Мы с вами погуляли вскользь по Осташкову - посетили речной вокзал, набережный сад, где, кстати, до революции высадили дубы, клёны, ели, серебристые тополя (две штуки, привезённые аж из Англии), а ещё там всегда был ветер с озера, поэтому сад называли холодным.
Это было в далёкие времена, когда сам город выглядел вот так:
Интересно однообразие застройки, да? Иногда шальная мысль - если б не революция, то была бы и у нас "европа". Неумная и опасная мысль, - мы уже знаем да, глядя на некоторых соседей. Все совпадения вымышлены и случайны, конечно же:)
Но, разумеется, подобные мысли не могут не закрадываться, но опять же - некое сонное очарование и сонное спокойствие Осташкова ещё и в том, что его-то фашисты взять не смогли. Прифронтовая зона, да, в десяти километрах была линия фронта, а вдоль линии железной дороги (о романтика региональных линий и крошечных вокзалов!) есть знак "здесь был остановлен враг".
Мы сегодня с вами пойдём на улицу Володарского.
Смотреть на бегемотов на крокодила. Его только зоркий глаз, впрочем, увидит. Пишут в Интернете, что раньше на нём сидел Айболит, но его перетащили на Ленинский проспект, а оппоненты возражают, что они никогда вместе, мол, не были. Всегда были по-отдельности:)
На эту улицу туристы частенько забредают в музей забытых вещей, но мы о нём просто не знали, когда были в Осташкове. И шли просто куда-то наугад, любуясь домами и двориками:
Мужчины уходят и женщины (почему-то),
а ты стоишь в коридоре и говоришь опять:
— В нежную зелень летнего раннего утра
хорошо начинать жить, хорошо начинать умирать…
Мать уходит, отец стареет, курит в дверях сигарету,
дети уходят, уходят на цыпках стихи…
А ты говоришь, стоя в дверях: — Это лето, лето…
Сердце моё разрывается на куски.
Дмитрий Воденников
...а впереди синели воды озера Селигер:
Помню, что мимо пропылила машина и... разумеется, с иркутским номером 38, который мы узнаем из тысячи:)
Это уже традиция встречать земляков за тысячи и сотни километров от дома в местах, где и точно не ожидаешь встретить. В самых-самых сонных и Богом забытых!..
Не буду намеренно писать про одиозную Естафьевскую улицу, ибо про неё пишут вообще все, кто посетил Осташков:
постаралась разделить гендерно: тут блогер и две блогерши:)
Чем знаменита?
Ну, чем-то таким в сочетании с ухоженным бульварчиком, фонариками, урнами, скамейками... идёшь и напеваешь песенку моей юности, в которой группа Башня Rowan помянули знаменитую последнюю фразу Антон Палыча Чехова "Jch sterbe" (я умираю):
Маленькие домики, цветные фонари,
Липа возле булочной, каштаны у пивной.
Кошки и собаки, дикобразы и хори —
Все Ихштербештрассе обходят стороной.
<...>
На Ихштербештрассе уютно и светло,
Бархатцы посажены, подстрижены газоны.
Когда в одном из домиков вышибли стекло,
Ежики за это подкололи три района...
Тикки Шельен
Вообще, конечно, на многое влияет освещение. Пока мы приехали и ходили по ленинскому проспекту, то даже дом шкипера знаменитый показался мне мрачноватым...
Посмотрите, как всё выглядит в пасмурную погоду:
А потом разъяснило и... "заиграл" Осташков-то!.. Даже этот смешной Лев Собачкин и то разулыбался!..
Поэтому Евстафьевская улица со злополуным бульваром, которая взрывает мозг всем путешественниками, как-то безболезненной прошла:
В путеводителях пишут, что Осташков начался с улицы Евстафьевской. Мол, когда-то, в далёком четырнадцатом веке, на берегу озера Селигер поселился некий Евстафий, которого звали Осташко... был рыбаком, жил припеваючи, завёл жену, детей, от него, дескать, всё и началось. Образовалась небольшая слобода, и это теперь исторический центр города.
До 1922 года улица называлась Миллионной. Как раз отмечали присвоение статуса Осташкову города, поэтому улицу решено было назвать в честь первого жителя... понятно, что байка городская, но звучит складно, да?
Мы меж тем подошли к Вальскому столпу:
Сия часовня-обелиск Смоленской иконы Божией Матери, более известная как столп — потому что была поставлена у валов, на месте прежних городских ворот... так всё просто оказалось:
Надо всем этим возвышается колокольня Воскресенской церкви, и я ею любовалась и наделала штук десять кадров (да, я намеренно не беру добавочную карту памяти, чтобы вечерами сидеть в гостинице и вычищать восторженные фото под названием "восторг туриста"). Оставляя только самое удачное:
Церковь Воскресения Христова и её отдельно стоящая шатровая колокольня (ах, как я их люблю! мы, когда проходили в школе эпоху Ивана Грозного, то зарисовывали разные... чаще всего, конечно, дают за образец ту, что в Коломенском - помните? во всех учебниках! - церковь Вознесения Господня)... это был ведь первый каменный шатровый храм в нашей стране, построенный итальянским архитектором по приказу Василия Третьего, когда у того родился сын Иван... ну да вернёмся в Осташков: церковь и колокольня были построены в семнадцатом веке (1677—1689) прямо в Осташковской крепости и являются старейшими из сохранившихся зданий города:
Позже, к 1697 году, рядом с Воскресенской церковью был возведён Троицкий собор.
Несмотря на то, что Осташков в советское время явно был Богом забытым углом, но в 1970-х церковь и колокольня были отреставрированы под руководством архитектора Владимира Якубени:
Наверное, мы потом так и шли по улице Володарского - точно помню, что мимо школы искусств:
До колокольни. Храм взорвали, а колокольню с часами оставили. В парке шли реставрационные работы. Маляры и штукатуры на лесах вяло переговаривались в летнем и тёплом воздухе, болтали ногами. Болтала ногами и старушка, которая сидела неподалёку на скамейке. В том уже возрасте, когда они в своих белых платочках как семена одуванчика - дунь! - и полетит выше шпиля колокольни...
Пишут, что в парке свободы была братская могила 1610-ого года: осташи защищали свой город от польских интервентов... помните? Смутное было время. И потом здесь возвели церковь, которая простояла до 1938-ого года. Кладка была столь прочна, что при взрыве рассыпались в порошок кирпичи. Поэтому колокольню решили уже не трогать, а оставить...
Давайте просто полюбуемся отдельными кадрами теперь. Очень хочется передать атмосферу городка, застрявшего где-то между прошлым и будущим:
Замшелыми крышами:
Тенистые улицы тут хороши, хотя нам везло - погода была идеальной: ни жаркой, ни холодной. Плюс двадцать градусов:
Ну и просто несколько разных случайных кадров, которые я никак не придумала, куда приспособить:
Мы в этих краях, помню, не зашли ни в один магазин... обычно мне то банкомат нужен, то открытки, то какая-нибудь мелочь типа маркера, ручки, клея - да мало ли? Путешествие - вечно что-то теряется, ломается... маркером, помню, я пятна хлорки замазывала на штанах - в туалете случайно брызнула и... а тут наступило такое умиротворение, что никуда не надо спешить, ничего не нужно, тихо, спокойно и как-то... удивительно умиротворяюще внутри и снаружи. Не так много подобных мест на свете...
Оцените эти терракотовые стены: точно в такие цвета окрашена Болонья - город в Тоскане, где я была всего один вечер, но общее ощущение запомнила... там две устрашающих и падающих башни - раз, мы там потеряли маму нашу - два. Она ушла погулять без телефона и... папа бегал её искал по Болонье в сумерках. Наутро у нас был самолёт, и мы немного нервничали, признаться...
Надеюсь, что я хотя бы сотую долю очарования сонного и маленького Осташкова вам передала и... будете знать, как выглядит этот славный город нашей Необъятной. А те, кто живут неподалёку (от Москвы всего-то часов пять на машине!) - могут и съездить, если ещё не были:)