Найти в Дзене
Отражение в экране

Киноискусство начала ХХ века (1-я часть)

Кино в начале XX века переживало период бурного развития, превращаясь из ярмарочного аттракциона в самостоятельное искусство и влиятельный вид развлечения. Этот период, охватывающий примерно 1900-1920 годы, заложил основы для всего дальнейшего развития кинематографа. В конце 19-го века братья - Огюст и Луи Люмьеры услышали о "кинетоскопе". Этот прибор создал Томас Эдисон, он представлял собой ящик с движущимися фото. Зритель, глядя в этот кинетоскоп, видел движение различных предметов. Огюст и Луи, в свою же очередь, придумали свое изобретение "кинематограф", который мог проецировать изображение на экран. Таким образом, в Париже 1895 году был первый киносеанс короткометражного фильма "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота", длительность которого составляет 48 секунд. В России первый показ был организован 4 мая 1896 года Санкт-Петербурге (в саду«Аквариум»), затем в Москве и на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Тогда же были сняты первые русские любительские киносъемки (В. Сашин, А
Самый юный вид искусства - кино.
Самый юный вид искусства - кино.

Кино в начале XX века переживало период бурного развития, превращаясь из ярмарочного аттракциона в самостоятельное искусство и влиятельный вид развлечения. Этот период, охватывающий примерно 1900-1920 годы, заложил основы для всего дальнейшего развития кинематографа.

-2

В конце 19-го века братья - Огюст и Луи Люмьеры услышали о "кинетоскопе". Этот прибор создал Томас Эдисон, он представлял собой ящик с движущимися фото. Зритель, глядя в этот кинетоскоп, видел движение различных предметов. Огюст и Луи, в свою же очередь, придумали свое изобретение "кинематограф", который мог проецировать изображение на экран. Таким образом, в Париже 1895 году был первый киносеанс короткометражного фильма "Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота", длительность которого составляет 48 секунд.

В России первый показ был организован 4 мая 1896 года Санкт-Петербурге (в саду«Аквариум»), затем в Москве и на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Тогда же были сняты первые русские любительские киносъемки (В. Сашин, А. Федецкий, С. Макаров и др.).

Первыми короткометражными фильмами были в основном документальные киноленты длительностью всего 1,5 минуты (15-20 метров), что обуславливалось несовершенством аппаратуры. Однако начало XX века кинематограф встретил уже 15-20-минутными лентами длиной 200-300 метров.

Совершенствование съемочной и проекционной техники способствовало дальнейшему увеличению длины фильмов, улучшению художественных приемов съемки, актерской игры и режиссуры. А широкое распространение кинематографа и популярность кинематографа обеспечили его экономическую выгодность, что, однако, сказалось на художественной ценности снимаемых кинокартин. В этот период с усложнением и удлинением сюжета фильмов начинают формироваться жанры кинематографа, оформляется их художественное своеобразие, создается специфический для каждого жанра набор изобразительных приемов.

Эпоха немого кино (1910-1920-е годы).
Эпоха немого кино (1910-1920-е годы).

Если братья Люмьер использовали кинопленку скорее для фиксации
интересных кадров, то француз Жорж Мельес сделал кино постановочным и
зрелищным.

Немое кино — разновидность кинематографа, не имеющая звукового сопровождения. С момента изобретения кино технологии и вплоть до появления звукового кино, немые фильмы были единственной разновидностью кинофильмов.

Специфической особенностью немых фильмов является использование титров - текстовых вставок, которые давали пояснения по сюжету, воспроизводили реплики персонажей или даже комментировали происходящее для аудитории. Титры появились в кино не сразу, и функция их со временем существенно менялась. Они использовались как заглавия монтажных частей, как замена звуковой речи, как средство изложения сюжета и связывания отдельных сюжетных фрагментов и так далее.

Также в этот период режиссеры изобрели характерные приемы постановки кадров и актерской игры. Донести до зрителей эмоции, и смысл происходящего без звука было достаточно сложно. Чтобы делать это виртуозно, требовался настоящий талант.

Киносеансы в начале XX века не были полностью беззвучны - обычно показ кино имел музыкальное сопровождение на фортепьяно. Профессия пианиста в кинотеатре называлась тапёр. Многие мелодии из репертуара тапёров того времени дошли и до нас.

Одним из самых творческих и влиятельных людей в эпоху немого кино был актёр Чарли Чаплин. Он - универсальный мастер кинематографа, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино — образа бродяжки Чарли, появившегося в короткометражных комедиях, поставленных на поток в 1910-е годы. Первая картина с участием Чаплина «Зарабатывая на жизнь» подарила легендарную звезду. Но не ее герой принес Чаплину всемирную славу, а новый, появившийся чуть позже, для которого актер придумал свой облик маску - шляпу-котелок, черные усики, тросточку, большущие башмаки,
нелепую походку. У этого персонажа будет уже и свое постоянное имя - Чарли. Он умел смешить зрителя как никто другой, но при этом обладал еще необыкновенной особенностью - он вызывал не только смех, но и слезы, люди плакали на его картинах. Чаплин создал свой, особый мир на экране и своего, особого героя.

Эра немого кино была достаточно короткой – порядка 30 лет, но многие фильмы того времени, в том числе «Путешествие на Луну» (Франция, 1902), «Большое ограбление поезда» (США, 1903), Короткометражные комедии с Чарли Чаплином, «Вампиры» (Франция, 1915), Стенька Разин» (Россия,1908), составили золотой фонд мирового кинематографа. Ни один современный фильм нельзя сравнивать с первыми чёрно-белыми немыми кинолентами, в которых эмоции отображались благодаря мимике, а не мастерству красиво говорить. Поэтому немое кино это самая чистая форма всего кинематографа.