В сети в превеликом множестве можно встретить удивительный рассказ о еще более удивительной честности советских людей в некоей заводской столовой. Рассказ сопровождается либо фото, либо видео (причем уже современных), снятых в каких-то не названных предприятиях общественного питания. Фото чаще всего – приводимое ниже (правда, на нем касса почему-то присутствует).
С незначительными вариациями рассказ сводится к следующему:
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
«Столовая на доверии.
В середине 70–х на одном из советских предприятия проводился эксперимент. В заводской столовой убрали кассиршу, а поставили поднос для денег. Каждый, кто приходил питаться, брал, что ему надо, а деньги клал на поднос. Если нужно, с подноса брал сдачу. Никто ничего не записывал.
Целый месяц шел эксперимент. Все грустнее с каждым днем становились экспериментаторы, потому что выручка день ото дня все уменьшалась и уменьшалась, подрывая веру экспериментаторов в честность советских людей. Не сворачивали эксперимент, только из–за того, что по плану он должен был длится 30 дней.
Неожиданно, в конце одного рабочего дня на подносе появилась сумма, которая превысила не только дневную выручку, но и весь долг, который накопился за месяц. Экспериментаторы не могли поверить своим глазам! Стали разбираться, оказалось, что это был день зарплаты на заводе. Получив её люди вернули все, что были должны с лихвой».
= = = = = = = = = = = = = = = = = = =
На просоветских и коммунистических сайтах материал сопровождается, конечно же, восторгами по поводу кристальной честности советских людей. Тут же находятся любители вспоминать, что и в автобусах, трамваях и прочих троллейбусах кассиров не было – люди сами опускали в кассу 3, 4, 5 копеек и брали билеты!! Финальные выводы, конечно, сводятся к проклятиям в адрес нынешнего гнусно-буржуйского времени с его культом наживы и противопоставлении его времени советскому – времени честности, неподкупности и братской взаимопомощи.
Правда, ни один из комментаторов не поинтересовался, а почему столь блестяще удавшийся эксперимент не получил повсеместного распространения, и почему в конце раздачи блюд в столовых по-прежнему находились кассирши за кассовыми аппаратами, а не подносы для денег.
Поскольку я свидетелем столовского эксперимента не был (впрочем, свидетелей не было и среди восторженных комментаторов) коснусь сначала того, свидетелем чего были миллионы посетителей общественного транспорта.
Экспериментов со способами оплаты за проезд в расчете на честность советского человека, действительно, было много. К их числу относились:
1) Оплата бросанием монеты в приемник. Сбоку от него находился барабан с надетой бобиной билетов. Бросив 3, 4 или 5 копеек, нужно было выкрутить и оторвать билет. Большинство так и делало, но нередко встречались и хитрецы. Тут жульничали так: можно было, бросив пятак, выкрутить два билета (если заходили вдвоем). Или бросить в приемник гайку, камушек, пуговицу – падая, они имитировали стук опущенной монеты.
2) Оплата талончиками. Книжечку с парой десятков талончиков покупали заранее. Войдя в автобус или троллейбус, талончик отрывали и компостировали, пробивая дырочки. Компостеры были разных типов.
С компостированием жульничали талантливее, делая талончики многоразовыми (изобретение бедных студентов). Расположение дырочек, пробитых компостером, различалось в разных автобусах одного маршрута. Поэтому, прокомпостировав талончик, его следовало положить в записную книжку, на странице записав № автобуса. Встретив этот же автобус, можно было громко стукнуть пустым компостером - уже пробитый талончик был при себе. Студенты, ездившие одним маршрутом, иногда держали так по нескольку пробитых талончиков – по числу автобусов на маршруте.
Покупать все талончики перед компостированием было необязательно – их можно было выпросить у сходящих пассажиров.
3)Оплата проездным. Картонный билетик продавали на месяц. Можно было купить и единый на 3 вида транспорта (автобус, троллейбус, трамвай) Его полагалось предъявлять при входе пассажирам. Входя, пассажир помахивал им в воздухе и громко возглашал: «Проездной!» или «Единый!»
«Зайцы» помахивали в воздухе проездным прошлого месяца или просто цветной бумажкой. Но это – до первого контролера …
4) В Азербайджане (чему свидетелем был я лично на протяжении 20 лет). Справа от водителя автобуса лежала здоровенная картонка или фанерка. Рядом лежала бобина билетов. Но их не покупал никто – все, выходя, бросали на картонку пятак. Доехав до конечной станции, водитель часть монет с картонки брал себе, а на другую часть (которая шла в кассу) отрывал от бобины длинную ленту билетов и … выбрасывал. То есть, их как бы купили пассажиры. Если какой-то наивный приезжий, опустив на фанерку пятак, просил у водителя билет, тот, презрительно взглянув на него, демонстративно отматывал и отрывал ему от бобины ленту с метр длиной.
5). Во второй половине 70-х гг. был интересный эксперимент в одном из городов Подмосковья. Из зарплаты трудящихся градообразующего предприятия высчитывали сумму, равную 48 поездкам в месяц (2 в день - на работу и обратно, на 24 рабочих дня). И проезд ... делался "бесплатным" - можно было ездить без билета. А потери от большего числа поездок, либо от проезда не работавших на этом заводе, с избытком компенсировались экономией на печатании билетов, изготовлении компостеров, зарплате контролеров и приемщиков выручки, и пр.
Эксперимент, давший отличные результаты, прихлопнули через пару месяцев. Ходили устойчивые слухи, что то ли инициатор эксперимента, то ли инициатор эксперимента, толи аж председатель горисполкома за это лишился партбилета - видимо, "вверху" решили, что подобная «бесплатная» оплата некрасиво раскрывает тайну "бесплатности" прочих советских социальных благ – «бесплатных квартир», «бесплатной медицины», и пр.
= = = = = = = = = = = = = = = =
Возвращаясь к первому фото и «столовскому» эксперименту: с 99% - ной вероятностью, материал – обычный советский миф.
Во-первых, материал встречается в сети во множестве мест, но ссылки на источник нет нигде. Конкретный завод, где проводился эксперимент, не назван. Это настораживает сразу.
Во-вторых, из текста следует, что рабочие какое-то время ели, не платя за обед (денег не было, и их возвращали на поднос после зарплаты). Возникает вопрос: что же и как они ели, когда работала обычная касса? Ведь у них денег "не было", и по идее, они должны были об этом сказать кассирше – мол, «заплачу после зарплаты». Тарарам, который она заявившему такое устроила бы, представить себе нетрудно.
В-третьих, в годы, к которым относится «эксперимент» (теперь смело можно поставить кавычки), с работы тащили домой абсолютно все, и неологизм "несуны" прочно вошел в обиход. "Несуны" ворами отнюдь не считались. Даже незабвенный Леонид Ильич на одном из партийных форумов брякнул, что рабочие живут очень хорошо, ибо, помимо зарплаты, имеют то, что уносят с собой. Сказал не в осуждение, а с некоей гордостью. На фоне этого описанная в материале "честность" делается ненаучной фантастикой. Меня хотят убедить в том, что выпивохи, после работы за углом завода регулярно "соображавшие на троих", удержались бы от соблазна выпить на халяву, сэкономив рубль, выданный женой на обед?
Гм ... Что бы тут сказал Станиславский?