1 мая 2000 года в Лос-Анджелесе состоялась американская премьера фильма «Гладиатор» Ридли Скотта. Эта историческая драма сразу стала одной из самых значимых работ режиссера наряду с «Чужим» и «Бегущим по лезвию». В преддверии 25-летия фильма вспомним, чем он выделяется и почему стал важной вехой в карьере Ридли Скотта.
Генерал, ставший рабом. Раб, ставший гладиатором. Гладиатор, бросивший вызов империи.
Слоган фильма, пронизывающий всю его сюжетную линию, вошел в историю как эталон исторического кино. Зрители с любовью смотрят его и пересматривают до сих пор. Трудно однозначно сказать, насколько точно в фильме переданы исторические события и в какой мере художественный вымысел преобладает над исторической правдой.
Однако факты говорят сами за себя: после выхода фильм ждал феноменальный успех. Он не только собрал впечатляющие кассовые сборы, но и получил признание на наградах, завоевав пять «Оскаров». Народная любовь пришла к фильму сразу же. Что же способствовало такому успеху? Это удачное сочетание факторов: прославленный режиссер Ридли Скотт с его глубокими полотнами, тщательная работа над сценарием, великолепное актерское мастерство Рассела Кроу и Хоакина Феникса, а также гениальная музыка Ханса Зимера.
Сценарий.
Мало кто знает, что сценарий фильма неоднократно переписывался даже во время съёмок. Дэвид Францони, вдохновлённый романом Дэниела П. Мэнникса «Идущие на смерть» создал историю о сыне Марка Аврелия Коммоде, которого задушил раб-атлет Нарцисс. В первых версиях сценария персонажа Рассела Кроу тоже звали Нарциссом, но позже имя изменили.
Скотт и Кроу до последнего вносили правки в сценарий о генерале Максимусе. В первоначальном варианте его путь как мстителя казался слишком прямолинейным и не вызывал интереса у зрителей. Однако после того как к работе присоединился Уильям Николсон, ранее блестяще работавший над сценарием «Первого Рыцаря» Джерри Цукера, Максимус стал более человечным и вызывал эмпатию не только у команды сценаристов, но и у зрителей. Рассел Кроу изначально не должен был сниматься в фильме. Сценарий писали под конкретного актёра Мэла Гибсона, но тот отказался, вероятно, не желая ассоциироваться с ролями народных мстителей, как в франшизе «Безумный Макс». Фразы «Сила и честь» и «В этой или следующей жизни» принадлежат именно Кроу. Актёр также мастерски передал тоску по родному дому, рассказывая о ферме Марку Аврелию. На самом деле Кроу говорил о своём доме в Австралии.
«Гладиатор» обязан не только Расселу Кроу, но и кастинг-директору Луису Диджиамо. Именно он пригласил на роль Коммода Хоакина Феникса, который спустя пять лет после знаковой роли в «Умереть во имя» Гаса Ван Сента вновь воплотил на экране психически нестабильного и недолюбленного персонажа с букетом комплексов и детских травм. Его безумный крик «Разве я не милосердный?» в лицо сестре Люцилле, которую сыграла Конни Нильсен, до сих пор вызывает сильные эмоции.
Историческая основа.
Ридли Скотт приложил максимум усилий, чтобы фильм был максимально приближен к исторической основе. Это видно не только в прекрасных костюмах и отображении быта древних римлян, но и в основе исторической оды, которая состоит из обращений к античной трагедии. Концепция мести и последующей гибели героя явно взята оттуда.
Конечно, в фильме есть немало исторических искажений. Например, Колизей показан гораздо больше, чем был на самом деле. Гладиаторские бои хоть и показаны кровавыми, но далеки от реальности. Разногласия по поводу исторической правды в основе сюжета привели к расколу в команде историков, работавших над фильмом, и уходу некоторых из них. Зрители в целом закрыли глаза на некоторые исторические неточности и отдали фильму такую любовь, которой давно не видел ни один исторический фильм.
«Гладиатор» Ридли Скотта спустя 25 лет — шедевр исторической драмы или провал века?
Спустя 25 лет можно с уверенностью сказать, что «Гладиатор» Ридли Скотта дал новый импульс историческому эпическому кино. После выхода фильма на экраны мы вновь начали видеть множество картин о древних цивилизациях и не только. Без «Гладиатора» зрители, возможно, не увидели бы таких блестящих исторических фильмов, как «Троя» Вольфганга Петерсена, «Король Артур» Антуана Фукуа, «300 спартанцев» Зака Снайдера, «Аламо» Джона Ли Хэнкока и «Александр» Оливера Стоуна. Даже любимая мной франшиза «Звездных войн» могла бы быть другой: Джордж Лукас, работая над «Звёздные войны: Эпизод II — Атака клонов» и создавая арену для противостояния Энакина и Падме против дроидов и чудовищ, вдохновлялся декорациями из «Гладиатора».
Заключение.
Эпические битвы с большим количеством массовки и античные мотивы. Это наследие жанра пеплум, который после «Гладиатора» обрел новую жизнь. В фильмах Ридли Скотта можно найти отсылки как к «Спартаку» Стэнли Кубрика, так и к «Бен Гур» Уильяма Уайлера. «Гладиатор» стал источником вдохновения для многих крупных проектов 2000-х и 2010-х годов.
На волне популярности этого фильма Голливуд вновь начал активно снимать исторические картины о Древнем Риме. Тогда же начали активно использовать уникальные компьютерные технологии, которые позволили вывести жанр на новый уровень и привлечь даже искушенных зрителей.
Каждый режиссер, работавший в этом жанре, так или иначе ссылался на «Гладиатора» Ридли Скотта. Фильм стал своеобразным учебным пособием для других кинематографистов. Это можно увидеть в таких картинах, как «Последний легион» Дага Лефлера, «Орел Девятого легиона» Кевина Макдональда, «Битва титанов» Луи Летерье и «Война богов: Бессмертные» Тарсема Сингха. «Гладиатор» великое кино. Несмотря на некоторые ошибки и недочеты, фильм смотрится потрясающе и трогает даже самые черствые сердца. Он заставляет плакать даже мужчин.
По теме:
- Благодарен что дочитали до конца статью!
- Если вы смотрели «Гладиатор», поделитесь своим мнением в комментариях.