Найти в Дзене
РЖД - главное ✔️

Какие бывают пассажирские локомотивы и почему на станциях их меняют

Всем привет, в этой статье я расскажу вам про пассажирские локомотивы, каких видов они бывают, зачем на станциях их меняют, а также чем отличаются электровозы постоянного и переменного тока. Содержание: Локомотив - железнодорожный тяговый подвижной состав, предназначенный для ведения по железнодорожным путям поездов и отдельных вагонов. Локомотивы делятся на электровозы, тепловозы и паровозы Электровоз - локомотив, приводимый в движение тяговыми электродвигателями, получающими энергию от контактной сети либо от собственной аккумуляторной батареи. (Рис.1) Тепловоз - автономный локомотив, в котором в качестве главной энергетической установки используется двигатель внутреннего сгорания. (Рис.2) Из предыдущей статьи можно понять, что электровоз работает от электричества, а тепловоз от двигателя внутреннего сгорания, так в чем же еще разница между ними? В процентном соотношении в России электрофицировано 51% железных дорог, а остальные 49% неэлектрофицированы. Из этого вывод, что тепло
Оглавление

Всем привет, в этой статье я расскажу вам про пассажирские локомотивы, каких видов они бывают, зачем на станциях их меняют, а также чем отличаются электровозы постоянного и переменного тока.

Содержание:

  • Общие сведения о локомотивах
  • Чем отличается тепловоз от электровоза
  • Зачем на станциях меняют локомотив
  • Что такое двухсистемный электровоз
  • Заключение

Общие сведения о локомотивах

Локомотив - железнодорожный тяговый подвижной состав, предназначенный для ведения по железнодорожным путям поездов и отдельных вагонов.

Локомотивы делятся на электровозы, тепловозы и паровозы

Электровоз - локомотив, приводимый в движение тяговыми электродвигателями, получающими энергию от контактной сети либо от собственной аккумуляторной батареи. (Рис.1)

Рис.1 Электровоз ЭП20-028 на станции Анапа. 4 июня 2023г.
Рис.1 Электровоз ЭП20-028 на станции Анапа. 4 июня 2023г.

Тепловоз - автономный локомотив, в котором в качестве главной энергетической установки используется двигатель внутреннего сгорания. (Рис.2)

Рис.2 Тепловоз ТЭП70-0382 на станции Астрахань 1. 12 сентября 2017г.
Рис.2 Тепловоз ТЭП70-0382 на станции Астрахань 1. 12 сентября 2017г.

Чем отличается тепловоз от электровоза

Из предыдущей статьи можно понять, что электровоз работает от электричества, а тепловоз от двигателя внутреннего сгорания, так в чем же еще разница между ними?

В процентном соотношении в России электрофицировано 51% железных дорог, а остальные 49% неэлектрофицированы.

Из этого вывод, что тепловоз и электровоз это два основных типа локомотивов, преимущественно они дополняют друг друга, но есть маленький нюанс: тепловоз из-за работы на топливе дороже обходится в эксплуатации, чем электровоз. И в будущем планируют на загруженных линиях сети железных дорог электрофицировать пути, например на участке Мичуринск - Ртищево.

Еще одно существенное отличие между электровозом и тепловозом - это частая смена локомотива. Если электровозы бывают двухсистемные и на станциях стыкования разных родов тока (переменный и постоянный) не требуется замена локомотива, то на неэлектрофицированых линиях смена с электровоза на тепловоз обязательна.

Рис.3 Смена электровоза на тепловоз ТЭП70БС-359 на станции Елец. 18 мая 2022г.
Рис.3 Смена электровоза на тепловоз ТЭП70БС-359 на станции Елец. 18 мая 2022г.

Зачем на станциях меняют локомотив

И вот мы перешли к главному вопросу - зачем же на станциях производится смена локомотива?

Как было ранее сказано, что на сети железных дорог есть электрофицированые и неэлектрофицированые участки. С этим понятно электровоз меняют на тепловоз, и для тех, кто хотел спросить "А почему нельзя весь путь на тепловозе ехать?", я отвечу: во-первых тепловоз затратнее обслуживать, во-вторых экологичнее использовать электровоз.

Ну с этим понятно, но и на электрофицированых участках есть два рода тока - переменный и постоянный, а кто не знает, то существуют разные локомотивы, для разных родов тока.

Начнем с переменного тока. Этот вид имеет напряжение 25-27 кВ с частотой 50 ГЦ, он занимает около 80% всех электрофицированых участков.

Пассажирские электровозы переменного тока: ЭП1(рис.4), ЭП1М(рис.5), ЧС4т(рис.6).

Рис.4 Электровоз ЭП1-122 на станции Беломорск (Октябрьская жд). 25 июля 2022г. Поезд 092 Москва - Мурманск
Рис.4 Электровоз ЭП1-122 на станции Беломорск (Октябрьская жд). 25 июля 2022г. Поезд 092 Москва - Мурманск

Рис.5 Электровоз ЭП1М-490 на станции Воронеж 1. 8 августа 2022г.
Рис.5 Электровоз ЭП1М-490 на станции Воронеж 1. 8 августа 2022г.

Рис.6 Электровоз ЧС4т на станции Балезино. 13 июля 2018г.
Рис.6 Электровоз ЧС4т на станции Балезино. 13 июля 2018г.

Постоянный ток имеет напряжение 3 кВ, который снимает напряжение с контактной сети и передаёт его через реостатно-контактную систему на тяговые электродвигатели коллекторного типа. Постоянный ток более экономически затратен, чем переменный, именно поэтому мало участков с постоянным родом тока, в основном он используется в горной местности и где преимущественно скоростное движение, например участок Москва - Санкт-Петербург; Горячий ключ - Адлер; Москва - Самара - Челябинск.

Электровозы постоянного тока: ЭП2К(рис.7), ЧС7(рис.8), ЧС200(рис.9), ЧС2т(рис.10)

Рис.7 Электровоз ЭП2К-501 на станции Санкт-Петербург-московский. 25 января 2025г.
Рис.7 Электровоз ЭП2К-501 на станции Санкт-Петербург-московский. 25 января 2025г.

Рис.8 Электровоз ЧС7-108 на станции Самара. 24 августа 2017г.
Рис.8 Электровоз ЧС7-108 на станции Самара. 24 августа 2017г.

Рис.9 Электровоз ЧС200-006 на станции Тверь. 2 июня 2023г.
Рис.9 Электровоз ЧС200-006 на станции Тверь. 2 июня 2023г.

Рис.10 Электровоз ЧС2т-992 на станции Москва-октябрьская. 30 октября 2012г.
Рис.10 Электровоз ЧС2т-992 на станции Москва-октябрьская. 30 октября 2012г.

Что такое двухсистемный электровоз

Двухсистемный электровоз - это локомотивы, которые могут работать на участках как с постоянным, так и с переменным током. Один из примеров пассажирского двухсистемного электровоза - ЭП20(рис.11).

За счет таких электровозов сокращается стоянки поездов на станциях стыкования родов тока, следовательно сокращается и время в пути.

Рис.11 Электровоз ЭП20-005 станция Горячий ключ. 13 августа 2021г.
Рис.11 Электровоз ЭП20-005 станция Горячий ключ. 13 августа 2021г.

Электровоз ЭП20 предназначен для вождения пассажирских поездов на железных дорогах, электрифицированных как на переменном токе частоты 50 Гц с номинальным напряжением 25 кВ, так и на постоянном токе с номинальным напряжением 3 кВ. Электровоз наиболее востребован на маршрутах, где имеются оба вида электрификации, для сокращения времени стоянки на станции смены рода тока и возможности следования без остановки на ней.

Электровоз ЭП20 считается революционным транспортом, благодаря которому удалось решить несколько проблем в транспортной системе, которые казались неразрешимыми. Локомотив имеет меньше осей, чем предыдущие модели поездов. Это позволяет безопасно увеличить скорость его движения и сократить время в пути. Учитывая то, что по некоторым направлениям в стране поток пассажиров очень большой, введение ЭП20 в эксплуатацию позволило перевозить больше пассажиров за меньший период времени. Соответственно, РЖД России стало зарабатывать больше денег на продаже билетов, в тот момент, когда обслуживание поезда больших затрат не требует. Электровоз ЭП20 отправляется в южных направлениях Адлер, Анапа, Новороссийск, летом купить билет на поезд в этих направлениях практически нереально, но об этом в следующих статьях.

Заключение

Как мы с вами могли заметить существует множество электровозов и тепловозов на сети железных дорог России. Все они по своему уникальны и без смены локомотива на станциях не обойтись, в этой статье мы разобрали чем же отличается электровоз от тепловоза; зачем менять локомотив на станциях; какие существуют локомотивы; что такое двухсистемный электровоз и многое другое. Под конец хотелось бы еще для тех кому особо интересна тема железных дорог перечислить основные станции смены локомотивов: Арзамас, Бабаево, Балезино, Белореченская, Бологое, Вековка, Вязьма, Горячий ключ, Грязи, Инза, Канаш, Коноша 1, Кострома, Лихая, Мичуринск, Обозерская, Пенза 1, Ряжск 1, Рязань 2, Саратов 1, Свирь, Сухиничи, Узуново.

На этом моя статья подошла к концу, в следующих статьях я расскажу о том какие пассажирские вагоны бывают на жд; какие существуют светофоры и что они обозначают; почему в поезде нумерация вагонов начинается с головы или с хвоста; как можно определить на какой путь прибудет поезд.

Всем до новых встреч и пишите в комментариях какие темы для статьи вам интересно будет почитать!