Найти в Дзене
Исторический Ляп

Редактор портала «История.рф» Владимир Иванов: В боевых действиях Великой Отечественной войны участвовало 8 тысяч тувинцев

В 1943 году в Красной Армии появились добровольцы из Тувы. Первые 200 добровольцев влились в состав 25-го отдельного танкового полка, который с февраля 1944 года вошел в состав 2-го Украинского фронта. Правда, этот факт опять порождает неувязочку с версией украинских политиков во главе с Зеленским, что Украинские фронты – это сплошь украинцы. Всего в боевых действиях приняли участие 8 тысяч тувинцев, а это 10% всего населения республики. Многие из них были награждены орденами и медалями СССР. Двое – Хомушку Чургуй-оол и Тюлюш Кечил-оол – стали Героями Советского Союза.

«История России», 2024 г.

Тувинские историки досконально исследовали подвиги своих земляков в годы Великой Отечественной войны. О них писали директор Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (сейчас Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований), доктор исторических наук Юрий Аранчын и главный научный сотрудник сектора истории ТИГПИ, ныне тоже доктор исторических наук Николай Моллеров:

«Правительство ТНР по согласованию с советским руководством приняло решение об отправке на фронт добровольцев. 20 мая 1943 г. республика проводила на фронт группу танкистов из 11 человек, а 1 сентября того же года – добровольческий эскадрон кавалеристов из 206 человек. Трое летчиков-тувинцев – лейтенант С. Хунан-оол, младший лейтенант X. Хопуя, младший лейтенант О. Ензак – после освоения самолетов «Як», «Лавочкин-5» в Саратове тоже сражались с фашистами. Таким образом, на фронтах Великой Отечественной сражались 220 добровольцев-тувинцев» («К 60-летию Великой Победы. Вклад Тувы», 2005 г.)

Старших коллег слегка поправляет старший научный сотрудник отдела истории тувинского Национального музея имени Алдан-Маадыр Светлана Толуш. По её данным в небе Саратова сражался только лейтенант Кара-Сал Хунан-оол, а младшие лейтенанты Ховалыг Хопуя и Алексей Ензак попали на фронт только в августе 1945-го во время войны с Японией. Однако общего количества воевавших тувинцев это не меняет. Откуда же взялись 8 тысяч? Это ясно видно из процитированных выше работ тувинских историков. Аранчын и Моллеров пишут:

«10 ноября 1941 г. советское руководство по согласованию с Правительством ТНР приняло решение о мобилизации проживающих в республике советских граждан в возрасте от 19 до 40 лет. Поскольку они являлись одновременно и гражданами ТНР, тувинское Правительство и ЦК Тувинской народно-революционной партии приняли совместное постановление «О призыве в Красную Армию советских граждан, живущих в ТНР». Все расходы, связанные с проведением призыва, тувинское правительство взяло на себя.

26 января 1942 г. призывная комиссия приступила к работе. В течение февраля почти ежедневно за Саяны уходили колонны автомашин с призывниками. В каждой такой колонне было по 100-120 будущих воинов. Это был первый и самый массовый призыв. По свидетельству старожилов, во многих русских поселках после него оставались только старики, женщины, подростки да в небольшом числе оставленные по брони специалисты. По мере того как подрастала молодежь, ее тоже призывали. Последними в 1944 г. ушли призывники 1926 г. рождения. Всего 12-тысячная советская колония в ТНР дала фронту свыше 3,5 тысячи воинов».

Кроме того с началом войны численность Тувинской народной армии выросла до 1136 человек, а сверх того в ТНР имелись семь погранзастав и отряды народного ополчения. Вместе с частями Красной армии на Дальнем Востоке, Монгольской Народно-Революционной армией, а также ушедшими в СССР китайскими и корейскими (последними командовал будущий вождь КНДР Ким Ир Сен) партизанами они защищали советские рубежи от угрозы японского вторжения, но в боях не участвовали. После вхождения Тувы в состав Советского Союза 11 октября 1944 года, её армия была переименована в 7-й отдельный кавалерийский полк, а пограничники в 29-й погранотряд, однако они не попали ни на советско-германский фронт, ни на войну с Японией.

Аранчын и Моллеров, а также Толуш в своей работе «Об участии тувинских добровольцев лётчиков и советских граждан из Тувы в советско-японской войне» приводят десятки фамилий воевавших граждан СССР из которых видно, что подавляющее большинство их русские. Тувинским историкам своих героев хватает, и они 220 человек в 8 тысяч не превращают, а служивших на Дальнем Востоке во фронтовики не записывают.

Зато Иванов объявляет всех их тувинцами и фронтовиками, а заодно переводит в танкисты конников из 8-й гвардейской кавалерийской дивизии. Подобная халтура характерна для экс-министра культуры и главы Российского военно-исторического общества Владимира Мединского. И было бы странно, веди себя по-иному редактор тесно связанного с РВИО сайта.

Такие же публикации, только более аккуратные, имели место и раньше. Например, правительственная «Российская газета» дипломатично писала о том, что «за годы войны в рядах Красной Армии служили до 8 тысяч жителей Тувы», что формально не ложь, но смотрится точно также, как фальшивка Иванова. Похоже налицо попытка сделать приятное самому высокопоставленному тувинцу России - Сергею Шойгу, который до 7 мая 2024 года занимал пост министра обороны России, а сейчас секретарь Совета безопасности.