За этой скромной табличкой скрывается удивительная, трагическая и длинная история памятника, созданного талантливым скульптором, которому 27 мая 2025 года исполняется 165 лет со дня рождения.
Увидев копию этого памятника в музее Суворова и узнав его историю, я не могла не поделиться ею с вами. Тем более, что история эта связана с моим любимым городом - Одессой.
Предыстория
Румыния. 11 сентября 1789 года. Объединённые русско-австрийские войска (русских - 7000, австрийцев - 18000) под командованием фельдмаршала Суворова разгромили в районе реки Рымник рядом с селом Тыргу-Кукули стотысячную турецкую армию. За эту битву Суворов получил графское достоинство и стал именоваться Рымникским.
Через 120 лет после этого события у сотрудников Одесского отдела Русского Императорского Военно-Исторического общества возникла идея установить памятник Суворову на Рымникском поле. Председатель общества - командующий войсками Одесского военного округа генерал от кавалерии барон Александр Васильевич Каульбарс и генерал от кавалерии Дмитрий Антонович Скалон ходатайствовали перед российским императором Николаем II и королём Румынии Карлом I о сооружении памятника генералиссимусу на поле сражения. Создать памятник поручили Б.В.Эдуардсу.
Борис Васильевич Эдуардс
родился 27 мая 1860 года в Одессе в семье английского коммерсанта.
Его дед по отцовской линии приплыл в Одессу из Великобритании со своим небольшим парусным флотом(!).
Бабушка, жена деда, Камила Мария Феррари, была испанкой из Гренады и не умела говорить по-английски. Дед и бабушка познакомились во время войны в Испании и были обвенчаны в полевой церкви.
"В Одессе дед развил большое торгово-промышленное дело, он открыл громадный магазин английских товаров, помещавшийся на углу Дерибасовской и Ришельевской и известный до самой революции под фирмой Вильям Вагнер. Кроме этого, дедом был основан большой кожевенный завод, восемь собственных парусных барков служили для доставки товаров из Англии в Одессу и вывозили сырье из Одессы"
Бабушка по материнской линии была турчанкой. Отец, Вильям Осипович владел двумя магазинами в Пале-Рояле и на углу Ришельевской и Ланжероновской.
Борису пошёл девятый год, когда отец разорился, и жизнь стала очень тяжелой. Неуплата за обучение привела к исключению из уездного училища, и Борис устроился на работу в химическую лабораторию. В 12 лет отец определил его слесарем на механический завод Беллино-Фендерика за 10 копеек в день. В тяжёлом труде прошли 2,5 года «бесполезной для жизни и разрушительной для здоровья траты времени». Юноша ушёл с завода. Возник конфликт с отцом, Борису пришлось уйти из дома и больше года скитаться. А в 16 лет будущий скульптор стал учится в Одесской рисовальной школе, после которой поступил в Академию художеств в Петербурге. Но по состоянию здоровья вынужден был бросить учёбу и вернуться в Одессу.
В родном городе Борис продолжил заниматься скульптурой, работая с глиной и гипсом, вёл лепные и гончарные классы в Художественно-промышленном училище, созданном при родной рисовальной школе. Именно ему принадлежит заслуга преобразования рисовальной школы в Высшее художественное училище, которое он и возглавил.
Борис Васильевич также был инспектором обучения рисованию в средних учебных заведениях Одесского учебного округа. А в 1904 году открыл в Одессе курсы для учителей рисования и лепки в общеобразовательных учебных заведениях, разработав программу для них.
Но, помимо этого, Эдуардс открыл и первую в Одессе бронзово-литейную мастерскую. Чтобы это стало возможным, Борис Васильевич, скрыв свою профессию скульптора, изучал технологию бронзового литья на литейном заводе Ф. Барбадьена в Париже простым чернорабочим. А на фабриках Италии работал формовщиком, перенимал опыт тамошних специалистов. Набравшись опыта, в 1890 году Эдуардс открыл в Одессе в своём доме по Софиевскому переулку №3 литейное ателье, как говорил сам скульптор.
Убедительным доказательством общественного признания работы скульптора было награждение ателье бронзовой и серебряной медалями, высшей наградой Императорского русского технического общества, серебряной медалью на Парижской выставке в 1900 году.
Так что к моменту создания памятника Суворову Эдуардс был широко известен не только как ваятель многочисленных мраморных скульптур, но и как признанный автор памятников Суворову в Очакове, Пушкину и Гоголю в Харькове, инженеру и археологу А.Н. Полю в Кривом Роге, доктору Андреевскому в Куяльнике.
Им были отлиты бронзовые скульптурные украшения для музея Севастопольской обороны, гробниц адмиралов Лазарева, Нахимова, Корнилова, Истомина во Владимирском соборе и для памятника и Екатерине II в Одессе.
Создание памятника
Получив заказ на памятник Суворову, Борис Васильевич выехал в Румынию, чтобы лично увидеть место сражения. А 3 декабря 1909 года скульптор представил Николаю II проект памятника. Проект был одобрен, и скульптор приступил к изготовлению модели, которую в ноябре следующего года царь утвердил, но при одном условии: заменить кавалерийского коня на коня донской казачьей породы. По повелению российского императора Николая II на сооружение памятника было отпущено 120 тысяч рублей и 5000 пудов металла из артиллерийского лома.
Разработка проекта памятника и сооружение макета происходило в течение полутора лет и было закончено в мае 1911 года. 26 мая того же года года в мастерской скульптора состоялась торжественная закладка монумента.
Был зачитан текст металлической закладной доски, которую предстояло замуровать в фундамент. Заканчивался текст обращением к грядущим поколениям:
"Да послужит сей монумент в назидание потомству о славных подвигах русской рати. Пусть навеки красуется великий вождь русской армии на поле битвы, политом кровью русских чудо-богатырей".
После закладки памятника члены строительной комиссии по его сооружению и Борис Васильевич выехали на Рымникское поле сражения, чтобы выбрать место для установки памятника.
Через полтора месяца, уже в середине июля 1911 года, конная скульптура Суворова была закончена в бронзе, и начались работы по установке фундамента и пьедестала у деревни Тыргу-Кукули на Рымникском поле на месте бывшего турецкого укрепления. 6 ноября 1913 года, памятник был торжественно открыт в присутствии румынских властей и делегации от русской армии. Нашим офицерам всюду был оказан радушный приём:
В Рымнике и в Яссах при отъезде депутации в честь России были устроены народные манифестации. На вокзале, во время проводов, военный оркестр исполнил российский и румынский гимны. Поезд отошёл под выкрики: «Да здравствует Россия! Да здравствует российская армия!». (Газета «Придунайский край», № 221 за 09.11.1913 года).
Памятник произвел на всех сильнейшее впечатление. Суворов был запечатлен привставшим на стременах. Взмахом руки с зажатой треуголкой он подает коннице знак к последней победной атаке. Статуя была установлена на высоком пьедестале из красного финского гранита. Его боковые грани украшали бронзовые барельефы, изображавшие различные моменты боя. На задней грани пьедестала была установлена бронзовая доска с перечислением суворовских полков, участвовавших в сражении.
Скульптор получил множество поздравлений, в том числе и такую телеграмму: "Радуюсь заслуженному успеху доблестного художника. Илья Репин".
В честь открытия монумента была выбита памятная медаль, также выполненная по рисункам Эдуардса.
Но через восемь месяцев началась Первая мировая война. Памятник был демонтирован. Его дальнейшая судьба неизвестна.
Второй памятник
Тем временем Эдуардс уже приступил к работам по увековечиванию памяти полководца в городе Измаиле. Конную статую он собирался оставить без изменений. Лишь на боковых барельефах теперь предполагалось изобразить эпизоды штурма Измаильской крепости.
Торжественная закладка второго памятника состоялась на Соборной площади 15 июня 1914 года, ровно за месяц до того, как Австро-Венгрия объявила Сербии войну. Военные действия и последовавшая за ними оккупация Бессарабии помешали осуществлению замысла. Долгое время после эмиграции Эдуардса (в 1919 году) памятник находился в его мастерской в Софиевском переулке. По этому поводу Лев Славин в статье «Одесские гасконцы» (1929 г.) писал:
«Самый большой памятник в Одессе – фельдмаршал Суворов, помещающийся во дворе жилтоварищества №7 по Софиевскому переулку. Гигантский конь скачет, распустив по ветру бронзовый хвост, что представляет немалое удобство для домашних хозяек просушивать на хвосте бельё. Безумное лицо фельдмаршала задрано к небесам, в огромных глазищах ласточки вьют гнездо, древко победоносного знамени украшено отличной радиоантенной… Он причиняет немало огорчений домоуправлению, ибо не поддаётся никаким законам об уплате жилплощади. Не платит, да и только».
Позже памятник был передан в Одесский художественный музей.
В начале 1930 годов на памятник обратила внимание пресса. Газета «Большевистское знамя» сообщила:
«В Одессе есть прекрасный памятник великому полководцу Суворову, в своё время талантливо исполненный скульптором Эдуардсом. Но, заброшенный и запущенный, он находится вдали от центра, во дворе музея по улице Короленко. Вместо пьедестала под ним перекошенные деревянные доски. О памятнике никто не заботится, время и непогода оставили следы на бронзе». И завершил заметку риторический вопрос «Почему бы не реставрировать памятник Суворову и не установить на красный пьедестал в одном из центральных мест?».
Но памятник простоял около музея до окончания Великой Отечественной войны и успешно пережил фашистскую оккупацию. И только в 1945 году по постановлению Совнаркома Украины статуя была перевезена в Измаил и установлена на центральном проспекте, носящем имя великого русского полководца.
Но и там памятник простоял относительно недолго.
В 2022 году памятник в городе Измаил Одесской области был демонтирован.
Третий памятник
В 1954 году в городе Тульчине Винницкой области был воздвигнут еще один памятник. Его скульптурная часть - точная копия выполненной академиком Эдуардсом конной статуи.
Тульчинский памятник также был снесён в 2022 году.
Воссоздание румынского памятника
В 1950 году село Думбрэвени и коммуна Думбрэвени были названы в честь Суворова. В 1959 по случаю 170-летия победы Суворова в центре села появился новый памятник генералиссимусу. Но конная статуя работы Мариуса Бутуною мало напоминает работу Эдуардса. Хотя и здесь полководец изображен сидящим на коне, но в более спокойной позе, обозревающим расстилающуюся перед ним долину Рымника.
По неподтверждённым данным для этого памятника была использована конная статуя Карла I из Бухареста. Она была переплавлена, сохранилась только лошадь, которая и была использована для нового памятника Суворову.
В апреле 2007 года неизвестные исписали красными красками постамент лицевой стороны статуи генерала Александра Суворова словами «Бессарабия это румынская земля!». Акт вандализма устранили. На некоторое время сотрудниками примэрии статуя была взята под охрану и наблюдение. Но 9 мая 2007 была сделана ещё одна надпись на лицевой стороны статуи: «С-мерть русским!».
Четвертый памятник
Интересно, что 29 сентября 2012 года в Одессе в Суворовском районе по инициативе жителей была установлена новая копия памятника Суворову работы Эдуардса.
Простоял новый памятник до 2022 года и тоже был демонтирован.
Судьба Эдуардса в эмиграции
В последние годы жизни в Одессе Бориса Васильевича изводила тяжёлая болезнь. Он подхватил малярию, работая с 1896 года над сооружением памятника Екатерине II в Екатеринодаре, начатого знаменитым скульптором М.О.Микешиным. После бегства из Одессы в 1919 году скульптор поселился на Мальте, колонии Великобритании, но и там малярия не давала ему покоя. Да и бытовые условия были очень тяжёлыми. Жил скульптор то в громадном помещении Технического общества, в трёх верстах от города, то в холодном пустующем военном бараке.
«Приготовление пищи на маленькой керосинке. Угля и дров нет. До того хочется съесть что-либо хорошо приготовленное, что и описать трудно. Хожу таким оборванцем, что и сказать стыдно. Занимаюсь при мизерной лампочке-керосинке, издающей неописуемую вонь. Болят руки – очень тяжёлая чёрная работа. Немалый труд – 9-10 часов помахать трехфутовым молотком. Ужасная усталость. Невероятно тяжело сознавать интеллектуальное умирание и переход от художника к ремесленнику».
Выполнял частные скульптурные заказы: создавал мраморные медальоны, бюсты, надгробные памятники, фигурные группы, церковные скульптуры.
Но труды скульптора не остались незамеченными. Министр народного просвещения Мальты предложил Эдуардсу руководство курсами по подготовке учителей рисования, его избрали почетным членом Художественного общества Мальты, министерство промышленности Болгарии предложило ему профессорскую должность в Художественно-промышленном училище. Скульптор снова обрел счастье в личной жизни. Оформив официальный развод с княгиней Ухтомской, с которой не жил и даже не общался с 1902 года, он женился второй раз на давно любимой им женщине Розе Райш. Однако о детях от первого брака Борис Васильевич продолжал заботиться.
Казалось, жизнь наладилась, заработки позволили, наконец, скульптору снять квартиру с мастерской, но 1922 и 1923 год стали для Эдуардса временем потерь. Умерли двое его любимых детей от первого брака. В 20 лет скончалась дочь от «скоротечной чахотки», а в январе следующего года скульптор похоронил и сына, который оставил вдову и годовалого младенца. А через год, 12 февраля 1924 года, от малярии умер и сам скульптор. Он прожил всего 64 года…
После смерти скульптора ни его жена, ни знакомые не оставили на могиле ни памятника, ни даже приличного надгробия. За долгие годы заброшенная могила Бориса Эдуардса была утеряна. Лишь относительно недавно российскому посольству на Мальте удалось разыскать могилу Эдуардса и поставить на ней памятную плиту.
А в Одессе 13 сентября 2022 года была открыта мемориальная доска в честь выдающегося скульптора на доме, в котором он жил и работал с 1893 по 1919 год.
Инициатором проекта стал художник и искусствовед Владимир Кудлач. Автором доски выступил скульптор Николай Худолий. Средств на увековечивание памяти скульптора собрали одесситы на платформе "Мой город".
Источники: сайты, указанные под фотографиями.
Если вам понравилась моя статья, то теперь в дзене появилась возможность поблагодарить автора не только словами. Но вы можете просто поставить👍и подписаться на канал "Бюджетные путешествия на машине" здесь и в телеграмм, чтобы прочитать и другие статьи: