Друзья, привет!
Продолжаем нашу рубрику с исторической справкой о бренде Peugeot, в первой части мы рассказывали о различных инструментах этого бренда, во второй части рассказывали о велосипедах, а затем о мотоциклах. Теперь же пришла очередь поговорить об автомобилях, на которых мы ездим и которые очень любим.
Говорить о общедоступной истории, переписывая кучу статей, думаю особого смысла нет. Скорее хочется выделить наиболее выдающиеся и значимые модели Peugeot и дополнить их интересными фактами. Однако, первое что хочется выделить, это то, что Peugeot является старейшей автомобильной маркой в мире – первый автомобиль Пежо появился на свет в 1889 году, на 14 лет раньше чем Ford, на 11 лет раньше чем FIAT, на 10 лет раньше чем Renault и на 9 лет раньше чем Opel. Автомобили Daimler и Benz появились на три года раньше – в 1886 году, однако бренд Mercedes-Benz появится только в 1926 году. Также, не лишним будет упомянуть, что завод Peugeot в Сошо является старейшим автомобильным заводом в мире, на нем производились как самые первые автомобили бренда, так производятся и современные модели по сей день!
Итак, первый автомобиль Peugeot был выпущен в 1889 году, это была трехколесная модель Serpollet-Peugeot с паровым двигателем. Популярности модель не сыскала именно из-за оборудования паровым двигателем.
Именно по этой причине уже через год появляется новая, на сей раз четырехколесная, модель Type 2 оснащенная двигателем внутреннего сгорания от Даймлера.
Первый собственный двигатель был разработан Peugeot уже в 1896 году и устанавливался в задней части модели Type 15. Двигатель развивал мощность в 8 лошадиных сил.
На модели Type 36 впервые появляется рулевое колесо, а усовершенствованный двигатель располагается уже в передней части автомобиля под капотом.
К концу 19 века у Peugeot в распоряжении имелось уже 3 автомобильных завода – в 1897 году был открыт завод в Оденкуре, а еще через год в Лиле. К 1889 году годовой тираж продаваемых автомобилей достиг отметки в 300 единиц, а общий накопительный объем проданных автомобилей превысил 1 200 единиц.
В 1904 году была представлена модель Peugeot Bebe(Малыш), он же Type 69, автомобиль оснащался маленьким одноцилиндровым двигателем объемом 652 кубических сантиметров, а разработан автомобиль был молодым начинающим конструктором Этторе Бугатти. Да-да, это именно тот Бугатти, который уже через 6 лет запустит свой собственный одноименный автомобильный бренд.
Этот автомобиль выпускался вплоть до первой мировой войны в различных модификациях. А с началом войны, Peugeot был вынужден переключиться на производство бронеавтомобилей, оружия и авиационных двигателей.
После войны было возобновлено производство гражданских автомобилей, а в 1929 году появился первый автомобиль марки с новой системой нумерации, которая используется по сей день. Это была модель Peugeot 201 – самый дешевый на тот момент автомобиль на французском рынке. К моменту снятия с производства в 1937 года было выпущено 142 тыс. Peugeot 201, превосходный показатель по тем временам!
Кстати, несколько интересных фактов о этой системе наименования автомобилей. Ее запатентовал Арман Пежо и в ней первая цифра означала класс автомобиля, в середине всегда присутствовал ноль, а последняя цифра означала поколение автомобиля. От этой системы отказались только в 2014 году и то частично - с того года все новые модели обозначались с восьмеркой на конце независимо от поколения модели. Именно из-за патента Армана Пежо, в свое время Porsche пришлось именовать свою новую модель не 901, а 911.
В 1934 году Peugeot выпускает модель 402 BL Éclipse Décapotable, на минуточку, это был первый автомобиль с жестким откидным верхом! Именно его можно смело считать прямым предком уже привычным нам 207CC, 307CC, 308CC и других купе-кабриолетов от Пежо.
Кстати говоря, Peugeot 402 был первым легковым Пежо с дизельным двигателем. Вообще, Peugeot производил дизельные двигатели еще с 1928 года, но предназначались они для тракторов, лодок и грузовых автомобилей. На Peugeot 402 дизельный двигатель был установлен только в 1938 году, поэтому Peugeot не может считать себя первопроходцем в легковом дизеле, их на два года опередил Mercedes-Benz с их моделью 260D. Дизельный двигатель Peugeot 402 имел рабочий объем в 2.3 литра и развивал 55 лошадиных сил, что было сопоставимо с мощностью бензинового двигателя объемом 2.1 литра.
Во время второй мировой войны во Франции из-за немецкой оккупационной политики был острый дефицит топлива. В этих условиях Peugeot выпускает свой первый электромобиль с запасом хода в 70 километров на одной зарядке и способным разгоняться до 36 км/ч. Автомобиль весил всего 348 кг при весе аккумуляторов 160 кг. Автомобиль был максимально упрощен, имел всего одну фару, не имел боковых стекол и даже передних тормозов. Пока правительство Виши не запретило производство VLV, было выпущено всего 377 экземпляров.
Практически сразу после войны, в 1946 году Peugeot выпускает модель 203. Впоследствии она обновит рекорд продаж бренда, продержавшись на конвейере до 1960 года.
В 1950 году Peugeot поглощает другого французского производителя легковых и коммерческих автомобилей Chenard-Walcker. Этот производитель примечателен тем, что их автомобиль одержал победу в первой в истории гонке 24 часа Ле-Мана, которая состоялась в 1923 году. После поглощения Шенар-Валкер сосредоточились на коммерческой технике, но уже под брендом Peugeot. На фото модель Peugeot D3.
В 1955 году начинается производство модели Peugeot 403, которая продержалась на конвейере семь лет и разошлась тиражом почти в два с половиной миллиона экземпляров. Автомобиль выпускался в различных типах кузовов, были доступны и седаны, и универсалы, и кабриолеты и даже пикапы.
В 1960 году появляется модель 404, которая примечательна тем, что четырежды побеждала в Сафари Ралли в период с 63 по 68 год. Модель так же, как и 403, выпускалась во множестве исполнений.
В 1968 году свет увидел первый Peugeot дизайн которого был разработан известным итальянским дизайнерским ателье Pininfarina. Это была модель 504, которая продержалась на европейском конвейере до 1983 года! Целых 15 лет! Но было бы странно не упомянуть, что 504 выпускался и в других странах – в Китае до 1997 года, в Аргентине до 1999, в Кении до 2004, а в Нигерии до 2005! Итого, автомобиль выпускался целых 37 лет! 504, как и 403, выпускался во всех типах кузовов, но в отличии от 403 у 504 появился и форм-фактор купе! Автомобиль базировался на заднеприводной платформе, однако в 82 и 83 годах универсалы и пикапы были доступны с полным приводом от Dangel. 504 был примечателен еще и тем, что это было первое Peugeot удостоившееся звания «Европейский автомобиль года» в 1968 году. А еще тем, что на седане 504 ездил сам Энцо Феррари.
После 504 автомобили Peugeot еще пять раз удостаивались премии «Европейский автомобиль года»(405 в 1988, 307 в 2002, 308 в 2014, 3008 в 2017 и 208 в 2020) и еще четырежды были в призерах этой премии(505 в 1980, 205 в 1984, 406 в 1996 и 206 в 1999). И я уверен, что множество побед еще впереди!
В 1974 году Peugeot покупает 30% акций компании Citroen, а в следующем году и оставшийся пакет акций. В этот момент Peugeot стал владельцем еще и компании Maserati, которая принадлежала Citroen. Однако, от Maserati было решено избавиться, и этот автопроизводитель был продан в том же году De Tomaso. Peugeot и Citroen были объединены в один концерн PSA( Peugeot Société Anonyme), продолжили продавать автомобили под своими брендами, но стали использовать технические наработки и ресурсы друг друга. О проблемах и причинах по которым Citroen попал под крыло Peugeot, мы поговорим в исторической справке о Citroen.
Успехи и доходы Peugeot позволяли им взять под свое крыло не только испытывающий проблемы Citroen, но и дальше смотреть в сторону развития и расширения своего присутствия на мировом автомобильном рынке. В 1978 году Peugeot, а точнее уже группа PSA, покупает европейское подразделение Chrysler, состоявшего на тот момент из таких автопроизводителей как Rootes и Simca. Новое подразделение начало производить автомобили под брендом Talbot. Однако Talbot не достиг успехов и в 80х годах было ликвидировано.
В 1983 году на мировой рынок поступает небольшой, но впоследствии ставший легендарным, хетчбэк Peugeot 205. Который выпускался до 1998 года во множестве версий – от недорогих простеньких пятидверок, до кабриолетов и шустрых версий GTI, для которых на некоторых рынках была доступна отделка салона натуральными кожей и деревом. Версия GTI имела одобрение FIA для участия в гонках в различных категориях. Но у 205 было еще куда более интересное исполнение, а именно T16. Это была омологационная версия для чемпионата мира по ралли в классе группы B. У T16 двигатель был перенесен из-под капота в заднюю часть автомобиля и располагался внутри базы, что делало его среднемоторным, а привод был на все колеса! У дорожной версии 205 T16 было около 200 л.с. и 255 Нм крутящего момента, что составляло примерно половину мощности «боевой» машины. К сожалению, таких машин было выпущено всего 200 единиц.
Следующая модель, про которую хочется написать, это Peugeot 405 появившийся в 1987 году. Эту модель хорошо знают все люди у кого возраст 30+. Причем у нас на рынке был представлен не только оригинальный Peugeot 405, но и его иранская копия Iran Khodro, которая к слову выпускалась в Иране до текущего года(да-да, я про 2024 год). Но модель интересна не этим, а тем, что у нее, как и у 205 была доступна полноприводная версия T16 с двухлитровым турбодвигателем мощностью 192 л.с.! Автомобилей этой версии, которые выпускались с 1993 года, было выпущено 1061 экземпляр и некоторые из них живут в России до сих пор. До 1993 года выпускалась версия Mi16 с объемом двигателя 1.9 литра, выдававшего 158 л.с.
Пропустим такие модели как 605, 106, великолепный 306 и семейный 806 и переместимся в 1995 год, когда появился легендарный 406! Да, это та самая звезда первых трех частей фильма «Такси» Люка Бессона и просто очень красивый и популярный автомобиль! Особое место в моем сердце занимает 406 Coupe с мотором ES9(3.0 V6) на механике, это моя несбыточная мечта! И что еще интересно, это первый массовый Пежо с электронно-управляемой подвеской на всех осях в некоторых модификациях, Peugeot 605 с его задней подвеской в расчет не берем, его тираж был не самым внушительным – всего 201 700 экземпляров во всех модификациях.
Следующий автомобиль из нашего списка встал на конвейер в 1998 и выпускался в некоторых странах до 2016 года, их было очень много на наших дорогах и до сих пор их ездит приличное количество, а один из них служит в нашем сервисе в качестве подменки! Да, вы угадали, речь про Peugeot 206! Выпускался в огромном количестве версий – 3-х и 5-ти дверные хетчбэки, седаны, универсалы, кабриолеты… Но как всегда, была и такая версия, которая выделялась среди остальных! Речь про версию RC, которая оснащалась знаменитым двигателем RFK(EW10J4S) развивавшим мощность в 177 л.с. и разгонявшим этого малыша до 100 км/ч за 7.4 секунды.
Не менее популярным автомобилем был, да и остается таковым, Peugeot 307 вставший на конвейер в 2001 году. И снова, у него были версии, которые выделялись среди остальных. Например, купе-кабриолеты и особенно версия Feline, которая оснащалась все тем же двигателем RFK и имел отделку салона коричневой кожей, которая покрывала даже торпедо. Таковым владел один наш клиент и товарищ, причем дважды владел, одним тем же. Собственно, фото его автомобиля!
Теперь о звезде последующих частей фильма «Такси» - Peugeot 407. Эта модель тоже занимает особое место в моем сердце. Модификации 407 с моторами V6, как и некоторые экземпляры 406, имели электронно-управляемую подвеску AMVAR, благодаря которой очень весело чувствовали себя в поворотах при активном стиле езды и становились мягкими как диван при плавном вождении. Знаю об этом не понаслышке, так как сам владел таким седаном с трехлитровым бензиновым мотором ES9. Вот он мой красавец!
Заключительной моделью, которую я хочу выделить, на удивление многим, станет Peugeot 207, который начали производить в 2006 году. И на сей раз не только потому, что это была очень массовая модель и не только потому, что у 207 были заводские подогретые версии… А потому что это первая модель Пежо, которую стали оснащать «великим и ужасным» двигателями серии Prince(EP6), которые PSA разработали совместно с корпорацией BMW. Кстати говоря, я не считаю этот мотор ужасным, особенно турбо версию, напротив, по моему мнению он великолепен! Да, первые годы его преследовали детские болячки. Да, куча моторов была заменена в результате гарантийных обращений к дилерам. Да, куча моторов прошла через капитальные ремонты. Но! Во-первых, мотор оказался крайне ремонт пригодным, его научились делать почти все толковые мастера и качественно отремонтированные моторы ходят очень хорошо! Во-вторых, он прост для тюнинга, с которым при этом хорошо уживается, с того же 207 RC можно без очень больших затрат получить под 250 сил. Представляете такую мощность в такой маленькой машинке на механической коробке передач? Ну и в-третьих, в последних генерациях мотор стал достаточно надежным уже с завода! В общем, 207 можно назвать моделью, которая начала новую ветвь в истории бренда.
Остановиться на 207 я решил просто потому, что все что было после него, вы и так пресно знаете, автомобилей Peugeot на дорогах России огромное количество! Кто-то их не любит, кто-то боится стереотипов, но основная масса владельцев, обожает свои машины и мы не исключение! Следите за работами нашего автосервиса Dronerman Service PSA в нашем Телеграм канале и не пропустите все самое интересное!
И давайте вместе ждать появления новых моделей Peugeot на наших дорогах, например, таких как актуальное поколение 308!
В следующей, пятой части исторической справки, мы поговорим о фантастической истории Peugeot в автоспорте, а после этого перейдем к повествованию о Citroen!