Найти в Дзене
Андрей Двоскин

Эмоциональный интеллект

Сейчас в культуре есть несколько стратегий, которые позволяют объективировать эмоциональные переживания, используя цифровую шкалу. Эти практики есть в процессинге, в техниках эмоционального интеллекта, терапии состояний и т.д. Это штука очень важная, поскольку пока ты не научился объективировать эмоциональное состояние, не видать тебе эмоционального интеллекта как своих ушей, и своего неокортекса, поскольку доминанта будет сидеть внутри лимбического центра. В основе параметрирования состояний лежит идея того, что если я отследил собственное состояние по десятибалльной шкале и субъективно могу оценивать их заряды, то я впоследствии могу состояниями управлять, могу понимать какие состояния (деструктивные или конструктивные) задают мне ресурсную базу для моих действий. Тут есть тонкость. Когда говорят, что внутренние ресурсы это всегда радость, счастье и спокойствие, это все, конечно, чушь — агрессия может быть шикарной базой для внутреннего ресурса. Например, для конкуренции. Там же агре
Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.
Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.

Сейчас в культуре есть несколько стратегий, которые позволяют объективировать эмоциональные переживания, используя цифровую шкалу. Эти практики есть в процессинге, в техниках эмоционального интеллекта, терапии состояний и т.д.

Это штука очень важная, поскольку пока ты не научился объективировать эмоциональное состояние, не видать тебе эмоционального интеллекта как своих ушей, и своего неокортекса, поскольку доминанта будет сидеть внутри лимбического центра.

В основе параметрирования состояний лежит идея того, что если я отследил собственное состояние по десятибалльной шкале и субъективно могу оценивать их заряды, то я впоследствии могу состояниями управлять, могу понимать какие состояния (деструктивные или конструктивные) задают мне ресурсную базу для моих действий.

Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.
Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.

Тут есть тонкость. Когда говорят, что внутренние ресурсы это всегда радость, счастье и спокойствие, это все, конечно, чушь — агрессия может быть шикарной базой для внутреннего ресурса. Например, для конкуренции. Там же агрессия, жадность и алчность. Или ревность — мощнейшая база для внутреннего ресурса! Люди из ревности делают такое, что в спокойном и радостном состоянии и половины бы не сделали.

Конструктивные и «правильные», «хорошие», «позитивные» (в массовом сознании) эмоции — это радость, любовь, счастье и т.д. Они дают базу для внутренних ресурсов, на которых можно делать определенные вещи, которые нельзя сделать на агрессии или ревности. И наоборот: какие-то вещи делать не получится. Например, на чувстве человеколюбия нельзя стать хорошим боксером — если вы, конечно, не Мохаммед Али, который молился каждый день, или какой-нибудь Морихэй Уэсиба, который говорил, что бой это танец с противником, который вас развивает. Обычный человек кубок UFC на человеколюбивой энергии не выиграет никогда. А на агрессии, страхе и алчности, ненависти — выиграет. В ряде ситуаций (например, в жестком бизнесе или, не дай бог, военном деле), если у вас не будет ресурсов, построенных на агрессии, вам там вообще делать нечего. Просто уходите из поля, никакой крупной бизнес без агрессии не будет функционировать.

Эмоциональный интеллект — это не что иное, как контроль. В ситуациях, которые вы идентифицируете как безопасные, спокойные и открытые, вы можете контроль отпустить и вообще ничего не контролировать. А если среда не позволяет, вам не поздоровится. Поэтому эмоциональный контроль — это прежде всего различение того, где можно ничего не контролировать, а где контроль нужно брать в свои руки, и быстро.

Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.
Картинка взята в качестве иллюстрации. Источник Яндекс Картинки.

В целом эмоциональный контроль — это тоже вопрос сверхзадачи. Если в мою стратегическую сверхзадачу входит эмоциональный баланс и равновесие, значит, есть сферы деятельности, которыми заниматься не надо, поскольку нужные мне состояния не будут найдены. Если вы практикуете серьезное глубокое состояние, у вас есть прямые запреты: нельзя торговать наркотиками, нельзя воевать и т.д. Существуют определенные монашеские практики, где ты даешь обет ненасилия — даже если у тебя угроза жизни, ты не имеешь права защищаться с причинением вреда. Это вопрос стратегического выбора и вашего базового нарратива.

Андрей Двоскин (с), автор книги «Креакратия, или Нейрохакинг 2.0.»

Отрывок из новой книги