Возвращение к статьям спустя три года?
Skype, некогда самый популярный мессенджер и приложение для общения в мире, закрывается 5 мая 2025 года. В этой специальной статье, которая приурочена к этому событию, я расскажу об истории Скайпа и о том, что привело к его упадку и закрытию.
Skype был основан в 2003 году шведским предпринимателем Никласом Зеннстрёмом и датским предпринимателем Янусом Фриисом. А клиент Skype разрабатывали эстонские программисты - Ахти Хейнла, Прийт Касесалу, Тойво Аннус и Яан Таллинн. Трое этих людей также разработали клиент файлообменной сети FastTrack с названием KaZaA. Фриису и Аннусу приписывают идею создания дешевого способа голосовой связи посредством протокола P2P (peer-to-peer), который использовала их прошлая разработка – KaZaA.
Уже в 2005 году люксембургское юрлицо мессенджера - Skype Technologies SA приобретает eBay, примерно за 2,5 млрд долларов. В 2009 году eBay продает юрлицо Skype компаниям Silver Lake, Andreessen Horowitz и Canada Pension Plan Investment Board за 1,9 млрд долларов, и в результате повышения акций компании Скайп подорожал до 2,75 млрд долларов.
Skype довольно быстро приобрел популярность, так как он оставался бесплатным, независимым (чего нельзя на тот момент было сказать о Windows Live Messenger), а также просто потому, что ближайших аналогов у программы просто не было. Кроме того, Skype поддерживал звонки на реальные номера почти по всему миру за относительно небольшую сумму денег. В 2010 году Skype уже имел колоссальные 600 млн зарегистрированных пользователей.
Но настоящей общей известности Skype добился после покупки со стороны Microsoft. Как выяснится позже, компания и «похоронит» Skype. Skype был приобретен корпорацией в 2011 году за 8,5 млрд долларов. На тот момент это была крупнейшая сделка в истории Microsoft вплоть до 2022 года, когда её сместит Activision Blizzard, которую Microsoft купят за 69 млрд долларов в 2022 году.
Приобретение Skype позволило внедрить мессенджер в Windows, а также в другие продукты Microsoft. И это стало временем наибольших инноваций для Skype. В 2013 году был запущен Skype для бизнеса, специальная версия мессенджера для корпоративных клиентов, заменившая Microsoft Lync. В этой же версии появилась возможность проведения видеоконференций. Skype внедряли в новые продукты корпорации, вроде Windows 8.1, Xbox One, а также в программы пакета Outlook. В то же время Microsoft отказалась от использования архитектуры P2P в Skype и её замены на облачные серверы в связи с тем, что смартфоны хуже работали с P2P, в отличие от ПК, где архитектура выдержала тест временем. Однако даже этот, казалось бы, простой переход затянулся на несколько лет.
Skype пользовался спросом почти во всех сферах интернет-жизни, им пользовались как для того, чтобы позвонить своим родителям или друзьям по видеосвязи, чтобы держать связь с коллегами, так и геймерами для совместной игры и даже между различными медицинскими организациями, которые использовали его для координации сложных хирургических операций. В 2015 году 300 миллионов человек заходили в Скайп хотя бы раз в месяц.
Однако, у Skype начались проблемы. Из-за перехода на облачные серверы и, соответственно, увеличения нагрузки на эти серверы, качество видео и аудиосвязи в Skype стало ухудшаться. Первоначальная архитектура P2P была более отказоустойчивой из-за того, что связь проходила не через централизованные серверы. А облачная модель связи привела к сбоям при перегрузке серверов. Кроме того, из-за этого перехода, задержка между двумя собеседниками увеличивалась, особенно это проявлялось в отдалённых регионах, где расстояние до ближайших серверов было большим.
Другим аспектом этих проблем было обилие рекламы в сервисе. И хотя реклама впервые была введена в клиент в 2008-2010 годы, еще до покупки мессенджера со стороны Microsoft, она была ненавязчивой. Основное внимание рекламной стратегии Skype уделялось платным услугам, таким как SkypeIn, позволявший получить виртуальный номер для специфического региона или кода, а также SkypeOut, который позволял купить виртуальный номер, на который можно было позвонить с любого телефона любой страны. А в 2012 году, после покупки Skype, Microsoft начала внедрять рекламу в клиент более активно. В Skype 5.8 для Windows появилась панель Bing Bar, предлагавшая доступ к Facebook*, почте и прогнозу погоды. Помимо этого, в чатах и интерфейсе начали появляться баннеры, что вызвало недовольство тех пользователей, которые привыкли к «чистому» и разгруженному интерфейсу клиента. Но на этом Microsoft не остановилась. В 2013-2017 годах компания внедряла новые рекламные функции в мессенджер, в том числе раздел «Сегодня» от MSN, в котором отображались новостные ленты от MSN и ещё больше рекламных объявлений. Тогда пользователи жаловались на отвлекающие баннеры в чатах. И эти попытки монетизации мессенджера совпали с увеличением доли пользователей WhatsApp* и с ухудшением пользовательского опыта Скайпа.
Также, мессенджер подвергался критике за дизайн. Всего дизайн Скайпа менялся 5 раз – в 2008-2009, 2012 (Skype на Windows 8), 2017, 2018 и 2021 годах. Самым проблематичным и вызвавшим наибольший отток пользователей оказался дизайн 2017 года. Пытаясь освежить дизайн мессенджера, Microsoft сделала дизайн более плоским, изменила классические и узнаваемые звуки на новые, а также в мессенджер добавили Highlights – эмодзи, которые вылетали на весь экран при их нажатии. При этом, тогда эту функцию нельзя было отключить. Совсем. Это особенно было неуместно для рабочих созвонов, а также для уроков с онлайн-репетиторами. Форум поддержки Microsoft до сих пор полон гневными темами с недовольством от той функции. Это вынудило Microsoft сделать этот дизайн более сдержанным в 2018 году.
Незадолго до того провального редизайна, в ноябре 2016 года, Microsoft презентовала Teams, который она позиционировала как прямого конкурента корпоративного мессенджера Slack. Он предлагал чаты и видеоконференции, в отличие от Skype for Business, который представлял лишь модифицированную версию обычного Скайпа. Teams же предоставлял абсолютно новую архитектуру, тогда как Skype ещё частично использовал свою старую архитектуру. Из-за того, что Teams предлагал улучшенную интеграцию с офисными инструментами и Microsoft 365, корпорация видела в нём возможность занять свою нишу в сегменте корпоративной связи.
Примерно с этого времени я и отсчитываю начало конца Skype. В 2018 году Microsoft объявила о начале плавного перехода со Skype for Business в Teams. Клиентам были предложены планы миграции на новый мессенджер. Корпорация, помимо того, что перенесла основные функции Скайпа для бизнеса в Teams, активно добавляла новые функции, типа виртуальных комнат (Breakout Rooms), которые позволили разделить людей в одной видеоконференции по разным «комнатам», а также в Teams была добавлена интеграция с пакетом бизнес-приложений Dynamics 365.
В то же время, Skype никак не развивался. Судьбу некогда популярнейшего софта для связи через Интернет определила пандемия COVID-19. Microsoft могла бы использовать пандемию и времена всеобщей самоизоляции как повод к возрождению Skype. Вместо этого, она предпочла уделить внимание развитию Teams. Тогда она добавила в Teams новый “Together Mode”, который позволил админам конференции «разместить» участников на общем виртуальном фоне, будто они «вместе» сидят в одном зале.
Также, в то время лимит участников в Teams на одной конференции был увеличен до 1000 человек. Teams привлекал людей тем, что в бесплатной версии была возможность проведения конференций до 60 минут (против 40 у Zoom) до 100 участников. Такая же тарификация и у Google Meet, но многие выбрали использование Teams.
В то же время Skype никак не развивался. Конечно, он предлагал функционал видеовстреч, но из-за плохого качества связи, всё также оставшейся рекламе, а также банальному отсутствию функций конкурентов, корпоративные клиенты избегали Skype. Конечно, он использовался кем-то для личных звонков, но не более.
К 2020 году люди уже раскололись на пользователей множества мессенджеров, помимо единого Skype. Discord использовали геймеры и некоторые корпоративные клиенты, Telegram, WhatsApp и тому подобные использовали для повседневного общения, Teams, Zoom и Google Meet для видеоконференций, Slack использовали чаще всего компании.
В 2021 году всем уже стало понятно, что Microsoft не удалось реанимировать Skype. Возможно, просто она не прикладывала к этому усилий. Маркетинг Skype существенно сократился, Teams в рекламных кампаниях Microsoft продвигался как универсальное решение. В том же году был закрыт Skype for Business Online, но закрытие прошло безболезненно, ведь большинство корпоративных клиентов уже перешли на Teams. В конце того года корпорация провела очередной редизайн Skype. В этом редизайне были добавлены некоторые функции из Teams, а также косметические нововведения. Но это уже был скорее ход для того, чтобы о Skype вспомнили, нежели чем простое улучшение UI.
Последний условный период, который я могу выделить в истории Скайпа – это «период стагнации». Он примерно охватывает 2022-2025 годы. Microsoft уже совсем не ставила Skype в приоритет, поддерживая его «для галочки» и отчётности.
В этот совсем скудный период в Skype в 2023 году был добавлен чат-бот с Bing Chat (ныне Copilot), а в 2024 году из Скайпа удалили всю рекламу. Её вообще не стало ни в каких элементах интерфейса клиента. Соцсети мессенджера были активны, но, если верить встроенной статистике X (Twitter), посты редко набирали выше 20 тысяч просмотров. В 2024 году SMM’щики аккаунтов Skype пытались привлечь новое внимание благодаря эксплуатации эстетики Frutiger Aero, которая ностальгирует по интерфейсу и ПО конца 2000-ых - начала 2010-ых. Но это лишь закрепило статус Skype как безвозвратно канувшего в лету, ведь перерывы между публикациями были довольно большими.
28 февраля 2025 года настал великий день, день, когда Microsoft объявила в своем аккаунте X (Twitter) о закрытии Skype. По чистому совпадению мне пришлось снова использовать Skype в тот день. Тогда ни Bing Chat, ни даже встроенная рассылка новостей Скайпа уже не работала. Ощущение, будто сервис мёртв уже давно. Microsoft настолько забросила Skype, что они даже не удосужились исправить русский автоперевод статьи-FAQ по закрытию мессенджера.
В итоге, Skype закрывается 5 мая 2025 года. Skype для бизнеса Online закрылся 31 июля 2021 года. С сентября 2019 года Microsoft уже не предлагала Skype for Business в пакете Microsoft 365. Единственная редакция Skype, которая будет поддерживаться после 5 мая 2025 года – Skype for Business Server 2019, предназначенная для серверных корпоративных клиентов. Но и её поддержка завершается 14 октября 2025 года.
В завершение статьи, мне хотелось бы поделиться небольшими впечатлениями от Teams. Мне кажется, у сервиса есть потенциал, но сейчас он выглядит не как самый подходящий для обычных переписок и для геймерского общения. Но я надеюсь, что Microsoft не повторит ошибок прошлого с Teams. Из очевидных недостатков, которые пока я заметил в Teams, это невозможность добавить файлы документов Microsoft Office автономно от общей ссылки.
Подводя итоги, мне хотелось бы сказать, что именно Microsoft виновата в падении популярности Skype. Череда неправильных и непопулярных решений, обилие рекламы и неспособность корпорации адаптировать Skype под современные требования привели к гибели этот мессенджер.
У Microsoft было много других возможных решений как освежить Skype. К примеру, можно было проводить редизайн более грамотно, улучшать качество самого сервиса, или даже объединить его с Teams ещё раньше. Ведь даже Telegram сумел адаптироваться под реалии соцсетей 2025 года. При этом, в нём нет навязчивой рекламы, а Premium воспринимается как приятное дополнение.
На этом пока всё. Пока что я думаю, что статьи будут выходить нечасто, но они обязательно ещё будут. Подписывайтесь на мой Дзен, если вам удобнее читать здесь, Telegram-канал и YouTube-канал. На этих платформах вы можете следить за новостями моего блога, а в Telegram-канале, в том числе новости IT, софта и игр. Также, вы можете прочитать эту статью в Telegraph.
* Продукт компании Meta Platforms Inc., которая признана в России экстремистской организацией.