Что произойдет, если талант, интуицию, эксцентричность, эмпатию, любознательность, помножить на богатство и обширные возможности? Получится церковь Святого Конана! Невообразимый продукт сплетения всех перечисленных качеств объединенных в создателе, а именно Уолтере Дугласе Кэмпбелле. Но, по порядку.
Эту архитектурную жемчужину Шотландии мы обнаружили случайно. По дороге в Обан на больших скоростях пронеслись мимо, успев только вывернуть шеи, дабы подивиться ее необычности. На обратном пути из Обана, привлеченные ее скромным тихим одиночеством, и определенно выгодным расположением на берегу озера О (Loch Awe), искристым блеском воды, в котором отражалось ярко-лазурное небо, а также крошечным домиком с табличкой Tearoom, где подразумевалось и кофе, сделали остановку.
Получив от хозяйки заведения сразу два стаканчика с кофе (муж постеснялся указать ей на ошибку, а я не стала возражать, подумала мужу требовалась двойная порция) мы обустроились под боком церкви на скамейке с видом...
А вид был потрясающий! Птицы поют на разные голоса, лес шумит, именно так как он умеет в чудный солнечный весенний день и озеро, раскинулось в обе стороны, играя солнечными зайчиками на гребешках крошечных волн. По какой-то причине мы сочли церковь закрытой, но влекомые любопытством решили обойти и рассмотреть то, что было в наличии. А в наличии было достаточно.
Куда ни кинь взор, попадается какая-то необычная архитектурная деталь. Полуарки, поддерживающие стены, горгульи в виде злобных кроликов, витражи, солнечные часы прямо в центре у входа! В душе стало зарождаться подозрение, что-то тут не так!
Неожиданно из неоткуда стали появляться люди... Они сходили с холма за церковью, выходили из ее недр... Оказывается вход свободен! Мы пригревшись на солнце, любовались переливами воды в озере, привлекательными орнаментами над арочным входом и не спешили зайти в темное нутро церкви.
Эти повидавшие виды входные двери из старого дуба были притворены, а за ними притаились еще одни... Толкнув их мы обомлели и спустя мгновение ахнули! Если честно, мы так растерялись, что не знали куда смотреть, все кругом было настолько грандиозно потрясающе, каждая деталь. Смотрите!
Без истории о создателе, многое останется неясным. Итак Уолтер Дуглас Кэмпбелл родился в очень плодовитой аристократической семье 2-го барона Бредалбейна и был "вторым с конца" из младших детей. Получив прекрасное образование в Итоне, где слепили немало влиятельных людей разных эпох, он отслужив в Ее Королевского Величества Конных Войсках, вернулся в отчий дом и ненароком прикупил остров, где построил новое родовое гнездо для себя, своей матери и сестры Элен. Его матушке в то время шел шестой десяток, и перспектива ездить на церковные службы за тридевять земель ее нисколько не воодушевляли. И вот Вильям задумал облегчить ее общение со Всевышним, спроектировал и возвел для любимой родительницы собственную церковь! Строительство началось в 1881 году и закончилось в 1886. Итоговый продукт представлял скромную "крестообразную"церковь, обеспечивающую духовные нужды его семьи и прихожан из деревни. Вот такой любящий и преданный сын. Молодой человек был необыкновенно увлечен историей и архитектурой, поездив по стране, он осмотрел сотни церквей, соборов, монастырей, и в душе его зародился грандиозный план по превращению на тот момент скромной обители в нечно необычное. Кое-что примечательное о нем, Уолтер не был по образованию архитектором, прирожденный талант, интуиция и стремление к самообразованию сформировали гения. К тому же Уолтер обладал прекрасными способностями краснодеревщика... Еще забыла упомянуть, что в добавок он оказался знатным коллекционером! Так и вижу как он лениво слоняется по антикварным развалам и присматривает витражи, обломки колон с сохранившимся орнаментом, глыбы времен неолита с языческими узорами, скупает все, что понравилось и радостно напевая и пританцовывая, несет добычу под мышками! Шучу, хотя большинство предметов он действительно приобретал на аукционах и вообще везде, где можно. Все служило его плану.
Мы видим намек на Норманнов, а также романские круглые арки, эхо саксонского дизайна, элегантность готики и элементы средневековья, намешав предметы и декор различных времен и стилей, у Кэмпбелла получилась церковь Святого Конана! К сожалению в 1914 Уолтер скончался, не успев закончить величественную постройку, эстафету приняла сестра Элен.
Мы вошли не с обычного входа, как все нормальные люди через крытую галерею, а через Южный Вход. Там стоит информационный блок, с переводом на несколько языков. Очень приятно было обнаружить среди них и на русском, а если "нечаянно" прихватили эту картонку с собой, надпись на каждой просит вернуть ее в отчий дом, запечатав в конверт А4 и отправить по адресу... Милые люди.
В Южном крыле расположены две часовни. Святой Брижит, т.е. "приносящей свет", хранительницы клана Кэмпбеллов, где под плитами в склепе погребены тела Уолтера и его сестры Элен. Согласно пресвитерианским традициям хоронить в самой церкви кого-либо запрещалось, но Элен подала прошение, чтобы для них с братом сделали исключение и получила согласие с условием поставить ограду. В сотворении ворот участвовал знаменитый мастер-ковщик (кузнец?) Томас Хэйдден (приложил руку к Национальному Военному Мемориалу в Эдинбурге,- была, видела), а изваяние, изображающее Уолтера создано руками гения Александра Каррика, он же автор "лейтенанта Кэмпбелла", что встречает нас на входе на территорию церкви.
Взглянем на потолок. Уолтер был человеком неординарным и терпеть не мог разбрасываться стариной. Ему пришло в голову, что балками для крыши может послужить дерево... из военных кораблей времени правления королевы Виктории: "Герцог Веллингтон" и "Каледония". Первый участвовал во многих конфликтах в том числе в Крыму (ох, как часто они любят упоминать битву за Крым). Ей богу, Уолтер как сорока хватал все подряд, и ведь как здорово пригодилось.
Вторая часовня Святого Конвала увековечила 4-го Лорда Блитсвуда Арчибальда Дугласа Кэмпбелла. Племянника. Он продолжил дело начатое Уолтером и Элен, после кончины последней в 1927 году, не дожившей всего три года, чтобы лицезреть плоды их с братом трудов в 1930. В оформлении явно прослеживаются следы Крестоносцев и Ордена Тамплиеров, ведь племянник был масоном и орденоносцем королевы. Похоронен не в часовне, как дядя и тетя, но его вклад был также оценен.
Рядом со входом в крытую галерею распложено ажурное допотопное окно из Аббатства Ионы, что с 70 милях от церкви. Дело в том, что Уолтер и Элен были еще и меценатами, они не только вкладывались в собственную обитель, но и участвовали в судьбах других. Помогали восстанавливать, например, Аббатство Ионы из живописных руин (570 год нэ) превратилось в функционирующую церковь. Элен получила окно, как символ благодарности за сделанный их семьей вклад. А так сразу и не догадаешься, что это окно, да еще и такое древнее.
В Южной части расположены два витража. Первый, Архангел Гавриил, держащий Тору. Архангела почитали и христиане и иудеи и мусульмане. Вокруг изображения по кромке расположены геральдические символы Дугласов и Кэмпбеллов.
Этот витраж создала принцесса Луиза, дочь королевы Виктории и близкая подруга Элен Кэмпбелл. Принцесса была женщина безграничных талантов, художницей многих направлений, значимой фигурой в движении прерафаэлитов и декоративно-прикладного искусства. Она поместила под драконом наряду с гербами Дугласов и Кэмпбеллов собственный. А дракон описываемый о семи головах, на каждый грех по штуке, у Луизы случился иметь только шесть... Что же она не считала грехом?
Исправляем ошибку и пройдем взглянуть на крытую галерею. Каждая уважающее себя аббатство или монастырь имели такие. И только единственная церковь Св. Конана может ею похвастаться.
В глаза бросается роскошная отделка свинцовой крыши, продукт трудов водопроводчика некоего Вильяма Боннингтона, являющегося автором тех необычных горгулий на фасаде церкви.
Интересная история со львом, восседающим в центре. Однажды мальчишки-хулиганы взобрались на него и уронили. Мистер Лев сломал челюсть. И исчез со своего пьедестала на 40 лет. Виновники не были найдены, пока в 2021 году местный каменщик не взялся восстановить статую. Никакого счета за проделанную работу он не предъявил, ибо оказался одним из тех самых проказников, столько лет мучимый муками совести. Наверняка, ему во снах являлся сам Уолтер Кэмпбелл с отломанной челюстью и с налитыми кровью глазами, годами молча изводивший беднягу.
Восьмиугольная башня в свое время вмещала трубы старого органа, в нынешние он заменен на новую модель, все имеет вой срок... Лесенка из выступающих булыжников просто очаровательна, как по ней карабкался служитель в длиной рясе?
В галерее столько всего интересного, например, масонские символы на старых окнах. Опять же Уолтер (я уже его именую совсем по-дружески) уберег их из разрушенной церкви Св. Марии в Инчиннане 12 века (теперь там посадочная полоса аэропорта Глазго). Около 900 лет назад свободные каменщики оставили свои отметины на рамах. Говорят, цифры появились намного позже.
Уж не знаю, где раздобыл Уолтер этого рыцаря, возможно из замка Килхён (Kilchurn castle), который сейчас представляет живописные руины (рассказываю о нем здесь, кликайте), но когда-то его владелец Колин Кэмпбелл отправился в Крестовый поход и поручил дела супруге, которая, прождав его 7 лет, в следствие лжи и беспринципности своего соседа, положившего на нее и владения глаз, решилась на новое замужество. Прознав о коварности жены (неизвестно каким образом ) Колин вернулся в день торжества, словно повторяя историю об Одиссее. В итоге предатель бежал и Колин завладел его землями. Наверное, врут, хотя Одиссей ведь не единственный "гулящий" мужчина на земле.
Вход из крытой галереи обрамлен норманнской аркой, еще один каприз нашего Уолтера, вернее это копия арки, найденной в Виторне в Галлоуэйе, бывшее место паломничества. Обитель основана в 5-м веке нэ святым Нинаном.
Железяки, прислоненные к стене имели целью предотвращать выкапывание свежих мертвецов (я упоминала про эту нехорошую практику существовавшую в 19 веке).
А какие роскошные двери наш коллекционер раздобыл на развалинах старинных храмов!
Идемте же скорее дальше. Это неф. И снова глаза разбегаются. Окна разные, арки отличаются узорами, хочется одновременно смотреть и на потолок и по сторонам и на предметы.
Чтоже, наконец, мы увидели творца в действии, экран для органа был тщательно разработан и воплощен собственными руками и гением Уолтера Кэмпбелла. Непосвященному человеку трудно догадаться о том, что каждый элемент был тщательно продуман.
Мастер продемонстрировал, как верования людей эволюционировали от язычества до Христианства. Гриффоны в нижней части из языческого периода, над ними ленточный орнамент символизирующий вечность, чуть выше пояс из кельтских крестов, представляющий время христианства, вверху небесные создания: Лев, Телец, Человек и Орёл из Книги Откровений. Над входом к органу Крылья Времени, связанные между собой кельтским узлом святой Троицы, надо встать в проем и поднять глаза, чтобы их увидеть. Сама конструкция поддерживается двумя пеликанами, символами самопожертвования.
А светильники! По всем галереям разные.
А это чудо чудное, витраж в форме розетки сотворила Элен Кэмпбелл. Выполненный в викторианском стиле, обрамленный деревом, представляющий 71-го херувима. Правда, оригинал чуть было не исчез с лица земли, шотландская погода славно поглумилась над ним. Но благодаря бизнесменам, пожертвованиям и местным умельцам витраж удалось восстановить. Сейчас он надежно защищен прозрачным экраном.
В алтарной части здания ошеломляющее впечатление производят два ряда резных "партеров" для представителей кланов, выполненных из испанского каштана.
Герцоги клана Кэмпбелл и Аргайл; Принцесса Луиза Каролин Альберта, герцогиня Аргайла; МакГрегор из Гленстрэй; МакИтае из Глен Ной; МакКоркудэйл из Лох Тромли; МакНотон из Фраох Эйлен; МакДугал из Лорна; МакНаб из Барахастлэйна, оружейник графов Аграйла; Альма-Иможен Грэм, маркиза Брэдалбэйна; Маркиз Брэдалбэйн из Гленорхи и Таймауф.
Они настолько поразительно детально выполнены, что остается изумляться пиетету отданному Уолтером владельцам близлежащих земель. Да-да, авторство приписывают ему. Все гербы и регалии выполнены безупречно, хочется рассматривать их часами! А гриффоны, поддерживающие подлокотники? У них разные морды! А под лапами у них еще лица! Хочется прошептать: "великий, великий!"
Увы, Уолтер не был женат и не имел наследников, когда? Ведь он вырезал и мотался по стране.
Коленопреклонные (так вообще можно сказать?) подушки создала местная жительница. Вы же в курсе, что у каждого клана свой тартан? Нет? Я расскажу в следующий раз.
Вот еще одна деталь, купель. Два ангелочка (второго здесь не видно) со сложенными в молитве ладошками, а на их детских плечиках лодочка... побитая стихиями. Это дань уважения рыбакам и всем "морским волкам", что трудились на просторах озера Ов, напоминая нам о том, как хрупка человеческая жизнь. Элен Кэмпбелл посвятила ее и своей племяннице, умершей от испанки, снизу есть надпись.
Перейдем к апсиде, полукруглой части, обрамленной импозантными колоннами. По замыслу автора это место для прогулок и раздумий. Примером послужила часовня св. Иоанна из Тауэра... мрачное место, поэтому в противовес ему Уолтер наградил свою светом и шикарным видом из окон! Его приятель (настоящий дипломированный инженер) поспорил с Уолтером о самой конструкции, мол красиво, но не устойчиво. Мастер доказал обратное, создав масштабную модель и проехался по ней паровым катком, и все устояло.
Стол в центре выполнен из цельного дуба и весит 350 кг, одно из последних ништяков вещей, созданных специально для церкви. Считается, что стулья настоящие венецианские, привезенные Уолтером из многочисленных поездок. Скорее всего дельфины вырезаны отдельно и были приторочены позднее.
Проследуем в часовню св. Филлана, покровитель окружающих озеру О земель. Часовня- это мемориал Роберту Брюсу (королю).
Изваяние было создано Уоллером Хьюбертом Патоном и было представлено на выставке Королевского института архитекторов в 1896 году. Уолтер в последствии приобрел его, и много лет скульптура пылилась в ожидании, пока ее не выставили в 1920- х. Выполненный из тикового дерева и алебастра король великолепен! Под его ложем в окошке можно увидеть плюсневую кость от самого оригинала. Нет уверенности на сто процентов, что это действительно кость Роберта Брюса. Был он похоронен в Данфермлинском Аббатстве и во времена неразберихи Реформации в 1560-х обитель повредили, гробницу короля разрушили и его кости потерялись. Когда в начале 19-го века решили восстановить и расширить храм, в хорах обнаружили останки, по всем признакам относящимся к Роберту Брюсу. Пока скелет исследовали в течении года, некоторые из его костей были похищены, в том числе и плюсневая. Ее подарила Уолтеру мать создателя скульптуры миссис Патон (и у меня возникают вопросы, кто из их семьи стащил часть короля? Не стыдно им?)
Если бы изваяние могло очнуться, то на первой минуте его бы встретил ошеломительный резной потолок, а затем и восхитительный вид из окна! Такое чудо может оживить и каменное изваяние!
А окно "усыпальницы"имеет свою историю. Оно из церкви св. Марии в Лейте, датируемой 1483 годом. Во время реставрации последней это окно вдруг не понадобилось и было выкуплено неким доктором Робертсоном, который разместил его в собственном саду. В 1912 семья доктора покинула дом, окно приобрел на аукционе наш Уолтер. Здесь он снова соригинальничал: поставил задом наперед, захотелось и все тут.
Шикарный витраж-триптих, подаренный семьей МакКоркудайн. Создан он был в память о друге семьи художником Дугласом Страханом.
Окно МакКоркуодейл — это замечательный витраж, который изначально был установлен в Северной стене, но был перенесен в 1920-х годах, чтобы максимально использовать лучший свет на Юг. Триптих рассказывает историю и экспертиза подтвердила, что он является выдающимся примером мастерства искусств и ремесел. Уровень детализации просто потрясающий! Панели предназначены для чтения справа, слева и затем посередине.
На правой панели Воин Христа, за которым наблюдают херувимы, носит сандалии Мира, Пояс Истины, Нагрудную планку Праведности и размахивает Мечом Святого Духа и Щитом Веры. Вы можете видеть, что Щит защищает его от огненных дротиков яда, исходящих от змей дьявола у его ног.
Слева, Слово Божье в Мече Духа помещает злых тварей к его ногам.
Наконец, на центральных панелях изображен шлем Спасения, установленный на голове победившего Воина. Внизу змеи превратились в цветы, что свидетельствует о стиле искусств и ремесел.
В верхней части каждой панели находится второй этаж с изображением херувимов, а в одной панели вечный огонь раскалывается на три пламени на второй панели, символизирующей Святую Троицу и, наконец, в центральной панели, сливающейся с Крестом Христа.
Вот мы снова вернулись в Южное крыло. В нем очень много света, благодаря наличию окон и витражей, и легко рассмотреть разные детали.
Эти монструозные гранитные колонны! Булыжники добывали на берегах озера О, отёсывались местными работягами, как говорится, экологически чистое и местного разлива! Уолтер был еще и заботливым лендлордом: трудоустроил жителей, они, возможно, добродушно над ним посмеивались, вот мол, наш дорогой лэйрд с придурью, сейчас дорисует еще какую невидаль и скомандует пришпандорить эту фиговину вон на ту круглую, ну что с него взять?
Там же обнаружилась винтовая лестница, ведущая в часовню св. Конвала. Дверца расположена во входной группе, между двумя секциями дверей. На верху знак: "не лазить, а то грохнитесь с высоты второго этажа".
Отдельно выкладываю предметы, коих несчесть по всей церкви. Назначение некоторых мне не известно, Уолтер зарился на все подряд!
Возле выхода, кстати, на небольшом столике примостился бесконтактный аппарат для внесения пожертвований, я слышала, как муж замедлил шаг, и машинка пискнув, сообщила, что "платеж" принят... Я даже не спросила сколько... Пусть это останется между ними. Святое дело.
Они притаились повсюду, ящички для пожертвований. На этом чертополох, символ Шотландии.
Что же, Уолтер Кэмпбелл, тебе и твоим потомкам все удалось, на 200%, церковь св. Конана - виртуозная эклектика, единственная в своем роде. Мы с мужем были просто покорены, но гложет червячок сомнения, что не во все углы мы заглянули, где притаилось еще множество секретов...
Засим откланяюсь, в тот день где мы только не побывали, но об этом в другой раз.
Анастасия Мёрдок.
P.S. клип из церкви по ссылке: https://dzen.ru/video/watch/681123b8b314dd233f92a1aa
Ставьте лайки. Подписывайтесь на канал, комментируйте!
О нашей поездке в портовый город Обан можно прочитать здесь: Дорога в Обан (часть 1), Водопады Лора (часть 2), Обан, башня Маккейга и рестораны (часть 3), Эклектика церкви святого Конана (часть 4), Замок Килчён (часть 5), Лох Ломонд (часть 6).