У Советского Союза, чья промышленность полностью перешла на военные рельсы к 1942 году, даже в условиях Великой Отечественной Войны получалось очень быстро создавать передовые образцы самой разнообразной военной техники. И практически тут же пускать её в бой «на обкатку», дорабатывая многие узлы и агрегаты буквально на ходу. Но это вовсе не означало низкое качество работы. Наоборот, чудо инженеры Советского Союза совершили настоящий научный и трудовой подвиг, постоянно с лихвой перекрывая технологические выпады противника.
Когда легендарный танк «Т-34» начал буквально давить немецкие средние танки, в Германии поднапрягли силы и выпустили в бой «Пантер» и «Тигров». Но на выход этих действительно выдающихся образцов военной техники был практически тут же дан свой грозный ответ – «ИС-2», выпестовавшийся из не очень удачного проекта «ИС-1».
Этот «танк прорыва» увидевший свет в 1943 году и введённый в бой в 1944 году, быстро заслужил добрую славу надёжной машины и стал символом мощи Красной Армии. А после окончания Великой Отечественной Войны, в виду того, что надолго опережал своё время, исправно продолжал служить долгие десятилетия, вплоть до вывода последних машин из эксплуатации в 1993 году.
Нельзя не отметить, что рождение этого стального гиганта связано с жестокими уроками первых лет Войны. Советское командование ещё в 1942 году осознало не только необходимость создания машины, способной противостоять новейшим немецким танкам, но и такого инструмента, который был бы способен вскрывать глубоко эшелонированную оборону фашистских войск в Европе. Так появился «ИС-2» – детище Челябинского Кировского Завода, названный в честь Иосифа Сталина.
История создания и конструктивные особенности
В 1943 году советские конструкторы столкнулись с серьезной задачей — создать абсолютно новый тяжёлый танк, который соответствовал бы всем требованиям Верховной Ставки. Работа закипела. Основные научные и инженерные изыскания велись под руководством Ж.Я. Котина, но главным конструктором стал Н.Л. Духов. Интересно, что решение об установке 122-мм пушки «А-19» в танк было лично одобрено Сталиным. И это решение было принято в виду не самого удачного опыта применения «ИС-1», с куда меньшим по калибру орудием.
Бронирование «ИС-2» стало настоящим прорывом инженерной мысли. Лоб корпуса имел комбинированную защиту: верхняя часть достигала 120 мм под углом 60 градусов, нижняя – 100 мм под углом 30 градусов. Башня сложной геометрической формы отливалась как единое целое, что значительно повышало её прочность.
По итогу масса танка составляла внушительные 46 тонн при длине почти 10 метров с пушкой вперед.
Вооружение и боевые возможности
Главным козырем «ИС-2» стала «одобренная» 122-мм пушка «Д-25Т». Это мощное орудие могло посылать снаряды массой 25 килограмм на расстояние до 4 километров, что делало её настоящим чудовищем для абсолютно всей бронетехники тех лет. Особенно эффективными были бронебойные снаряды «БР-471Б» с баллистическим наконечником, которые могли и в лоб вскрыть «Тигра» с дистанции 1200-1500 метров! Для сравнения – немецкая 88-мм пушка «конкурента» эффективно поражала «ИС-2» только с 500-700 метров!
Однако у мощного вооружения была и обратная сторона – низкая скорострельность. Да и процесс перезарядки требовал от заряжающего значительных физических усилий. При этом процесс усложнялся тем, что основной боекомплект из 28 снарядов располагался в разных частях танка. Тем не менее, опытные экипажи могли довести скорострельность до 1,5-2 выстрелов в минуту.
Двигатель и ходовые характеристики
Под капотом «ИС-2» скрывался надежный дизельный двигатель «В-2-ИС» мощностью 520 лошадиных сил. На шоссе танк развивал скорость до 37 километров в час (как предшественник), а запас хода составлял 240 километров (почти на треть больше, чем у «ИС-1»). Для своего времени это были достойные показатели, хотя и уступали более маневренному Т-34. Но тут, на секундочку, всё-таки сравнивается тяжёлый и средний танк.
Ходовая часть получила индивидуальную торсионную подвеску с шестью опорными катками малого диаметра на каждом борту. Гусеницы шириной 65 сантиметров обеспечивали хорошую проходимость даже на мягком грунте. Ведущие колеса располагались сзади, а спереди находились так называемые «ленивцы». Конструкция позволяла преодолевать подъемы до 36 градусов и рвы шириной в 2,5 метра.
Боевое применение и тактика использования
Первые «ИС-2» поступили в войска в начале 1944 года, когда Красная Армия начала масштабное наступление. Эти танки активно применялись в операциях по освобождению украинских, белорусских, балтийских и европейских территорий. Особенную роль они сыграли в городских боях, где их мощное вооружение и отличная бронезащита оказались особенно ценными. В городах эти машины часто использовались как передвижные огневые точки, методично уничтожая укрепления противника. Экипажи иногда расходовали по 2-3 боекомплекта в день, пополняя запасы снарядов прямо на поле боя.
Эффективной тактикой стало взаимодействие «ИС-2» с «Т-34». Более быстрые средние танки выполняли разведку и прорыв, а тяжелые «ИС» прикрывали их и уничтожали наиболее опасные цели.
Эпизоды из боевого пути
Одним из самых впечатляющих примеров эффективного применения «ИС-2» стал эпизод Львовско-Сандомирской операции осенью 1944 года. Два танка 57-го гвардейского отдельного танкового полка под командованием Ляхова и Луканина устроили засаду на пути отступающих немецких сил. За два дня эти два стальных гиганта уничтожили 17 вражеских танков и самоходных установок, надёжно прикрыв плацдарм на Висле. Причём опытный экипаж Ляхова записал на свой счёт девять машин, а Луканин - восемь.
78-й Отдельный гвардейский тяжёлый танковый полк показал впечатляющие результаты во время наступления на Дебрецен в октябре 1944 года. За месяц боёв экипажи «ИС-2» уничтожили 46 вражеских танков (включая шесть «Тигров»), 25 самоходных артиллерийских установок, почти сотню пушек различного калибра и множество другой техники. Потери советской стороны составили всего два танка, сгоревших от фаустпатронов, и шестнадцать повреждённых машин.
Особо стоит отметить столкновение 71-го Отдельного гвардейского тяжёлого танкового полка с «Тиграми II» 501-го тяжёлого танкового батальона под Оглендувом. Несмотря на известный недостаток в скорострельности, лейтенанты Клименков, Беляков и Удалов успешно противостояли немецким машинам, подбив и уничтожив несколько новейших машин противника. Интересно, что для вывода этих грозных машин из строя часто требовалось несколько попаданий, что продемонстрировало как выдающуюся защищённость немецких танков, так и мощь советских 122-мм снарядов.
Интересный случай произошел во время одного из боёв в виноградниках. Экипаж «Т-34» под командованием Фадина А.М. наблюдал за противостоянием двух ИС-2 с десятью немецкими «Тиграми». Собственно, его дневники и позволили восстановить события того дня. Когда две немецкие машины отделились для дуэли, советские танкисты опередили их в открытии огня и практически мгновенно снесли башни обоим «Тиграм». Оставшиеся немецкие танки предпочли скрыться за защитной стеной монастыря.
Впечатляющий результат показал 80-й Отдельный гвардейский тяжёлый танковый полк во время Висло-Одерской операции. С 14 по 31 января 1945 года его танки уничтожили 19 вражеских танков и САУ, 41 артиллерийское орудие и множество других целей. При этом из 23 участвовавших в боях машин ни одна не была безвозвратно потеряна, что говорит о высокой живучести «ИС-2» и профессионализме экипажей.
Настоящим триумфом для «ИС-2» стала Берлинская операция. 88-й и 89-й тяжёлые танковые полки первыми пошли в атаку с Кюстринского плацдарма при свете мощных прожекторов. Особенно примечателен случай с экипажем Федотова Михаила Алексеевича, который только за начало 1945 года уничтожил шесть немецких танков и самоходных установок, одиннадцать артиллерийских орудий и значительное количество другой техники.
Танкисты 88-го полка приняли непосредственное участие в штурме Рейхстага 30 апреля 1945 года. Переправившись через Шпрее, они заняли позиции на набережной Кронпринценуфер и вели прицельный огонь по главному зданию врага. Дважды - в 13:00 и 18:30 - их мощные 122-мм снаряды поддерживали атакующую пехоту, пока не начался бой внутри здания. Этот бой стал символическим завершением Великой Отечественной Войны.
Послевоенная судьба и современное состояние
После Войны «ИС-2» продолжили службу в Советской Армии и экспортировались в дружественные страны. В 1950-60-е годы многие машины прошли модернизацию до уровня «ИС-2М», получив новые двигатели, приборы ночного видения и улучшенную ходовую часть. Как уже сказано в начале статьи последние танки этого типа были списаны только в начале 1990-х годов.
Сегодня сохранившиеся экземпляры «ИС-2» можно увидеть в музеях и на памятниках по всему бывшему СССР. Например, в Санкт-Петербурге стоит памятный танк на территории Кировского завода. Интересно, что некоторые машины до сих пор находятся в рабочем состоянии и периодически участвуют в военно-исторических реконструкциях.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.