Найти в Дзене

Потрясающая выставка шедевров Виктора Васнецова в Санкт-Петербурге

В Корпусе Бенуа Русского музея с декабря 2024 по 23 июня 2025 года проходит выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения», приуроченная к юбилею великого художника. Это немного странно, так как Виктор Михайлович родился 3 мая 1848 года. То есть выставка слегка подзапоздала, что, конечно, не умаляет великолепия представленных картин. Посетителей выставки встречает автопортрет Виктора Михайловича. А всего на выставке представлено около 120 произведений художника из ведущих российских музеев (Русский музей, Третьяковская галерея, Дом-музей В.М. Васнецова, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Нижегородский художественный музей, Музей-заповедник «Абрамцево», Музей-заповедник В.Д. Поленова, Государственный музей истории религии и др.). Посетители могут увидеть такие известные былинно-сказочные полотна Васнецова, как «Аленушка», «Иван-Царевич на сером волке», «Ковер-самолет», «Витязь на распутье», «Бой скифов со славянами». Впервые петербургские зрители увидят
Оглавление

В Корпусе Бенуа Русского музея с декабря 2024 по 23 июня 2025 года проходит выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения», приуроченная к юбилею великого художника. Это немного странно, так как Виктор Михайлович родился 3 мая 1848 года. То есть выставка слегка подзапоздала, что, конечно, не умаляет великолепия представленных картин.

Автопортрет В.М. Васнецова 1913. Третьяковская галерея
Автопортрет В.М. Васнецова 1913. Третьяковская галерея

Посетителей выставки встречает автопортрет Виктора Михайловича. А всего на выставке представлено около 120 произведений художника из ведущих российских музеев (Русский музей, Третьяковская галерея, Дом-музей В.М. Васнецова, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Нижегородский художественный музей, Музей-заповедник «Абрамцево», Музей-заповедник В.Д. Поленова, Государственный музей истории религии и др.). Посетители могут увидеть такие известные былинно-сказочные полотна Васнецова, как «Аленушка», «Иван-Царевич на сером волке», «Ковер-самолет», «Витязь на распутье», «Бой скифов со славянами». Впервые петербургские зрители увидят картину «Царевна-лягушка» – одну из лучших работ цикла «Поэма семи сказок».

Богатырская тема

Богатырская тема была одной из главных в творчестве В.М. Васнецова.

Витязь на распутье. 1882 г. Государственный Русский музей
Витязь на распутье. 1882 г. Государственный Русский музей

Первое эпическое произведение было написано под влиянием былины "Три поездки Ильи Муромца". Картина многократно выставлялась в России и экспонировалась на всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Витязь. 1883 г. Государственная Третьяковская галерея
Витязь. 1883 г. Государственная Третьяковская галерея

Интересный факт: моделью для картины "Витязь" послужил брат художника Пётр Михайлович Васнецов.

Богатыри. 1881-1898 гг. Государственная Третьяковская галерея.
Богатыри. 1881-1898 гг. Государственная Третьяковская галерея.

"Богатыри" были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом", - писал В.М. Васнецов. Первый набросок картины художник сделал в мастерской Василия Дмитриевича Поленова карандашом или углем. Моделями для богатырей послужили, по одной из версий, простой крестьянин, один из сыновей Саввы Мамонтова и сам Васнецов - Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич соответственно.

-6

После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880 г.
После побоища Игоря Святославовича с половцами. 1880 г.

Картина "После побоища Игоря Святославовича с половцами" была встречена критиками неоднозначно. Они указывали, что нужно было показать саму битву, а не её последствия. Но на защиту художника встали другие художники, в том числе Репин и Чистяков. Илья Репин писал о картине: "Для меня это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтическая вещь. Такого ещё не бывало в русской школе."

Баян. 1910г. Государственный Русский музей
Баян. 1910г. Государственный Русский музей

Картина "Баян" - одно из последних значительных произведений художника, завершающее былинную тему в его творчестве. Баян - это имя певца из "Слова о полку Игореве".

Один в поле воин. 1914 г. Дом-музей В.М. Васнецова
Один в поле воин. 1914 г. Дом-музей В.М. Васнецова

Сказочная тема

Ещё одной важной темой в творчестве художника была тема сказок.

В этом жанре Виктор Михайлович создал ряд шедевров, не менее известных, чем "Богатыри" и "Витязь на распутье". К ним относятся, конечно, "Иван-царевич на сером волке", "Алёнушка" и многие другие.

Иван-царевич на сером волке. 1889 г. Государственная Третьяковская галерея.
Иван-царевич на сером волке. 1889 г. Государственная Третьяковская галерея.
Алёнушка. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея.
Алёнушка. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея.

В живописный цикл "Поэма семи сказок" входят следующие картины: "Царевна-лягушка", "Царевна-Несмеяна", Спящая царевна", "Баба-Яга", "Кащей Бессмертный", "Сивка-Бурка" и "Ковёр-самолёт".

Царевна-лягушка. 1918 г. Дом-музей В.М. Васнецова
Царевна-лягушка. 1918 г. Дом-музей В.М. Васнецова

Весёлый пир - третье испытание, придуманное царём для невест своих сыновей. Василиса Премудрая начинает танцевать и, махнув левой рукой, а затем правой рукой, волшебным образом создаёт озеро с белыми лебедями.

Царевна-Несмеяна. 1916 г. Дом-музей В.М. Васнецова
Царевна-Несмеяна. 1916 г. Дом-музей В.М. Васнецова

В картине "Царевна-Несмеяна", как и в сказке, женихи ради обещанной наживы пускаются в пляс перед сидящей на высокой троне печальной царевной.

Ковёр-самолёт. 1925 г.
Ковёр-самолёт. 1925 г.

Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896 г. Государственная Третьяковская галерея.
Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896 г. Государственная Третьяковская галерея.

В русской средневековой литературе мифические птицы Сирин и Алконост, завораживающие слушателей небесным пением, олицетворяли божественную мудрость и милосердие.

Религиозная тема

Важное место на выставке отводится самобытным монументальным полотнам мастера, созданным для оформления киевского Владимирского собора, петербургского храма Воскресения Христова, софийского собора Александра Невского и др.

Наибольшую известность при жизни Виктору Васнецову принесла именно монументальная религиозная живопись. Современники видели в нём гениального мастера, возродившего древнее искусство церковной стенописи.

-16

Сам художник писал, что "нет на Руси для художника святее и плодотворнее дела - как украшение храма".

Радость праведных о Господе. Преддверие Рая. Композиция для оформления барабана главного купола Владимирского собора
Радость праведных о Господе. Преддверие Рая. Композиция для оформления барабана главного купола Владимирского собора

Христос-вседержитель. 1896 г. Оригинал для росписи плафона главного купола Владимирского собора в Киеве.
Христос-вседержитель. 1896 г. Оригинал для росписи плафона главного купола Владимирского собора в Киеве.
Голова Христа. 1901 г. Этюд для мозаики Храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге
Голова Христа. 1901 г. Этюд для мозаики Храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге
Распятие. 1899 г. Оригинал для мозаики Храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге
Распятие. 1899 г. Оригинал для мозаики Храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге
Николай чудотворец. 1911 г. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Николай чудотворец. 1911 г. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Святитель Алексий, Митрополит Московский. 1909 г. Государственный музей истории религии.
Святитель Алексий, Митрополит Московский. 1909 г. Государственный музей истории религии.
Спаситель. 1901 г. Оригинал для мозаики Храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге
Спаситель. 1901 г. Оригинал для мозаики Храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге
Богоматерь с младенцем. 1899 г. Оригинал для мозаики Храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге
Богоматерь с младенцем. 1899 г. Оригинал для мозаики Храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в Санкт-Петербурге

Бытовой жанр, портрет, пейзаж...

Живописная часть экспозиции представлена избранными произведениями парижского периода жизни художника, натурными пейзажами и портретами зрелого периода творчества художника. Также Васнецов представлен как автор блестящих по исполнению графических произведений, некоторые из них представлены впервые.

Царь Иван Васильевич Грозный. 1897. Государственная Третьяковская галерея.
Царь Иван Васильевич Грозный. 1897. Государственная Третьяковская галерея.

Портрет царя Ивана Васильевича Грозного, великого князя Московского и всея Руси, первого венценосного царя, - единственный исторический портрет в творчестве В.М. Васнецова. Художник создал глубокий психологический образ царя, изображённого на лестнице одной из башен Собора Василия Блаженного. Из маленького окошка открывается вид на Замоскворечье. Над аркой на стене - изображение жертвенника и душ убиенных. Иван Грозный погружён в раздумья.

Снегурочка. 1899 г.
Снегурочка. 1899 г.
Лес. Этюд к картине "Снегурочка". 1899 г.
Лес. Этюд к картине "Снегурочка". 1899 г.

Боярышня. 1884 г. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.
Боярышня. 1884 г. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.
Военная телеграмма. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея
Военная телеграмма. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Б.В. Васнецова. 1889 г. Государственная Третьяковская галерея.
Портрет Б.В. Васнецова. 1889 г. Государственная Третьяковская галерея.

Васнецов Борис Викторович (1880 - 1919) - старший сын художника.

Картинная лавочка. 1875. Государственный Русский музей
Картинная лавочка. 1875. Государственный Русский музей
Нищие певцы (Богомольцы). 1873 г.
Нищие певцы (Богомольцы). 1873 г.
Портрет А.И. Куинджи. 1869 г. Государственный Русский музей
Портрет А.И. Куинджи. 1869 г. Государственный Русский музей
Портрет И.Н. Крамского. 1871 г. Государственный Русский музей.
Портрет И.Н. Крамского. 1871 г. Государственный Русский музей.

Кувшинки. Этюд. 1900-1910-е гг. Дом-музей В.М. Васнецова
Кувшинки. Этюд. 1900-1910-е гг. Дом-музей В.М. Васнецова

Виктор Васнецов был не только талантливым живописцем, его способности проявились и в области проектирования архитектурных построек и мебели, создания предметов декоративно-прикладного искусства и костюмов.

Проект главного фасада Третьяковской галереи. 1900 г.
Проект главного фасада Третьяковской галереи. 1900 г.

Выставка предлагает не только возможность увидеть картины, но и погрузиться в интерактивные элементы.

Интерактивный мультимедийный экран
Интерактивный мультимедийный экран

Также очень интересный интерактив можно наблюдать на экране своего смартфона, наведя его на представленные QR коды. И тогда на экране оживают и начинают двигаться частички картин.

-38

Впечатляет мультимедийное цифровое изображение Храма.

-39

Также на выставке представлены биография и родословная самого Васнецова, а также описание культурных событий в России в это время.

-40
-41
-42

В завершение обзора приведём слова самого Виктора Михайловича про Добро.

-43

Как добраться

Корпус Бенуа находится по адресу: Санкт-Петербург, Инженерная ул., 2-4, или Набережная канала Грибоедова, 2. Рядом со станцией метро "Невский проспект". Незначительно дальше от станции "Гостиный двор". От станции метро "Адмиралтейская" минут 10 пешком.

-44

Подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе новых выставок, проходящих в Санкт-Петербурга.

Читайте также на нашем канале