Найти в Дзене
Культурный код

«ИС-2»: Советский тяжеловес Великой Отечественной Войны

У Советского Союза, чья промышленность полностью перешла на военные рельсы к 1942 году, даже в условиях Великой Отечественной Войны получалось очень быстро создавать передовые образцы самой разнообразной военной техники. И практически тут же пускать её в бой «на обкатку», дорабатывая многие узлы и агрегаты буквально на ходу. Но это вовсе не означало низкое качество работы. Наоборот, чудо инженеры Советского Союза совершили настоящий научный и трудовой подвиг, постоянно с лихвой перекрывая технологические выпады противника. Когда легендарный танк «Т-34» начал буквально давить немецкие средние танки, в Германии поднапрягли силы и выпустили в бой «Пантер» и «Тигров». Но на выход этих действительно выдающихся образцов военной техники был практически тут же дан свой грозный ответ – «ИС-2», выпестовавшийся из не очень удачного проекта «ИС-1». Этот «танк прорыва» увидевший свет в 1943 году и введённый в бой в 1944 году, быстро заслужил добрую славу надёжной машины и стал символом мощи Красной
Оглавление

У Советского Союза, чья промышленность полностью перешла на военные рельсы к 1942 году, даже в условиях Великой Отечественной Войны получалось очень быстро создавать передовые образцы самой разнообразной военной техники. И практически тут же пускать её в бой «на обкатку», дорабатывая многие узлы и агрегаты буквально на ходу. Но это вовсе не означало низкое качество работы. Наоборот, чудо инженеры Советского Союза совершили настоящий научный и трудовой подвиг, постоянно с лихвой перекрывая технологические выпады противника.

Полностью рабочий ИС-2 (IS-2). Фото Виталия Кузьмина.
Полностью рабочий ИС-2 (IS-2). Фото Виталия Кузьмина.

Когда легендарный танк «Т-34» начал буквально давить немецкие средние танки, в Германии поднапрягли силы и выпустили в бой «Пантер» и «Тигров». Но на выход этих действительно выдающихся образцов военной техники был практически тут же дан свой грозный ответ – «ИС-2», выпестовавшийся из не очень удачного проекта «ИС-1».

Этот «танк прорыва» увидевший свет в 1943 году и введённый в бой в 1944 году, быстро заслужил добрую славу надёжной машины и стал символом мощи Красной Армии. А после окончания Великой Отечественной Войны, в виду того, что надолго опережал своё время, исправно продолжал служить долгие десятилетия, вплоть до вывода последних машин из эксплуатации в 1993 году.

ИС-2 в с. Кукелево Еврейской АО, установленный в сентябре 2017 г.
ИС-2 в с. Кукелево Еврейской АО, установленный в сентябре 2017 г.

Нельзя не отметить, что рождение этого стального гиганта связано с жестокими уроками первых лет Войны. Советское командование ещё в 1942 году осознало не только необходимость создания машины, способной противостоять новейшим немецким танкам, но и такого инструмента, который был бы способен вскрывать глубоко эшелонированную оборону фашистских войск в Европе. Так появился «ИС-2» – детище Челябинского Кировского Завода, названный в честь Иосифа Сталина.

История создания и конструктивные особенности

В 1943 году советские конструкторы столкнулись с серьезной задачей — создать абсолютно новый тяжёлый танк, который соответствовал бы всем требованиям Верховной Ставки. Работа закипела. Основные научные и инженерные изыскания велись под руководством Ж.Я. Котина, но главным конструктором стал Н.Л. Духов. Интересно, что решение об установке 122-мм пушки «А-19» в танк было лично одобрено Сталиным. И это решение было принято в виду не самого удачного опыта применения «ИС-1», с куда меньшим по калибру орудием.

ИС-2 в экспозиции музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны». Фото Виталия Кузьмина.
ИС-2 в экспозиции музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны». Фото Виталия Кузьмина.

Бронирование «ИС-2» стало настоящим прорывом инженерной мысли. Лоб корпуса имел комбинированную защиту: верхняя часть достигала 120 мм под углом 60 градусов, нижняя – 100 мм под углом 30 градусов. Башня сложной геометрической формы отливалась как единое целое, что значительно повышало её прочность.

Проекции танка ИС-2
Проекции танка ИС-2

По итогу масса танка составляла внушительные 46 тонн при длине почти 10 метров с пушкой вперед.

Вооружение и боевые возможности

Главным козырем «ИС-2» стала «одобренная» 122-мм пушка «Д-25Т». Это мощное орудие могло посылать снаряды массой 25 килограмм на расстояние до 4 километров, что делало её настоящим чудовищем для абсолютно всей бронетехники тех лет. Особенно эффективными были бронебойные снаряды «БР-471Б» с баллистическим наконечником, которые могли и в лоб вскрыть «Тигра» с дистанции 1200-1500 метров! Для сравнения – немецкая 88-мм пушка «конкурента» эффективно поражала «ИС-2» только с 500-700 метров!

Схема бронирования танка ИС-2
Схема бронирования танка ИС-2

Однако у мощного вооружения была и обратная сторона – низкая скорострельность. Да и процесс перезарядки требовал от заряжающего значительных физических усилий. При этом процесс усложнялся тем, что основной боекомплект из 28 снарядов располагался в разных частях танка. Тем не менее, опытные экипажи могли довести скорострельность до 1,5-2 выстрелов в минуту.

Двигатель и ходовые характеристики

Под капотом «ИС-2» скрывался надежный дизельный двигатель «В-2-ИС» мощностью 520 лошадиных сил. На шоссе танк развивал скорость до 37 километров в час (как предшественник), а запас хода составлял 240 километров (почти на треть больше, чем у «ИС-1»). Для своего времени это были достойные показатели, хотя и уступали более маневренному Т-34. Но тут, на секундочку, всё-таки сравнивается тяжёлый и средний танк.

Эшелон с танками ИС-2 у разъезда Дубосеково, зима 1945
Эшелон с танками ИС-2 у разъезда Дубосеково, зима 1945

Ходовая часть получила индивидуальную торсионную подвеску с шестью опорными катками малого диаметра на каждом борту. Гусеницы шириной 65 сантиметров обеспечивали хорошую проходимость даже на мягком грунте. Ведущие колеса располагались сзади, а спереди находились так называемые «ленивцы». Конструкция позволяла преодолевать подъемы до 36 градусов и рвы шириной в 2,5 метра.

Боевое применение и тактика использования

Первые «ИС-2» поступили в войска в начале 1944 года, когда Красная Армия начала масштабное наступление. Эти танки активно применялись в операциях по освобождению украинских, белорусских, балтийских и европейских территорий. Особенную роль они сыграли в городских боях, где их мощное вооружение и отличная бронезащита оказались особенно ценными. В городах эти машины часто использовались как передвижные огневые точки, методично уничтожая укрепления противника. Экипажи иногда расходовали по 2-3 боекомплекта в день, пополняя запасы снарядов прямо на поле боя.

Первый советский танк, ворвавшийся в Берлин 24 апреля, в качестве памятника в районе Целендорф
Первый советский танк, ворвавшийся в Берлин 24 апреля, в качестве памятника в районе Целендорф

Эффективной тактикой стало взаимодействие «ИС-2» с «Т-34». Более быстрые средние танки выполняли разведку и прорыв, а тяжелые «ИС» прикрывали их и уничтожали наиболее опасные цели.

Эпизоды из боевого пути

Одним из самых впечатляющих примеров эффективного применения «ИС-2» стал эпизод Львовско-Сандомирской операции осенью 1944 года. Два танка 57-го гвардейского отдельного танкового полка под командованием Ляхова и Луканина устроили засаду на пути отступающих немецких сил. За два дня эти два стальных гиганта уничтожили 17 вражеских танков и самоходных установок, надёжно прикрыв плацдарм на Висле. Причём опытный экипаж Ляхова записал на свой счёт девять машин, а Луканин - восемь.

ИС-2 на параде Победы 9 мая 2019 года в г. Севастополь.
ИС-2 на параде Победы 9 мая 2019 года в г. Севастополь.

78-й Отдельный гвардейский тяжёлый танковый полк показал впечатляющие результаты во время наступления на Дебрецен в октябре 1944 года. За месяц боёв экипажи «ИС-2» уничтожили 46 вражеских танков (включая шесть «Тигров»), 25 самоходных артиллерийских установок, почти сотню пушек различного калибра и множество другой техники. Потери советской стороны составили всего два танка, сгоревших от фаустпатронов, и шестнадцать повреждённых машин.

Особо стоит отметить столкновение 71-го Отдельного гвардейского тяжёлого танкового полка с «Тиграми II» 501-го тяжёлого танкового батальона под Оглендувом. Несмотря на известный недостаток в скорострельности, лейтенанты Клименков, Беляков и Удалов успешно противостояли немецким машинам, подбив и уничтожив несколько новейших машин противника. Интересно, что для вывода этих грозных машин из строя часто требовалось несколько попаданий, что продемонстрировало как выдающуюся защищённость немецких танков, так и мощь советских 122-мм снарядов.

Интересный случай произошел во время одного из боёв в виноградниках.
Интересный случай произошел во время одного из боёв в виноградниках.

Интересный случай произошел во время одного из боёв в виноградниках. Экипаж «Т-34» под командованием Фадина А.М. наблюдал за противостоянием двух ИС-2 с десятью немецкими «Тиграми». Собственно, его дневники и позволили восстановить события того дня. Когда две немецкие машины отделились для дуэли, советские танкисты опередили их в открытии огня и практически мгновенно снесли башни обоим «Тиграм». Оставшиеся немецкие танки предпочли скрыться за защитной стеной монастыря.

Впечатляющий результат показал 80-й Отдельный гвардейский тяжёлый танковый полк во время Висло-Одерской операции. С 14 по 31 января 1945 года его танки уничтожили 19 вражеских танков и САУ, 41 артиллерийское орудие и множество других целей. При этом из 23 участвовавших в боях машин ни одна не была безвозвратно потеряна, что говорит о высокой живучести «ИС-2» и профессионализме экипажей.

Настоящим триумфом для «ИС-2» стала Берлинская операция.
Настоящим триумфом для «ИС-2» стала Берлинская операция.

Настоящим триумфом для «ИС-2» стала Берлинская операция. 88-й и 89-й тяжёлые танковые полки первыми пошли в атаку с Кюстринского плацдарма при свете мощных прожекторов. Особенно примечателен случай с экипажем Федотова Михаила Алексеевича, который только за начало 1945 года уничтожил шесть немецких танков и самоходных установок, одиннадцать артиллерийских орудий и значительное количество другой техники.

Арт по теме.
Арт по теме.

Танкисты 88-го полка приняли непосредственное участие в штурме Рейхстага 30 апреля 1945 года. Переправившись через Шпрее, они заняли позиции на набережной Кронпринценуфер и вели прицельный огонь по главному зданию врага. Дважды - в 13:00 и 18:30 - их мощные 122-мм снаряды поддерживали атакующую пехоту, пока не начался бой внутри здания. Этот бой стал символическим завершением Великой Отечественной Войны.

Послевоенная судьба и современное состояние

После Войны «ИС-2» продолжили службу в Советской Армии и экспортировались в дружественные страны. В 1950-60-е годы многие машины прошли модернизацию до уровня «ИС-2М», получив новые двигатели, приборы ночного видения и улучшенную ходовую часть. Как уже сказано в начале статьи последние танки этого типа были списаны только в начале 1990-х годов.

Арт по теме.
Арт по теме.

Сегодня сохранившиеся экземпляры «ИС-2» можно увидеть в музеях и на памятниках по всему бывшему СССР. Например, в Санкт-Петербурге стоит памятный танк на территории Кировского завода. Интересно, что некоторые машины до сих пор находятся в рабочем состоянии и периодически участвуют в военно-исторических реконструкциях.

Китайские ИС-2 на параде в День образования КНР в Пекине
Китайские ИС-2 на параде в День образования КНР в Пекине

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.