должен оживить свою мать, избавиться от чувства вины. Травма требует от него спасти девушку. Билл едет за девушкой в монастырь.

Кадр из фильма "Мелочи жизни", 2024
Кадр из фильма "Мелочи жизни", 2024

Главный герой совершает, конечно же, героический поступок. Но в любом героизме есть оборотная сторона — жертвенность, необходимость выбирать не себя. Он жертвует своим положением, своим бизнесом и даже своей семьёй. Он выбирает не себя, как не мог выбирать себя в детстве...

Мы не знаем, что будет дальше, но Билл вымыл руки и улыбается, он уверен, что все сделал правильно.

Благодарю, что прочитали статью до конца. Предложите фильм для разбора.

Другие статьи про психологию в кино:

Психологический разбор фильмов | Психолог Лариса Пугачева | Дзен