Найти в Дзене
Лавандовый дом

Легенда о боге Перуне.

Существует устойчивая легенда о том, что царь Киевской Руси Владимир I (правил в 980-1015 годах н.э.) создал славянский пантеон богов на основе смеси греческих и скандинавских сказок. Этот слух возник в связи с немецким культурным движением 1930-х и 1940-х годов. Немецкие антропологи Эрвин Винеке и Леонхард Франц, в частности, придерживались мнения, что славяне были неспособны развить какие-либо сложные верования, выходящие за рамки анимизма, и для этого им требовалась помощь "высшей расы". Владимир I действительно воздвиг статуи шести богов (Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши) на холме близ Киева, но есть документальные свидетельства того, что статуя Перуна существовала там десятилетиями ранее. Статуя Перуна была больше других, деревянная, с серебряной головой и золотыми усами.  «поставил кумиры на холме, вне двора теремного: Перуна деревянного, — а голова его [была] серебряная, а ус золотой..» («И нача къняжити Володимеръ въ Кыевѣ единъ, и постави кумиры на хълмѣ в

Существует устойчивая легенда о том, что царь Киевской Руси Владимир I (правил в 980-1015 годах н.э.) создал славянский пантеон богов на основе смеси греческих и скандинавских сказок. Этот слух возник в связи с немецким культурным движением 1930-х и 1940-х годов. Немецкие антропологи Эрвин Винеке и Леонхард Франц, в частности, придерживались мнения, что славяне были неспособны развить какие-либо сложные верования, выходящие за рамки анимизма, и для этого им требовалась помощь "высшей расы".

Изображение сгенерировано ИИ.
Изображение сгенерировано ИИ.

Владимир I действительно воздвиг статуи шести богов (Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши) на холме близ Киева, но есть документальные свидетельства того, что статуя Перуна существовала там десятилетиями ранее. Статуя Перуна была больше других, деревянная, с серебряной головой и золотыми усами.

 «поставил кумиры на холме, вне двора теремного: Перуна деревянного, — а голова его [была] серебряная, а ус золотой..» («И нача къняжити Володимеръ въ Кыевѣ единъ, и постави кумиры на хълмѣ вънѣ двора теремьнаго, Перуна древяна, а главу его сьребряну, а усъ златъ..» отрывок из Повести временных лет.

Позже он убрал статуи, обязав своих соотечественников принять византийское греческое христианство, что было очень мудрым шагом для модернизации Киевской Руси и содействия торговле в регионе.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Однако в своей книге "Славянские боги и герои", опубликованной в 2019 году, ученые Юдифь Калик и Александр Учитель продолжают утверждать, что Перун, возможно, был изобретен русью между 911 и 944 годами в первой попытке создать пантеон в Киеве после того, как столицей стал Новгород. Сохранилось очень мало дохристианских документов, относящихся к славянским культурам, и этот спор, возможно, никогда не будет разрешен в достаточной степени.

Самое раннее упоминание о Перуне содержится в трудах византийского ученого Прокопия (500-565 гг. н.э.), который отмечал, что славяне поклонялись "Создателю молний" как владыке всего сущего и богу, которому приносили в жертву скот и другие жертвы.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Перун фигурирует в нескольких сохранившихся договорах с варягами, начиная с 907 года нашей эры. В 945 году в договоре между правителем Руси князем Игорем (супругом княгини Ольги) и византийским императором Константином VII содержалось указание на то, что люди Игоря (некрещеные) складывали оружие, щиты и золотые украшения и приносили клятву у статуи Перуна, которой поклонялись крещеные в соседней церкви Святого Ильи. Новгородская летопись (составлена в 1016-1471 годах) сообщает, что, когда храм Перуна в этом городе подвергся нападению, произошло серьезное народное восстание, и все это наводит на мысль, что миф имел под собой какую-то долгосрочную основу.