Коллективный психоз, о котором идет речь в данной публикации, представляет собой, по существу, психопатический бред грандиозной личности, спроецированный на сообщество легко внушаемых личностей и интериоризированный ими в качестве собственного смысла жизни.
Главная мысль такого психоза основана на бредовой идее или совокупности таких идей, что делает её формой совместного психотического расстройства. Однако, в отличие от обычного бреда спутанного или шизофренического сознания, она содержит четко сформулированный посыл, который не кажется патологическим.
Например, цели «создать идеальную семью", "сказочно разбогатеть", "создать истинную церковь" или "изменить страну» выглядят как воплощение мечтаний, а не как психическое расстройство. Патологичность тут в том, что возможности того, кто дает такие обещания, почти никогда и ни в чем заведомо не соответствуют заявленному.
Именно в этом заключается коварство данной психопатической фантазии — это психоз, замаскированный под норму. Альтернативная реальность, которую вас предлагают, чаще всего выглядит лучше реальной реальности. Обманщик - тот же мошенник, всегда много обещает, но ничего не делает.
Ученый-психиатр И. Клекли описывает это явление как «маску нормальности»: внешне человек функционирует в обществе вроде бы нормально, но его сознание захвачено грандиозной иллюзией, которую он транслирует окружающим.
При этом инициатор не обладает ресурсом для исполнения своих планов, однако вместо трезвой оценки своих возможностей подменяет реальность манифестациями, громкими заявлениями и риторикой.
Множество онлайн-тренеров, расплодившихся с массовизацией интернета коучей, обещающие слушателям грандиозный успех, быстрое и несоизмеримое с вложениями обогащение, а также реальных бизнес-тренеров, работающих с большими аудиториями, по существу, как раз представляют собой психопатов или нарциссов, оседлавших новый способ добычи ресурса.
Впрочем, способ этой не такой уж и новый, он давно освоен учредителями сект имени себя, а с распространением интернета в каждый дом и на каждый смартфон просто приобрел качественно новый размах.
При этом нарцисс не просто верит в свою грандиозность — он заражает этой верой других. Его убеждённость, харизма и эмоциональный напор создают иллюзию правдоподобия. После этапа первичного заражения коллектива психотической фантазией следуют стандартный этап закрепления, а именно изоляция от любого постороннего вмешательства, а тем самым от социума, и отсечение сомнений и внешней критики.
При этом если речь идет не просто о нарциссическом гареме в той или иной форме, а о достаточно большом коллективе\секте, все приемы личностных манипуляций и психологического насилия также будут использованы. Только если в личных отношениях их будет использовать сам психопат-нарцисс, то в коллективе ему обязательно будут помогать послушные и рвущиеся доказать свою преданность главному обезьянки, копирующие главного нарцисса.
Состояние группы, подпадающей под данное описание, и является коллективным психозом, и члены подобной группы пребывают именно в коллективном психотическом расстройстве. Именно в этом явлении наглядно проявляется феномен заразности нарциссизма и психопатической фантазии.
При этом существуют стандартные признаки такого состояния, а именно:
- зеркальное отражение психопатической фантазии среди адептов;
- наличие темпоральной экспоненты - чем дольше и плотнее контакт, тем сильнее психоз и тем сложнее выход из него;
- отвержение рационального мышления - попытки «образумить» жертву, поставить под сомнение фантазию "отца-основателя" воспринимаются как угроза коллективу и самому себе лично;
- готовность защищать психотическое сообщество вопреки собственным личным интересам, включая уничтожение старых семейных связей, отречение от друзей и родных, не разделяющих их новые ценности. Это то, что высмеял Есенин в строчке "Задрав штаны, бежать за комсомолом", независимо от возраста, но более характерно все-таки для молодых.
- иррациональный страх перед внешней скверной, которой якобы полон мир вокруг;
- гностическая убежденность в том, что ничто и никто во внешнем мире не достойно внимания, сочувствия и поддержки.
Напротив, этот внешний мир достоин быть уничтоженным, а если уничтожить его невозможно, то единственное, что можно с ним делать - это презирать его.
Впрочем, последние 2-3 признака более характерны именно для сект, а факты существования последних можно считать массовыми психогенными заболеваниями. Признаки подобной болезни также универсальны:
- бескомпромиссный коллективизм - "линия партии" всегда поддерживаются группой, колебаться можно только вместе с ней;
- абсолютный конформизм внутри собственного психопатического сообщества (когда люди в угоду общему психозу отрекаются от своих целей и ценностей, от своих родных и т.п.), 100% единогласных голосований и т.п.
- напротив, нонкорформизм по отношению к внешнему миру; часто он носит принципиальный характер, чтобы подчеркнуть собственную верность лидеру
- участники не обязательно психически больны, большая часть из них в случае разрушения секты возвращается к нормативной психике, прежним ценностям и целям.
Создавая этот текст, я задавалась целью разложить по полочкам причины, по которым так часто терпят крах рациональные попытки образумить человека и вытащить его из сект и деструктивных отношений. Тому есть главная причина - отключение рационального критического мышления, причем оно подкрепляется всеми возможными факторами, так что человек обнаруживает себя в ловушке, из которой нет выхода. Любой выход плох и грозит разрушить ложную реальность, на которую пострадавший опирается.
Однако если пострадавший не сам является нарциссом или психопатом, а всего лишь попал в зависимость от патологической личности, то прогноз для него очень благоприятный, стоит лишь восстановить социальные связи и контакт с настоящей реальностью. Даже если кажется, что старые связи разрушены бесповоротно и отвергнутые тобой друзья и родственники тебя уже никогда не простят, попробовать стоит. И в большинстве случаев для очнувшегося от массового психоза человека все кончается не так уж плохо.
К тому же сейчас возможностей восстановить свою личность и психику множество, а обращение к соответствующим специалистам перестало быть табуированным. Так что приглашаю всех к обсуждению.
И поверьте, ЛУЧШЕ ПОЗДНО ЧЕМ НИКОГДА.
Больше публикаций о том, почему секты и деструктивные отношения это одно и то же, и об особенностях тех и других, читайте в моем блоге в соответствующих подборках:
СОВРЕМЕННАЯ СЕКТОЛОГИЯ - ЧТО ЭТО ТАКОЕ
КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ НАРЦИССА И ПСИХОПАТА
ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ЧТО НЕ ТАК С НИМИ, А НЕ С НАМИ
ПУТЬ К СЕБЕ: КАК СТАТЬ СВОБОДНЫМ, ОСОЗНАТЬ СЕБЯ И НАЧАТЬ ЖИТЬ
КАЛЕНДАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ