Найти в Дзене

Моя коллекция фотоаппаратов: на старте - ФЭД-5В

Навеяно историей про коллекционирование фотоаппаратов. А вообще есть мысль сделать обзоры на несколько пленочных камер, которыми снимал в свое время.

Дальномерный фотоаппарат ФЭД-5В

Рассказывая про камеры, которыми снимал в активные годы, грех не упомянуть, с чего начинал. Конечно, это «Смена-8М», как и у несметного количества отечественных фотографов. Но «Смена» – это колыбель, долго в ней/с ней сидеть не будешь. По факту, мне её хватило меньше, чем на год активных съемок. Через год почила в бозе: навернулся затвор – лепестки стали раскрываться при взводе, и куда-то испарился блокиратор фокусировочного кольца – объектив просто стал выкручиваться. И ведь надумала, с… э… «Смена» помереть сразу первой моей слайдовой пленки! Но, слайды выжили, сканы прилагаются.

И, судя по точке фокуса на траве, уже был сделан один лишний оборот фокусировочного кольца – так пролететь с «Бликом» невозможно. Ну, собственно, всё равно надо было переходить на новый уровень, тесно стало в «колыбели», пора было перепрыгивать в «штанишки».

25 мая 1991 года.
25 мая 1991 года.

Примерка последних шла активно. Где-то за полгода успел поснимать чуть ли не десятком разных камер – «Любитель-166В/У», ФЭД-3, «Киев-3А», «Зенит-Е», «Киев-10», «Киев-6С», «Зенит-TTL», Praktica LTL3. В общем, перепробовал все, что было в студии Дворца пионеров, кроме LC-A. Вдумчиво изучал технику однокашников по студии – современные «Зениты» и «современные» дальномерные «Киевы». Внимательно читал СФ про зеркальные узкопленочные «Киевы». Всё остальное не интересовало. На дворе – конец 1987 года.

Советские школьники в полях)
Советские школьники в полях)

Итог изысканий – мне нужна камера со сменной оптикой (на перспективу) и полным (1 – 1/500) набором выдержек. Это два основных критерия. Если с экспонометром на борту, то только TTL, что означает зеркалку. Выдержка синхронизации не волновала – вспышки пока не было, да и кроме сетевых-то особенно ничего и не было. Байонет/резьба – тоже не важно, проблему со сменной оптикой буду решать по мере поступления. И главное – только новый, из магазина, с гарантией. Так-то вырисовываются «Киевы» – 17, 19, 20 модели. Но бюджет ограничен 100 рублями, а самый дешевый «Киев-19» стоил полторы сотни. И он в жутком дефиците, как и 17-й, на витринах только 20-ка, за космическую сумму в 420! Знакомая маменьки предлагала рублей за 130 купить у нее непользованный 19-й – года три без дела лежал, но я-то хотел гарантийный. Годы спустя, набив знатные шишки с киевской техникой, пожалел, что не взял тогда тот «Киев», камеры выпущенные до середины восьмидесятых – самые качественные и надежные.

Итак, ФЭД или «Зенит»? Последний сливал, как с добрым утром по набору выдержек. Следом – по управлению диафрагмой. Добавляем сюда кривой замок задней крышки и моё предпочтение – «Индустар-61 55/2,8 Л/Д» мне нравился по картинке гораздо больше, чем «Гелиос-44-2 58/2,8». Если бы зеркальный «Индустар-61 50/2,8 Л/З-МС» был с прыгалкой, я бы тогда (именно – тогда) выбрал любой «Зенит», хоть «ВМ». Экспонометр был – новый «Ленинград-8». Ясен пень, что звёзды сошлись на ФЭД-5В. Кой и был куплен при вдумчивом выборе нашего руководителя фотостудии.

Попутно, точнее, в самом начале была мысль про «Любитель». Прям вот такая хорошая задорная мысль. И ещё можно было взять в магазине среднеформатный увеличитель «Нева». Вышло бы ровно, как новый ФЭД-5В. Но остановила трёхкратная цена пленки. Не поштучно, а покадрово. Впрочем, про средний формат будет отдельный спич.

И выбор ужался ровно до двух вариантов – ФЭД-5 (В/С) и самую простую версию (на вторую половину 1980-х) белорусский «Зенит-ЕТ», с «Гелиосом-44-2», соответственно, без прыгалки. С оной он уже стоил 135 рублей. Дальномерные «Киевы» отпали и по цене, и по надежности: ценник в два раза больше чем у ФЭДа, но при том же функционале (так было всегда, включая когда они были еще «Контаксом» и «Лейкой»).

Что из себя представляет пятая модель ФЭДа. По сути, и автомобильным языком – второе рестайлинговое поколение «трёшки». Если выкинуть лёгкие различия в дизайне, кроме автоматического счётчика кадров в «пятерках» нет ничего нового. Кстати, за счётчик: автоматический, со сбросом в «0» при снятии задней крышки – это уже хорошо. С внешними неавтоматическими счётчиками иногда случались проблемы. Но самый лучший вариант счётчика кадров был реализован в «Зените-122» – сброс по кнопке обратной перемотки. Но об этом расскажу в саге о «Зените-122».

Курковый взвод был еще на «трёшке», но не сразу, да и на «четвёрке» не всегда. Экспонометр был в первом поколении рестайлинга - в ФЭД-4. Ну, хорошо, центральный контакт. А, да! Рукоятку обратной перемотки сделали по фэншую. Но, по полному – только в модели «5В», общепринятая у всего прогрессивного человечества рулетка. На «5» и «5С» – головки как на «Смене-8М».

Различия в пятых моделях. Их ровно три: «пятёрка» – с экспонометром и диоптрийной поправкой; 5В – без экспонометра и с поправкой; 5С – с экспонометром, светящимися рамками параллакса в видоискателе, но без диоптрийной поправки. Ценник – 77, 67 и 78 советских рублей.

Ну и понеслась душа в рай) За неполные пять лет «5В» я отснял полтысячи пленок. Больше у меня отбегали только Nikon-ы, да и то не все. Он был моим основным фотоаппаратом в школьные годы чудесные. Я мог забыть дома учебники, но ФЭД – никогда. Носил как кобуру-оперативку, под пиджаком на левом плече. Снимал запойно. По итогам года (или по ходу движения) собирался классный альбом, не знаю, может до сих пор в школе хранятся. Ну и куча фоток одноклассникам и не только.

Что показала практика. Слабое место – затвор. Нередкий баг – неравномерный ход шторок, вплоть до вылета первой обратно в кадровое окно при съёмке, так называемый отскок. Обрыв тесьмы – у меня случился еще в гарантийный срок. В дальномере может случиться косяк – расхождение картинок по вертикали. Формально аппарат отъюстирован, фото резкие, но фокусироваться неудобно. И первое, и второе лечится в мастерской. Хотя, судя по скорости устранения второго бага, подозреваю, что это можно делать и на коленке.

Разъюстировка дальномера. Если срочно привести в порядок и под рукой ничего нет, можно подогнать часовой отверткой по бесконечности. Возможная погрешность – плюс-минус одна трамвайная остановка. Если есть штатив и рулетка, можно отъюстировать по 1 метру. Расстояние измеряем от плоскости задней крышки – отметки плоскости пленки на советских фотоаппаратах практически нет. Доступ к винту под шильдиком – сдвигаем его влево и не теряем пружинку-коромысло. Да, тоже на коленке, но я умудрялся попадать идеально, проверял потом в мастерской.

1990 год.
1990 год.

Из мелочей, но раздражающих. Впихнули в колодку вспышки модную по тем временам пластмассовую заглушку. Лучше бы сделали заглушку в разъем вспышки. Он расположен на задней панели под колодкой. А помните советские вспышки того времени? С несъёмными синхрокабелями и горячими башмаками. Это жёсткое изобретение советских конструкторов. Горячий башмак сделали, чтобы избавиться от синхрокбеля, но нате вам универсальное решение на все модели фотоаппаратов! Идея о съёмном синхрокабеле как бы витает в воздухе, но у советских инженеров. Устанавливая вспышку на ФЭД, кабель надо было воткнуть или в разъем на камере, или в разъём башмака вспышки - они запараллелены, без разницы, в какой подсоединять. И скока у нас там в вольтах в советских вспышках? От 12 и выше? А рабочий глаз у меня левый. И ткнуться носом в любой из разъёмов – это вот прям через раз. И выцепить эти от 12 и выше. Не смертельно, но противно) Да, съёмный синхрокабель реализовали, уже в начале девяностых. И это был просто треш: он не держался в самой вспышке! Разъёмы на концах кабеля были одинаковые. А ведь был уже известен «миниджек». Ну да ладно. Кстати, вспышки пользовал две «Электроники» – сетевую ФЭ-27 и автономную ФЭ-26, она же «Данко». Древняя тогда уже «Чайка» меня знатно тряхнула, ибо выдернул вилку из сети, сразу нажми тест.

Курковый взвод. Вот в то время уже можно было сделать с пластмассовой лапкой как на «Зенитах». И не заморачиваться с транспортным и рабочим положениями. У меня сложилось впечатление, что на заводе рычаг взвода не настраивали вообще и никак, потому что на разных камерах они работали совершенно же по разному. Вот прям на камерах из коробок. На моём был резкий как, не скажу что: не придержал после взвода – рычаг улетел в транспортное положение.

Уши! Где уши под ремень? На «двойке» они есть, на «тройке» и «четвёрке» попадаются, на «пятерках» нет совсем. Некоторые утверждали, что их ставят в мастерской, но там на меня посмотрели, как на не совсем адекватного. Да и ставить-то первое время было нечего. Так-то хотелось ремень от «Практики», но с большой земли привез только зенитовский. Демонтировал верхнюю часть чехла, срезал кожаный ремень и установил ремень «Зенит». Колхоз вышел лютый, но за неимением лучшего – в поле и жук мясо. Собственно дальше все мои камеры при отсутствии нормальных штатных ремней болтались на зенитовских. Даже на цифровые Nikon-ы ставил. Я эти ремни одно время коллекционировал, собирал разные расцветки. Вроде где-то должен валяться, даже в запечатанной упаковке, цвета, простите, охры) Но олдскульными, конечно, считаются чёрные ремни с белыми буквами и красной и белой полосками.

Вон из-под полы школьной формы видно зенитовский ремень)
Вон из-под полы школьной формы видно зенитовский ремень)

Обзавёлся набором штативов: струбцина, карманный и шейный упор, причем второй версии, с головой и ремнём, а не шнурком. Так сказать, стабилизатор той эпохи – 1/8 держал четко, 1/4 – через раз. Струбцины до сих пор пользую, правда, купленные уже в коллекционные времена. Собрал почти полный набор фильтров, включая бестолковый на дальномерке полярик. Не, для «Лейки», конечно, есть полярик, точнее конструкция из двух – один для объектива, другой для видоискателя, но где «Лейка» и где я?)

Репродукции тоже делал. В крайнем случае. Так-то в студии была самопальная установка и несколько зеркалок. Делал и с кольцами, и с линзами. Таблицы пересчета по линзам брал в справочниках, а с кольцами она шла в комплектном тубусе. Да, поправка на параллакс съедала эффективную площадь кадра, но не шибко больше, чем «Зенит» с его 64% видоискателя.

Урок химии, 11-й класс. У левого ученичка в руках каталог японских фотоаппаратов 1990 года)
Урок химии, 11-й класс. У левого ученичка в руках каталог японских фотоаппаратов 1990 года)

Снимал, в основном, сначала на «Тасму-64». Выжимал из неё 500 ГОСТ в выравнивающем проявителе ФГК/ФГП. «Свема» в наших краях была в дефиците, но потом поставки наладились. В начале девяностых перешёл на серию ФН. Снимал на слайды. В восьмом классе ездили по Золотому кольцу, взял в прокате второй ФЭД-5 – один под слайд, второй под негатив. Цвет тоже снимал, но терпения на него, учитывая качество отечественных фотоматериалов, особо не хватало. А так-то да, и «Цветан» из Питера привёз по случаю, и со «Спектрозоном» мучился. Когда уже несколько лет спустя работал на «Беларуси-912», от предложения жуликоватого приятеля прикупить по сходной ему цене «Оптимак-ЦФ» отказался наотрез; к черту эту бесовщину, есть процентр с «Дурстами»)

В какой-то момент, за довольно быстрый период, назрел вопрос о сменной оптике – мне очень не хватало ширика. Купил в местном фотолабазе «Юпитер-12» 2,8/35 и видоискатель на 35 мм. Оно всё бы ничего, но возник вопрос юстировки: при правильно отъюстированном «И-61» ширик выходил за бесконечность. В мастерской развели руками – выбирай. Вдумчиво. Но выбирай. Чо там выбирать-то? Только надфиль из папенькиного набора надфилей, часок аккуратного рукоблудства и «Юпитер» отъюстирован.

Собственно, вот так назрел вопрос сменной оптики. Надфилей в наборе было достаточно, но это не мой метод, это была разовая акция, каприз художника. Решено было переходить на зеркалку М42х1, на тот момент это был самый большой парк оптики. Так что следующей камерой стал белорусский «Зенит-ЕТ», но уже в полном фарше – с прыгалкой, скрытым замком и шестым 44-м «Гелиосом», разумеется, МС. Но, снова же, это будет уже другая история.

-14

Ну а мой школьный ФЭД-5В перешёл в разряд второй камеры. Года через четыре я его проапгрейдил до уровня ФЭД-5 – перекинул с донора все соответствующие детали и шильдик. Позже на него у подруги юности суровой выменял её «Зоркий-4К». Кстати, надо будет спросить, может, ещё сохранился?) Лет через десять, в коллекционные уже времена, купил на блошином рынке новый, в запечатанной упаковке ФЭД-5С. Я им даже поснимал. Пленку, правда, сдал в минилаб – работал уже на цифре и сканере. Заказал отпечатки. С ностальгической улыбкой смотрел на косяк кадрирования – забыл напрочь про его отсутствие при машинной печати)

P.S. В какой-то теме обсуждали развитие дальномерок с начала шестидесятых. Вопрос стоял так: а куда там дальше-то развиваться? Вот TTL мне точно был бы к месту. Но ФЭД-6 так в серии и не увидели.