Вам о чем-нибудь говорит название Славков-у-Брна? Нет? Но я ручаюсь, что вы знаете это место. Именно здесь произошло знаменитое сражение трех императоров Александра I, Франца II и Наполеона I.
В то время это место называлось Аустерлиц.
В 13 веке здесь стояла крепость, принадлежавшая рыцарям Тевтонского ордена. Называлось местечко Новоседлице. Тевтонцы, будучи германцами, переименовали непроизносимое название в Нойстерлиц. После нескольких десятков лет испорченного телефона оно превратилось в Аустерлиц. Притом, в славянском мире крепость и город в какой-то момент стали именоваться Славков.
В 1420 году король с сомнительной репутацией Сигизмунд I Люксембургский, который возглавил крестовый поход против гуситов, конфисковал Аустерлиц у Тевтонского ордена. Казалось бы, противоречивое решение, но очень уж нужны были деньги. Подробнее про этого неприятного господина я писала в статье о замке Тата.
После смерти Сигизмунда Славков несколько раз менял хозяев, пока его не приобрел представитель знатного моравского рода Кауницев. Ольдржих Кауниц заложил замок Аустерлиц на руинах крепости. До конца 17 века простоял славковский замок готическим брутальным красавцем. Но мода неуклонно катилась в сторону изящества.
В результате Кауницы пригласили именитых итальянских мастеров для перестройки замка и декорирования его в стиле барокко. Процесс обновления продлился чуть ли не сто лет. В итоге Аустерлиц превратился в роскошное шато, в большей степени характерное для Франции нежели для Моравии.
До ноября 1805 года замок Аустерлиц был тихим райским уголком. Но судьба распорядилась так, что именно здесь должно было случиться одно из самых громких сражений Наполеоновских войн. Оно же стало самым большим триумфом Наполеона.
Накануне битвы русский император Александр I и австрийский император Франц I разместили свою военную ставку в замке Аустерлиц. Союзная армия существенно превосходила французов по численности. У автрийцев заправлял генерал Вейротер. Российской армией командовал сам Кутузов.
Вернее, Михаил Илларионович являлся командующим армией, но последнее слово было за тогда еще молодым и горячим Александром Первым. Вейротер рвался в бой. Австриец самонадеянно заявил, что объединенная армия порвет французов, как тузик грелку, поскольку силы коалиции превосходят противника, а слухи о таланте Наполеона сильно преувеличены.
Кутузов, напротив, хотел максимально оттянуть дату сражения. Он наверняка знал, что французов больше, чем кажется, и вообще, что-то здесь не так.
Увы, император Александр прислушался к австрийцам. Ночью 2 декабря 1805 года союзные войска начали наступление.
План австрийцев был предельно чётким: отрезать армию Наполеона от путей отступления, окружить и победить. Но хитрый Бонапарт предвидел такое решение. Пока союзники разбредались в тумане вдоль Дуная и дороги на Вену, Наполеон ударил пятидесятитысячной армией в центральную часть союзных войск, располагавшихся на Праценских высотах, всего в нескольких километрах от замка Аустерлиц.
Центральным подразделением войск командовал Кутузов, которого, кстати, Наполеон высоко ценил, и единственный, кого он опасался. Атака была настолько жесткой, что сразу стало ясно - сражаться бессмысленно. Кутузов приказал войскам отступить. Сам он был ранен и чудом не попал в плен.
После Наполеон ударил по левому флангу союзников, где, по большей части, находились австрийцы. Французы оттеснили их к прудам в окрестностях Аустерлица. Не уверена, что в наши дни водоемы в Моравии замерзают в начале декабря, но тогда климат был другой.
Австрийские солдаты были вынуждены ретироваться прямо на лед, который, конечно, треснул. Выбраться из этой ловушки живыми не было шансов. Около тысячи человек утонуло в прудах под градом французских пуль.
Позже Наполеон написал, что утопил в Аустерлицких прудах 20 тысяч солдат. Ну приврал немного, с кем не бывает.
Правое крыло союзников отчаянно сражалось, пытаясь отразить атаку, но эффект неожиданности и слаженные действия французов не дали им шансов на успех.
Когда на подмогу наполеоновским войскам примчалась конница Мюрата, битва была проиграна окончательно. Императоры бежали с поля боя задолго до конца баталии. Для Франца I это был полный крах. Австрия вышла из войны и оказалась под властью Наполеона.
Русская армия хоть и сумела вовремя отступить и сохранить множество жизней и артиллерийских орудий, все же понесла тяжелые потери. Эта драматическая битва весьма эмоционально описана в "Войне и мире" Толстого.
Александр I получил тяжелый психологический удар. Очевидцы утверждают, что, когда император наконец перестал гнать лошадь, спасаясь из театра военных действий, он сел под деревом и расплакался, как ребенок.
Со времен Петра Первого это было первое сражение, проигранное русской армией с таким громким треском. А довольный Наполеон, расположившись в замке Аустерлиц, принялся за написание мотивирующих текстов.
Великий полководец провел в Аустерлице три дня, с 3 по 6 декабря 1805 года. Здесь он праздновал свою блестящую победу. Именно здесь он написал знаменитую речь к солдатам, где назвал русские войска наемниками Англии, воодушевленными ненавистью к французскому народу, и пообещал защищать честь французской пехоты наряду с простыми согражданами в походе против России.
Как мы знаем, этот поход для него добром не кончился. Но Аустерлиц запомнил Наполеона в зените славы.
После войны здесь ничего существенного не происходило. Жизнь шла своим чередом. Кауницы передавали замок по наследству, пока их род не угас в 1919 году.
Первая и Вторая мировые войны не причинили вреда Аустерлицу. После войны замок был национализирован. Ему возвратили чешское название Славков.
Сегодня замок является собственностью города Славков-у-Брна. Его посещают туристы, особенно фанаты Наполеона - таких, кстати, немало.
В 13 километрах от замка на месте сражения исторические клубы со всего мира регулярно проводят реконструкцию знаменитых событий.
А после все вместе очередной раз отмечают победу за кружечкой Славковского пива.
Оно здесь отменное. Впрочем, как и во всей Чехии.