Продовольственная инфляция с конца декабря 2024 года резко обогнала общий рост цен с начала 2025 года, который составил 3,08%, следует из данных Росстата.
Рост цен напрямую затронул борщевой набор. Стоимость говядины к 21 апреля в среднем по стране выросла на 6,59%, но это далеко не самая негативная динамика. Наиболее стремительно выросли цены на свеклу (27,93%), белокочанную капусту (33,17%) и картофель (45,18%). Ситуация с последним осложняется тем, что за 2024 год цена его выросла более чем на 90%.
Доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев назвал в качестве причины подорожания борщевого набора сезонный фактор.
— Овощи прошлого урожая уже заканчиваются. Если говорить об открытом грунте, то нового урожая нет. Картофель все же не получается массово выращивать в закрытом грунте. Остается только плодоовощная продукция из Египта и других южных стран.
С конца июня в продажу поступит картофель из южных российских регионов. Поэтому летом цены на картофель не только затормозят свой рост, но и будут снижаться. В целом, сезонность всегда играет важную роль для плодоовощной продукции. К примеру, к Новому году у нас больше всего дорожают помидоры и огурцы.
Мясо в гораздо меньшей степени зависит от сезонного фактора, потому что сейчас, учитывая новые технологии, не обязательно откармливать скот исключительно на пастбищах летом. Поэтому цены на свинину и баранину выросли медленнее, чем общая накопленная инфляция. А стоимость курятины с конца декабря прошлого года даже упала более чем на 4%.
«СП»: Работает ли импортозамещение с семенами плодоовощной продукции?
— Наверняка проблемы с этим остаются, но ситуация с производством собственных семян сейчас лучше, чем это было несколько лет назад. Так, Россельхознадзор передавал в декабре, что в 2024 году импорт семян картофеля сократился на 93,1%, до 770 т, лука-севка — на 76,2%, до 1,4 тыс. т., овощей в целом — на 56,7%, до 332 т.
«СП»: Хлеб с конца декабря подорожал не так сильно — на 5,06%. Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максим Шаскольский говорил, что ведомство проведет работу по снижению цен и наценок на хлебобулочную продукцию. Почему такое внимание именно к хлебу?
— Это самый социально значимый товар. Чувствительность к ценам на хлеб достаточно велика.
Что касается повышенного внимания государственных органов к продавцам, то оно вполне работает. Метод прямого, вербального обращения к бизнесу был неоднократно апробирован ведомствами для снижения торговых наценок.
Именно это произошло ранее с куриными яйцами, цену на которые удалось остудить без перехода к прямому госрегулированию. Производителям не хочется лишнего внимания к ценам, которые они назначают на свою продукцию.
Экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников сомневается в том, что ритейлеры накручивают цены на овощи.
С конца июня в продажу поступит картофель из южных российских регионов. Поэтому летом цены на картофель не только затормозят свой рост, но и будут снижаться. В целом, сезонность всегда играет важную роль для плодоовощной продукции. К примеру, к Новому году у нас больше всего дорожают помидоры и огурцы.
Мясо в гораздо меньшей степени зависит от сезонного фактора, потому что сейчас, учитывая новые технологии, не обязательно откармливать скот исключительно на пастбищах летом. Поэтому цены на свинину и баранину выросли медленнее, чем общая накопленная инфляция. А стоимость курятины с конца декабря прошлого года даже упала более чем на 4%.
«СП»: Работает ли импортозамещение с семенами плодоовощной продукции?
— Наверняка проблемы с этим остаются, но ситуация с производством собственных семян сейчас лучше, чем это было несколько лет назад. Так, Россельхознадзор передавал в декабре, что в 2024 году импорт семян картофеля сократился на 93,1%, до 770 т, лука-севка — на 76,2%, до 1,4 тыс. т., овощей в целом — на 56,7%, до 332 т.
«СП»: Хлеб с конца декабря подорожал не так сильно — на 5,06%. Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максим Шаскольский говорил, что ведомство проведет работу по снижению цен и наценок на хлебобулочную продукцию. Почему такое внимание именно к хлебу?
— Это самый социально значимый товар. Чувствительность к ценам на хлеб достаточно велика.
Что касается повышенного внимания государственных органов к продавцам, то оно вполне работает. Метод прямого, вербального обращения к бизнесу был неоднократно апробирован ведомствами для снижения торговых наценок.
Именно это произошло ранее с куриными яйцами, цену на которые удалось остудить без перехода к прямому госрегулированию. Производителям не хочется лишнего внимания к ценам, которые они назначают на свою продукцию.
Экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников сомневается в том, что ритейлеры накручивают цены на овощи.
Ознакомиться с другими материалами нашего издательства можно здесь