Найти в Дзене

Михаил Лермонтов: «Дума» — Почему стихи 1838 года звучат как диагноз современности

Оглавление
Предлагаю начать с прочтения и обсуждения стихотворения, прежде чем перейти к его музыкальной адаптации. Это даст возможность глубже проникнуть в произведение и раскрыть его новые аспекты.

«Дума»

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Вступление: «Печально я гляжу…»

Представьте: 1838 год. Молодой Лермонтов, которому всего 24 года, пишет стихотворение-приговор своему поколению. Его ровесники — дети дворян, выросшие после восстания декабристов. Они не рискуют жизнью за идеалы, не горят страстями. Их удел — скука, цинизм и «равнодушие к добру и злу». Звучит знакомо? «Дума» — не просто классика. Это крик души, который слышен и сегодня.

История создания: Почему Лермонтов взорвался?

  • Знакомство с декабристом. В ссылке на Кавказе Лермонтов встречает участника восстания 1825 года. Тот, несмотря на годы каторги, сохранил веру и силу духа. Контраст с «сытым» обществом 1830-х шокирует поэта.
  • Личный опыт. Сам Лермонтов — часть этого поколения. Его строки «И ненавидим мы, и любим мы случайно…» — не осуждение, а признание: «Я такой же, как они».

О чём «Дума»?

Главные проблемы поколения:

  1. Бездействие. «В бездействии состарится оно» — вместо подвигов и свершений, жизнь проходит в пустых разговорах.
  2. Равнодушие. «К добру и злу постыдно равнодушны» — ничто не вызывает искренних эмоций.
  3. Страх. «Перед опасностью позорно малодушны» — нет смелости бороться даже за собственные идеалы.
  4. Пустота. «Мечты поэзии… наш ум не шевелят» — искусство и красота больше не трогают сердца.

Итог: «Над миром мы пройдем без шума и следа» — поколение, которое не оставит следа в истории.

Почему это шедевр? Литературные фишки

  • Жанр-хамелеон. «Дума» соединяет элегию (грусть о прошлом), сатиру (едкая критика) и философский манифест.
  • Метафоры-убийцы:«Тощий плод, до времени созрелый» — поколение, которое внешне взрослое, но внутри пустое.
    «Огонь кипит в крови» — страсть есть, но она бесплодна.
  • Риторические приёмы. Повторы («И прах наш…»), восклицания создают эффект суда над собой.

Что сказали критики?

  • Виссарион Белинский: «Это вопль, стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни страшнее смерти».
  • Антон Чехов: В повести «Скучная история» цитирует «Думу», чтобы показать разочарование интеллигенции XIX века.
  • Современники Лермонтова: Одни возмущались: «Зачем выставлять нас трусами?». Другие признавались: «Это про меня».

Поколение Z vs поколение Лермонтова: В чём схожи?

  • Цинизм. «Мы лучший сок навеки извлекли» — сегодня это звучит как «Мы всё уже видели в TikTok».
  • Кризис смыслов. «Ровный путь без цели» — многие сегодня ищут себя в бесконечном скролле соцсетей.
  • Страх быть смешным. «Перед властию — презренные рабы» — нежелание высказываться открыто из-за хейта.

Но есть и отличие: У лермонтовских героев не было интернета, чтобы кричать о своей боли. У нас есть.

Зачем это читать сегодня?

«Дума» — не приговор, а вакцина. Лермонтов показывает: если осознать проблему, можно её преодолеть. Его стихотворение — как зеркало, в котором отражаются:

  • Поколение 1830-х — потерявшие веру после разгрома декабристов.
  • Поколение 1990-х — «дети перестройки», растерявшиеся в новых реалиях.
  • Поколение 2020-х — ищущие себя среди инфодемий и клипового мышления.

«Самый страшный порок — равнодушие» (Мартин Лютер Кинг). Лермонтов напоминает: чтобы не стать «толпой угрюмою», нужно чувствовать, действовать, рисковать.

Финал: Что ответить Лермонтову?

Спустя 187 лет его вызов остаётся открытым. Можем ли мы, в отличие от того поколения:

  • Найти свои идеалы в мире фейков?
  • Жертвовать чем-то ради любви или ненависти?
  • Оставить след — «мысль плодовитую» или «гением начатый труд»?

P.S. Если после прочтения захотелось выключить телефон и сделать что-то настоящее — Лермонтов добился своего.

Музыкальная адаптация стихотворения
Погрузитесь в звучание цветаевской лирики. Мелодия подчёркивает драматизм и торжественность строк. [
Ссылка на музыкальную версию]

Дорогие читатели!
Благодарю за ваше внимание к классике. Ваши лайки и комментарии в [
сообществе ВКонтакте] помогают сохранять поэзию живой. Подписывайтесь на плейлист «Поэзия, ожившая в музыке» — там вы найдёте новые грани вечных строк.