В Корпусе Бенуа Русского музея с декабря 2024 по 23 июня 2025 года проходит выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения», приуроченная к юбилею великого художника. Это немного странно, так как Виктор Михайлович родился 3 мая 1848 года. То есть выставка слегка подзапоздала, что, конечно, не умаляет великолепия представленных картин.
Посетителей выставки встречает автопортрет Виктора Михайловича. А всего на выставке представлено около 120 произведений художника из ведущих российских музеев (Русский музей, Третьяковская галерея, Дом-музей В.М. Васнецова, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Нижегородский художественный музей, Музей-заповедник «Абрамцево», Музей-заповедник В.Д. Поленова, Государственный музей истории религии и др.). Посетители могут увидеть такие известные былинно-сказочные полотна Васнецова, как «Аленушка», «Иван-Царевич на сером волке», «Ковер-самолет», «Витязь на распутье», «Бой скифов со славянами». Впервые петербургские зрители увидят картину «Царевна-лягушка» – одну из лучших работ цикла «Поэма семи сказок».
Богатырская тема
Богатырская тема была одной из главных в творчестве В.М. Васнецова.
Первое эпическое произведение было написано под влиянием былины "Три поездки Ильи Муромца". Картина многократно выставлялась в России и экспонировалась на всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Интересный факт: моделью для картины "Витязь" послужил брат художника Пётр Михайлович Васнецов.
"Богатыри" были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом", - писал В.М. Васнецов. Первый набросок картины художник сделал в мастерской Василия Дмитриевича Поленова карандашом или углем. Моделями для богатырей послужили, по одной из версий, простой крестьянин, один из сыновей Саввы Мамонтова и сам Васнецов - Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич соответственно.
Картина "После побоища Игоря Святославовича с половцами" была встречена критиками неоднозначно. Они указывали, что нужно было показать саму битву, а не её последствия. Но на защиту художника встали другие художники, в том числе Репин и Чистяков. Илья Репин писал о картине: "Для меня это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь. Такого ещё не бывало в русской школе."
Картина "Баян" - одно из последних значительных произведений художника, завершающее былинную тему в его творчестве. Баян - это имя певца из "Слова о полку Игореве".
Сказочная тема
Ещё одной важной темой в творчестве художника была тема сказок.
В этом жанре Виктор Михайлович создал ряд шедевров, не менее известных, чем "Богатыри" и "Витязь на распутье". К ним относятся, конечно, "Иван-царевич на сером волке", "Алёнушка" и многие другие.
В живописный цикл "Поэма семи сказок" входят следующие картины: "Царевна-лягушка", "Царевна-Несмеяна", Спящая царевна", "Баба-Яга", "Кащей Бессмертный", "Сивка-Бурка" и "Ковёр-самолёт".
Весёлый пир - третье испытание, придуманное царём для невест своих сыновей. Василиса Премудрая начинает танцевать и, махнув левой рукой, а затем правой рукой, волшебным образом создаёт озеро с белыми лебедями.
В картине "Царевна-Несмеяна", как и в сказке, женихи ради обещанной наживы пускаются в пляс перед сидящей на высокой троне печальной царевной.
В русской средневековой литературе мифические птицы Сирин и Алконост, завораживающие слушателей небесным пением, олицетворяли божественную мудрость и милосердие.
Религиозная тема
Важное место на выставке отводится самобытным монументальным полотнам мастера, созданным для оформления киевского Владимирского собора, петербургского храма Воскресения Христова, софийского собора Александра Невского и др.
Наибольшую известность при жизни Виктору Васнецову принесла именно монументальная религиозная живопись. Современники видели в нём гениального мастера, возродившего древнее искусство церковной стенописи.
Сам художник писал, что "нет на Руси для художника святее и плодотворнее дела - как украшение храма".
Бытовой жанр, портрет, пейзаж...
Живописная часть экспозиции представлена избранными произведениями парижского периода жизни художника, натурными пейзажами и портретами зрелого периода творчества художника. Также Васнецов представлен как автор блестящих по исполнению графических произведений, некоторые из них представлены впервые.
Портрет царя Ивана Васильевича Грозного, великого князя Московского и всея Руси, первого венценосного царя, - единственный исторический портрет в творчестве В.М. Васнецова. Художник создал глубокий психологический образ царя, изображённого на лестнице одной из башен Собора Василия Блаженного. Из маленького окошка открывается вид на Замоскворечье. Над аркой на стене - изображение жертвенника и душ убиенных. Иван Грозный погружён в раздумья.
Васнецов Борис Викторович (1880 - 1919) - старший сын художника.
Виктор Васнецов был не только талантливым живописцем, его способности проявились и в области проектирования архитектурных построек и мебели, создания предметов декоративно-прикладного искусства и костюмов.
Выставка предлагает не только возможность увидеть картины, но и погрузиться в интерактивные элементы.
Также очень интересный интерактив можно наблюдать на экране своего смартфона, наведя его на представленные QR коды. И тогда на экране оживают и начинают двигаться частички картин.
Впечатляет мультимедийное цифровое изображение Храма.
Также на выставке представлены биография и родословная самого Васнецова, а также описание культурных событий в России в это время.
В завершение обзора приведём слова самого Виктора Михайловича про Добро.
Как добраться
Корпус Бенуа находится по адресу: Санкт-Петербург, Инженерная ул., 2-4, или Набережная канала Грибоедова, 2. Рядом со станцией метро "Невский проспект". Незначительно дальше от станции "Гостиный двор". От станции метро "Адмиралтейская" минут 10 пешком.
Подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе новых выставок, проходящих в Санкт-Петербурга.