Найти в Дзене

Franz Ferdinand: Как шотландцы покорили мир инди-рока

Franz Ferdinand – британская (шотландская) инди-рок группа, достигшая международного успеха в 2000-х годах. Коллектив считается одним из лидеров возрождения постпанк-ривайвла, имея несколько хитов в топ-20 Великобритании и более 3 миллионов проданных альбомов к 2009 году​.

Их энергичное сочетание гитарного рока и танцевальных ритмов завоевало множество наград: дебютный альбом получил престижную Mercury Prize, группа стала лауреатом Brit Awards, а композиция «Take Me Out» принесла им номинацию на премию «Грэмми»​.

Franz Ferdinand прочно заняли место в пантеоне современного рока благодаря сочетанию интеллектуального подхода и заводного звучания, став влиятельными фигурами для последующих инди-рок исполнителей.

Группа образовалась в Глазго в 2002 году. Вокалист и гитарист Алекс Капранос ранее играл вместе с барабанщиком Полом Томсоном в локальном коллективе Yummy Fur, но стремился создать собственную группу​. Капранос уже был знаком с художником Бобом Харди по учебе в Глазговской школе искусств и предложил ему присоединиться на бас-гитаре – Харди не умел играть, и Алекс лично научил его основам игры на басу​. На одной из вечеринок Капранос встретил будущего гитариста Ника Маккарти; их знакомство началось курьезно – с почти возникшей драки из-за выпивки, которая закончилась тем, что Ник заявил, будто играет на ударных, хотя на самом деле был контрабасистом и клавишником​ Вскоре Маккарти освоил электрогитару и стал ритм-гитаристом группы, присоединившись к первым репетициям, которые проходили у него дома.

Чтобы найти место для репетиций и выступлений, участники обустроили заброшенное складское помещение в Глазго, которое прозвали “The Chateau”. Днем они репетировали там, а по вечерам устраивали бесплатные концерты и вечеринки для привлечения публики​. Благодаря сарафанному радио популярность Franz Ferdinand начала расти – к середине 2003 года вести о перспективной группе из Глазго дошли до Лондона. Сразу несколько лейблов проявили интерес и предлагали контракт, и музыканты выбрали независимый лейбл Domino Records​ , с которым и подписали соглашение. В конце 2003 года Franz Ferdinand выпустили свой дебютный сингл «Darts of Pleasure», заглавная песня которого попала на 44 место британского чарта и привлекла внимание к группе​. Именно тогда окончательно сформировался состав: Алекс Капранос (вокал, гитара), Ник Маккарти (гитара, клавиши), Боб Харди (бас-гитара) и Пол Томсон (ударные).

Название Franz Ferdinand коллектив выбрал в честь австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда, убийство которого в 1914 году послужило поводом к началу Первой мировой войны​. . Музыканты признались, что им понравилось звучание этого имени, а также его историческая коннотация: событие, изменившее ход истории, – именно такой эффект они хотели бы видеть и от своей музыки​. В январе 2004 года вышел сингл «Take Me Out», который мгновенно сделал Franz Ferdinand известными далеко за пределами Британии​. Песня стала их прорывом, ворвавшись в чарты множества стран (3 место в Великобритании) и заработав номинацию на «Грэмми» в категории «Лучшее рок-выступление дуэтом или группой»​. «Take Me Out» до сих пор остаётся визитной карточкой группы. Успех сингла подготовил почву для триумфа дебютного альбома.

«Franz Ferdinand» (2004)

Дебютный альбом Franz Ferdinand был записан в Швеции с продюсером Тором Йоханссоном и поступил в продажу 9 февраля 2004 года​. Релиз имел оглушительный успех: критики встретили альбом восторженными рецензиями, отмечая свежий и энергичный саунд. Коммерчески пластинка тоже выступила отлично – диск достиг №3 в британском альбомном чарте и разошелся тиражом более 3,6 млн копий по всему миру​. В 2004 году Franz Ferdinand получили за него несколько престижных наград, включая Mercury Prize как лучший альбом года, а также две награды Brit Awards (в номинациях «Лучшая группа» и «Лучшая рок-группа»)​. Ключевыми треками стали «Take Me Out» – дерзкий гитарный боевик, мгновенно заставляющий двигаться, и «The Dark of the Matinée», оба выпущенные синглами. Особенно выделилась «Take Me Out», которая не только стала международным хитом, но и была признана Лучшей песней 2004 года по версии NME​. Успех дебютника закрепил за Franz Ferdinand статус новых звезд инди-рока; группу пригласили на крупные фестивали (Glastonbury, Reading & Leeds и др.), а на церемонии вручения «Грэмми» в феврале 2005 года они выступили вместе с такими артистами, как Maroon 5 и Gwen Stefani​.

«You Could Have It So Much Better» (2005)

Спустя год, 3 октября 2005, квартет представил второй альбом You Could Have It So Much Better. Запись проходила в Глазго и Нью-Йорке, а изначально музыканты шутили, что диск мог бы вообще не иметь названия или называться «Franz Ferdinand 2», однако в итоге остановились на запоминающемся You Could Have It So Much Better​. Обложка альбома отразила любовь Капраноса к русскому авангарду: дизайн вдохновлен известным портретом Лили Брик работы Александра Родченко​. Музыкально группа несколько расширила свой диапазон по сравнению с дебютом​ – хотя фирменный пост-панк и драйв сохранились, на пластинке появилось больше разнообразия в темпах и настроении. Критики встретили релиз тепло, многие отметили, что музыкантам удалось избежать «синдрома второго альбома» и выпустить работу не менее сильную, а по мнению некоторых – даже превосходящую дебют​. Коммерческий успех был существенным: альбом стартовал с первого места в британском хит-параде и вошёл в топ-10 в США (№8 в Billboard 200)​, а общемировые продажи превысили 2 млн копий​.

С You Could Have It So Much Better было выпущено четыре сингла, среди которых самым громким стал «Do You Want To» – жизнерадостный танцевальный трек, достигший 4 места в UK Singles Chart​. Журнал Q признал его лучшим синглом 2005 года​. Также хитами стали драматичная баллада «Walk Away» и боевик «The Fallen», вошедшие в британский топ-15​. Последним синглом с альбома была лиричная композиция «Eleanor Put Your Boots On». Как и дебютник, второй альбом Franz Ferdinand получил признание на престижных премиях: пластинка номинировалась на «Грэмми» в категории «Лучший альтернативный альбом», а «Do You Want To» – на «Лучшее рок-выступление дуэтом или группой». Успех этого периода закрепил за Franz Ferdinand репутацию одной из ведущих британских рок-групп середины 2000-х.

«Tonight» (2009)

Третий студийный альбом, названный Tonight вышел 26 января 2009 года. Первоначально группа планировала озаглавить его Bite Hard (в честь одной из новых песен), однако в итоге название Tonight лучше отразило концепцию альбома, посвященную ночной жизни​. По словам Алекса Капраноса, на этой пластинке звучание стало более танцевальным по сравнению с предыдущими работами группы​. Музыканты сознательно привнесли ощутимое влияние диско: «Хотя сами песни не обязательно выдержаны в этом стиле, они все же построены вокруг диско-бита», – отмечал Капранос​. Tonight действительно отличается от первых двух альбомов: вместо лишь резких гитар и сухого пост-панка здесь появились жирные басовые линии, элементы электроники и расслабленные грувы, навеянные стилем диско и новой волны​.

Запись альбома проходила с 2007 года в необычной обстановке – в заброшенном здании театра в Глазго, что придало звуку атмосферности и сырого шарма. Итоговый материал свёл канадский звукоинженер Майк Фрейзер​. Лид-синглом стала заводная композиция «Ulysses», выпущенная незадолго до альбома. Несмотря на умеренный успех на родине (20 место в Британии), «Ulysses» была хорошо принята за рубежом и вошла в топ-3 чартов Испании и Японии​. Зато второй сингл – фанковый трек «No You Girls» – получил широкую ротацию и стал одной из самых узнаваемых песен Franz Ferdinand этого периода. Tonight дебютировал на 2 месте британского альбомного чарта и на 9 месте в американском Billboard 200​, подтвердив, что экспериментирование со звучанием не оттолкнуло аудиторию. В поддержку альбома вышли также синглы «Can’t Stop Feeling» и «What She Came For», а сама группа активно гастролировала, став хэдлайнером фестиваля Glastonbury и сыграв большой тур в США в 2009 году​. Tonight ознаменовал новую главу в звучании Franz Ferdinand, продемонстрировав их способность к стилевым метаморфозам без потери фирменной энергетики.

«Right Thoughts, Right Words, Right Action» (2013)

После тура и небольшого перерыва Franz Ferdinand выпустили четвертый альбом Right Thoughts, Right Words, Right Action в августе 2013 года. За прошедшие четыре года с предыдущего релиза группа накопила новые идеи и вернулась несколько обновленной. Right Thoughts... во многом стал возвращением к основе звучания Franz Ferdinand: он наполнен короткими ударными хитами, сочетающими фирменные острые гитарные рифы, бодрый ритм и иронию текстов. Тем не менее, музыканты привнесли и новые штрихи – появились элементы фанк-рока и психоделии, а общий тон стал чуть более легким и жизнерадостным. В преддверии выхода альбома группа опробовала новые песни на концертах: еще весной 2012 в сет-листах звучали будущие треки «Evil Eye», «Love Illumination», «Goodbye Lovers and Friends»​. Летом 2013 Franz Ferdinand официально анонсировали альбом, рассекретив обложку и трек-лист​. Ведущим синглом с пластинки стала «Right Action» – бодрая песня с фанковым басом и кричалками, задающая тон всему альбому. Её поддержал яркий клип в стилистике поп-арта. Другим заметным треком стала «Love Illumination», запомнившаяся густыми гитарными риффами и секцией медных духовых. Оба этих сингла вернули Franz Ferdinand в эфир альтернативных радиостанций. Критики положительно оценили Right Thoughts, Right Words, Right Action как уверенную работу зрелой группы: отмечалось, что альбом объединяет фирменный драйв ранних работ с обновлённой энергией. Хотя платиновым тиражом релиз не отметился, он подтвердил творческую устойчивость Franz Ferdinand. В 2014–2015 годах группа много гастролировала, в том числе выступила совместно с американской арт-рок группой Sparks, с которой даже создала отдельный побочный проект FFS (супергруппа Franz Ferdinand + Sparks). В рамках этого проекта вышел одноимённый альбом FFS летом 2015 года​, ставший любопытным экспериментом и позволивший музыкантам попробовать себя в кооперации с другими артистами.

«Always Ascending» (2018)

Пятый студийный альбом Always Ascending был презентован 9 февраля 2018 года и ознаменовал очередные перемены в стане Franz Ferdinand. К этому времени в составе произошли замены: место ушедшего Ника Маккарти заняли сразу два новых участника – гитарист Дино Бардот и клавишник/гитарист Джулиан Корри (оба присоединились в 2017), – а вскоре после записи альбома группу покинул и барабанщик Пол Томсон. Несмотря на перестановки, Franz Ferdinand сумели сохранить свой почерк. Always Ascending продюсировал знаменитый французский звукорежиссер Филлип Здар (работавший с Cassius, Phoenix), что заметно повлияло на саунд​. Герои танцевального инди-рока продолжают высекать тот же драйв, однако теперь к гитарам и груву добавлено больше электроники и синтезаторов​ . Заглавный трек «Always Ascending» открывает альбом комбинацией космических синтезаторных арпеджио и фирменного танцевального ритма – этой композицией группа словно объявляет о новом этапе своего развития. В целом пластинка получилась разнообразной: здесь есть и отсылки к диско и нью-вейву, и привычные гитарные боевики («Lazy Boy», «Paper Cages»), и экспериментальные номера. Критики отмечали, что Always Ascending звучит свежо и актуально, показывая умение Franz Ferdinand вплетать современные тенденции в свое звучание. Альбом подтвердил, что даже спустя более 15 лет на сцене группа остается верна своему кредо делать «музыку, под которую хочется танцевать», не боясь при этом меняться.

(Примечание: в марте 2022 года Franz Ferdinand выпустили сборник лучших песен Hits to the Head, куда вошли самые известные треки прошлых лет, а также две новые композиции – «Billy Goodbye» и «Curious»​. Это издание фактически подвело черту под первым этапом истории группы и еще раз напомнило о масштабах их наследия.)

В январе 2025 года группа Franz Ferdinand выпустила свой шестой студийный альбом под названием The Human Fear. Этот релиз стал первым за последние семь лет и ознаменовал собой возвращение коллектива с обновленным составом и свежим звучанием.

Альбом был записан в студии AYR в Шотландии и спродюсирован Марком Ральфом, который ранее работал с группой над альбомом Right Thoughts, Right Words, Right Action (2013) . В записи приняли участие новые участники: гитарист Дино Бардот и барабанщица Одри Тейт.

Тематически The Human Fear исследует различные аспекты человеческих страхов и способов их преодоления. Как отметил фронтмен Алекс Капранос, альбом посвящен поиску "остроты человеческого существования через страхи"

Ключевые треки:

  • Audacious – первый сингл, выпущенный в сентябре 2024 года. Песня получила положительные отзывы за свою энергичность и дерзкий подход к существующим проблемам .​
  • Night or Day – второй сингл, выпущенный в декабре 2024 года. Композиция сочетает в себе фирменный стиль группы с новыми элементами, отражая эволюцию их звучания .​
  • Hooked – третий сингл, выпущенный в январе 2025 года. Песня продолжает линию предыдущих синглов, предлагая слушателям динамичную и запоминающуюся мелодию.​

Альбом получил "в целом положительные отзывы" от критиков, согласно агрегатору рецензий Metacritic, с оценкой 72 из 100 на основе 17 рецензий . С коммерческой точки зрения, The Human Fear дебютировал на третьем месте в британском альбомном чарте и занял первое место в шотландском чарте .​

За годы существования звучание Franz Ferdinand претерпело заметную эволюцию, оставаясь при этом узнаваемым. Ранние альбомы (2004–2005) выдержаны в стилистике постпанк-ривайвл: резкие и угловатые гитарные риффы, отсылающие к Joy Division и Gang of Four, сочетаются с танцевальными ритмами в духе фанка и диско-панка​. Группа ставила цель делать рок, под который можно танцевать, и блестяще ее достигла – треки вроде «Take Me Out» и «Do You Want To» совмещают драйв гитарного рока с грувом, присущим поп-музыке. Во втором альбоме музыканты развили этот подход, добавив больше мелодизма и разнообразия темпов, но в целом остались верны формуле коротких энергичных песен.

Кардинальный поворот в саунде произошел на рубеже 2000-х и 2010-х – в период работы над Tonight . Franz Ferdinand начали активно экспериментировать с электронными элементами и ритмами: в третьем альбоме отчетливо проявилось влияние диско и синти-попа​. Песни стали более раскованными, грув – глубже, появились слои синтезаторов. Эта трансформация расширила возможности группы: помимо привычных гитарных гимнов, в их репертуаре появились танцевальные треки для клубов.

Четвертый альбом 2013 года объединил прошлый опыт: Franz Ferdinand несколько вернулись к основам гитарного инди-рока, но уже с багажом экспериментов. Здесь соседствуют и бодрые номера, напоминающие ранние хиты, и эклектичные композиции с более сложной структурой. К этому моменту группа доказала, что способна оставаться актуальной без радикальной смены жанра – вместо этого музыканты филигранно оттачивали свой стиль, играя с оттенками звучания.

Наконец, к пятому альбому Always Ascending группа подошла, интегрировав современные тенденции электронной музыки. Приход клавишника Джулиана Корри (известного по электронному проекту Miaoux Miaoux) придал аранжировкам новых красок. Звучание Franz Ferdinand стало еще более электронным и многослойным, хотя по-прежнему строилось вокруг ритмичной ударной секции и цепляющих гитарных риффов​. Синтезаторы начали играть не менее важную роль, чем гитары, местами формируя атмосферу футуристического диско. Таким образом, за два десятилетия Franz Ferdinand прошли путь от дерзкого гитарного квартета гаражного толка до экспертов по сочетанию инди-рока с танцевальной электроникой. Тем не менее сквозной нитью в их музыке всегда оставалась броская мелодичность и ритмический драйв, заставляющий публику двигаться. Именно это единство стилистической гибкости и неизменной dance-энергетики стало фирменным почерком Franz Ferdinand и ключом к их долголетию на музыкальной сцене.

Рекомендации к прослушиванию

Если вы только знакомитесь с творчеством Franz Ferdinand, вот несколько альбомов и песен, с которых стоит начать знакомство:

  • Franz Ferdinand (2004) – культовый дебютный альбом, принесший группе славу. Включает хит «Take Me Out», который стал международным гимном инди-рока​, а также яркие треки вроде «The Dark of the Matinée» и «Michael». Альбом удостоен Mercury Prize, что говорит о его высоком качестве.
  • «Take Me Out» (2004) – главный хит Franz Ferdinand и их самая узнаваемая песня. Энергичная, с мгновенно запоминающимся риффом, она идеально передает суть звучания группы и до сих пор звучит свежо​. Обязательна к прослушиванию для понимания феномена их популярности.
  • «Do You Want To» (2005) – заводной сингл со второго альбома, воплощающий танцевальный драйв группы. Песня стала хитом в Британии​ и принесла Franz Ferdinand номинацию на «Грэмми»

Действующий состав группы

На сегодняшний день Franz Ferdinand продолжают активную деятельность, хотя состав претерпел изменения. Вот актуальные участники группы и по одному интересному факту о каждом из них:

  • Алекс Капранос – вокал, гитара. Является фронтменом и одним из основателей группы. Интересный факт: по отцу Алекс наполовину грек и до недавнего времени носил фамилию матери (Хантли), чтобы избежать предвзятости по национальному признаку​. Помимо музыки, Капранос известен как гурман – он писал колонку о еде в турне и выпустил книгу «Sound Bites» о кулинарных впечатлениях.
  • Боб Харди – бас-гитара. Друг Капраноса со студенческих лет и сооснователь Franz Ferdinand. Примечательно, что Боб изначально не умел играть на басу – Алекс лично обучил его игре на гитаре в начале пути группы​. Харди – выпускник художественной школы, и его чувство стиля отражается в визуальном образе группы (например, в оформлении обложек).
  • Джулиан Корри – клавишные, гитара, бэк-вокал. Присоединился к Franz Ferdinand в 2017 году, привнеся электронное звучание. Известен также как электронный музыкант под псевдонимом Miaoux Miaoux​ – под этим именем он выпускал собственные альбомы в Глазго. Интересный факт: еще до вступления в группу Корри был фанатом Franz Ferdinand и даже делал ремиксы на их песни.
  • Дино Бардот – гитара, бэк-вокал. Вошел в состав тоже в 2017 году, заменив гитариста Ника Маккарти. Ранее Дино играл в других шотландских инди-коллективах, например, был участником группы 1990s – известной гараж-рок команды из Глазго середины 2000-х​. Таким образом, он был давно знаком с местной сценой и органично вписался в Franz Ferdinand, добавив вторую гитару и новые идеи.
  • Одри Тейт – ударные. Новейший член группы и первая девушка-музыкант в составе Franz Ferdinand (присоединилась в октябре 2021 года, сменив Пола Томсона​). Одри родом из Глазго, она также известна как барабанщица экспериментальной хип-хоп группы Hector Bizerk. Интересно, что Тейт – не только барабанщица, но и продюсер: она участвовала в создании саундтреков и является половиной синтипоп-дуэта The Girl Who Cried Wolf. Ее приход ознаменовал новую главу для Franz Ferdinand, придав звучанию группы свежий импульс.

Franz Ferdinand оставили неизгладимый след в современной рок-музыке. Появившись в начале 2000-х как часть волны возрождения постпанк-звучания, они привнесли в жанр особое сочетание интеллектуальности и танцевальности. Их ранние хиты вроде «Take Me Out» не только определили звучание эпохи, но и вдохновили множество молодых групп взять в руки гитары и делать упор на ритм. Franz Ferdinand показали, что рок-музыка может быть одновременно умной и массовой, вписывая художественные отсылки (будь то русский конструктивизм в оформлении или литературные аллюзии в текстах) в формат трехминутного поп-хита.

За два десятилетия группа постоянно развивалась – от гаражного рока к арт-року с элементами электроники – и этим заслужила уважение критиков и любовь разноплановой аудитории.