Сколько детей вы видите на этом фото? Троих? На самом деле их четыре. Четвертый - это еще нерожденный сын Матрены Вольской. Эта беременная женщина прошла 200 километров по лесам и болотам, спасая множество детей от немцев.
Матрёна Исаевна Вольская из деревни Басино Смоленской области, до войны учила детей азбуке и счёту. Но в октябре 1941-го, когда немцы захватили Смоленщину, её жизнь круто изменилась. Враги начали наводить свои порядки: одних жителей собирались угнать в Германию, других — расстрелять, а оставшихся — превратить в покорных paбoв. Матрёна ушла с мужем в партизанский отряд «Батя», по прозвищу командира Никифора Коляды.
Спасаясь от "жёлтого слона"
Матрёна, получившая в отряде позывной "Месяц", выполняла обязанности связной и участвовала в боевых действиях. За проявленный героизм в бою у деревни Закуп 5 марта 1942 года она была представлена к награде.
Партизанский отряд уже к маю 1942 года освободил от врага 230 сёл и городов. Но летом немцы разработали план «Жёлтый слон», чтобы раздавить сопротивление. Сил у врага было куда больше, и отряд начал готовиться к тяжёлым боям.
Перво-наперво решили спасти детей, которых могли убить или угнать в Германию. Командир поручил эту задачу Матрёне, назвав операцию «Дети». Всё держалось в строгом секрете: разведали пути, составили карты минных полей, выбрали маршрут через линию фронта к станции Торопец, освобождённой Красной Армией.
200 километров через леса и болота
В ночь с 22 на 23 июля 1942 года из деревни Елисеевичи вышла колонна из (примерно) 1,5 тысяч детей, сопровождаемых всего тремя взрослыми: 23-летней беременной Матрёной Вольской, учительницей Варварой Поляковой и медсестрой Екатериной Громовой.
«Такой плач стоял, упаси бог услышать еще когда-нибудь! И у нас троих не было уверенности, что всё обойдется, закончится благополучно...»
вспоминала впоследствии Варвара Полякова
Им предстояло пройти 200 километров, между минных полей, пробираясь к безопасной станции. Впереди ждал эшелон, который должен был увезти детей до Урала.
Колонна растянулась на километры. Ночи Матрёна проводила в разведке, уходя вперёд на 10–15 километров, а к утру возвращалась, чтобы вести отряд дальше. Еда быстро закончилась, и детям пришлось питаться ягодами и растениями (подорожником, щавелем, одуванчиками и др). Воды не хватало: колодцы были отравлены, а в водоёмы немцы бросали тpyпы.
По пути к ним присоединялись новые дети из разорённых деревень. К 29 июля Красная Армия прислала четыре полуторки, чтобы забрать самых слабых. Остальные шли пешком ещё трое суток.
Дошли!
1 августа вся колонна добралась до Торопца. Однако эвакуационный состав ещё не был готов, погрузка в эшелон началась лишь в ночь на 5 августа. До самого отправления на станцию подходили новые и новые группы детей, в вагоны село уже свыше 3000 ребят. По разным данным, женщина и ее помощницы спасли от 3225 до 4000 детей.
Матрёна, видя, как измучены дети, понимала, что до Урала многие не доедут. Она слала телеграммы в Москву и города Поволжья, умоляя принять ребят. Откликнулся город Горький (ныне Нижний Новгород). Там детей распределили по госпиталям, позже школам и ремесленным училищам.
А Матрёну отправили работать в школу Городецкого района Нижегородской области. Позже она вернулась в Смоленскую область, где преподавала до 1976 года. После похода она родила сына, но роды дались ей очень тяжело. Всего с мужем Михаилом они родили четырех детей.
За храбрость Матрёну наградили орденом Боевого Красного Знамени в 1943 году, а за работу в школе — званием «Отличник народного просвещения». В 1975 году она встретилась с 32 участниками того похода. Их воспоминания легли в основу книги «Операция "Дети"», изданной в 1986 году.
23 декабря 1978 года Матрёна Исаевна Вольская скончалась. Была похоронена на кладбище села Смольки.