Всем привет, в этой статье я расскажу вам про пассажирские локомотивы, каких видов они бывают, зачем на станциях их меняют, а также чем отличаются электровозы постоянного и переменного тока.
Содержание:
- Общие сведения о локомотивах
- Чем отличается тепловоз от электровоза
- Зачем на станциях меняют локомотив
- Что такое двухсистемный электровоз
- Заключение
Общие сведения о локомотивах
Локомотив - железнодорожный тяговый подвижной состав, предназначенный для ведения по железнодорожным путям поездов и отдельных вагонов.
Локомотивы делятся на электровозы, тепловозы и паровозы
Электровоз - локомотив, приводимый в движение тяговыми электродвигателями, получающими энергию от контактной сети либо от собственной аккумуляторной батареи. (Рис.1)
Тепловоз - автономный локомотив, в котором в качестве главной энергетической установки используется двигатель внутреннего сгорания. (Рис.2)
Чем отличается тепловоз от электровоза
Из предыдущей статьи можно понять, что электровоз работает от электричества, а тепловоз от двигателя внутреннего сгорания, так в чем же еще разница между ними?
В процентном соотношении в России электрофицировано 51% железных дорог, а остальные 49% неэлектрофицированы.
Из этого вывод, что тепловоз и электровоз это два основных типа локомотивов, преимущественно они дополняют друг друга, но есть маленький нюанс: тепловоз из-за работы на топливе дороже обходится в эксплуатации, чем электровоз. И в будущем планируют на загруженных линиях сети железных дорог электрофицировать пути, например на участке Мичуринск - Ртищево.
Еще одно существенное отличие между электровозом и тепловозом - это частая смена локомотива. Если электровозы бывают двухсистемные и на станциях стыкования разных родов тока (переменный и постоянный) не требуется замена локомотива, то на неэлектрофицированых линиях смена с электровоза на тепловоз обязательна.
Зачем на станциях меняют локомотив
И вот мы перешли к главному вопросу - зачем же на станциях производится смена локомотива?
Как было ранее сказано, что на сети железных дорог есть электрофицированые и неэлектрофицированые участки. С этим понятно электровоз меняют на тепловоз, и для тех, кто хотел спросить "А почему нельзя весь путь на тепловозе ехать?", я отвечу: во-первых тепловоз затратнее обслуживать, во-вторых экологичнее использовать электровоз.
Ну с этим понятно, но и на электрофицированых участках есть два рода тока - переменный и постоянный, а кто не знает, то существуют разные локомотивы, для разных родов тока.
Начнем с переменного тока. Этот вид имеет напряжение 25-27 кВ с частотой 50 ГЦ, он занимает около 80% всех электрофицированых участков.
Пассажирские электровозы переменного тока: ЭП1(рис.4), ЭП1М(рис.5), ЧС4т(рис.6).
Постоянный ток имеет напряжение 3 кВ, который снимает напряжение с контактной сети и передаёт его через реостатно-контактную систему на тяговые электродвигатели коллекторного типа. Постоянный ток более экономически затратен, чем переменный, именно поэтому мало участков с постоянным родом тока, в основном он используется в горной местности и где преимущественно скоростное движение, например участок Москва - Санкт-Петербург; Горячий ключ - Адлер; Москва - Самара - Челябинск.
Электровозы постоянного тока: ЭП2К(рис.7), ЧС7(рис.8), ЧС200(рис.9), ЧС2т(рис.10)
Что такое двухсистемный электровоз
Двухсистемный электровоз - это локомотивы, которые могут работать на участках как с постоянным, так и с переменным током. Один из примеров пассажирского двухсистемного электровоза - ЭП20(рис.11).
За счет таких электровозов сокращается стоянки поездов на станциях стыкования родов тока, следовательно сокращается и время в пути.
Электровоз ЭП20 предназначен для вождения пассажирских поездов на железных дорогах, электрифицированных как на переменном токе частоты 50 Гц с номинальным напряжением 25 кВ, так и на постоянном токе с номинальным напряжением 3 кВ. Электровоз наиболее востребован на маршрутах, где имеются оба вида электрификации, для сокращения времени стоянки на станции смены рода тока и возможности следования без остановки на ней.
Электровоз ЭП20 считается революционным транспортом, благодаря которому удалось решить несколько проблем в транспортной системе, которые казались неразрешимыми. Локомотив имеет меньше осей, чем предыдущие модели поездов. Это позволяет безопасно увеличить скорость его движения и сократить время в пути. Учитывая то, что по некоторым направлениям в стране поток пассажиров очень большой, введение ЭП20 в эксплуатацию позволило перевозить больше пассажиров за меньший период времени. Соответственно, РЖД России стало зарабатывать больше денег на продаже билетов, в тот момент, когда обслуживание поезда больших затрат не требует. Электровоз ЭП20 отправляется в южных направлениях Адлер, Анапа, Новороссийск, летом купить билет на поезд в этих направлениях практически нереально, но об этом в следующих статьях.
Заключение
Как мы с вами могли заметить существует множество электровозов и тепловозов на сети железных дорог России. Все они по своему уникальны и без смены локомотива на станциях не обойтись, в этой статье мы разобрали чем же отличается электровоз от тепловоза; зачем менять локомотив на станциях; какие существуют локомотивы; что такое двухсистемный электровоз и многое другое. Под конец хотелось бы еще для тех кому особо интересна тема железных дорог перечислить основные станции смены локомотивов: Арзамас, Бабаево, Балезино, Белореченская, Бологое, Вековка, Вязьма, Горячий ключ, Грязи, Инза, Канаш, Коноша 1, Кострома, Лихая, Мичуринск, Обозерская, Пенза 1, Ряжск 1, Рязань 2, Саратов 1, Свирь, Сухиничи, Узуново.
На этом моя статья подошла к концу, в следующих статьях я расскажу о том какие пассажирские вагоны бывают на жд; какие существуют светофоры и что они обозначают; почему в поезде нумерация вагонов начинается с головы или с хвоста; как можно определить на какой путь прибудет поезд.
Всем до новых встреч и пишите в комментариях какие темы для статьи вам интересно будет почитать!