Эдипов комплекс и наше восприятие глазами кино (Часть 7).
Проблемы, которые нас окружают, прекрасно вписываются в рамки кинематографа, и подобно глине в умелых руках гончара, так и сценарий в руках сценариста, должен подстраиваться под заданные сюжетные рамки, преследуя цели, предвосхищая результат.
В жизни как и в кино, преследуется цель, даже если мы о ней не задумываемся, или не до конца понимаем.
Путь к цели, это тернистый путь, где главным препятствием является конфликт интересов. Таким образом, наши цели могут быть препятствием для целей других людей, или же цель может быть одна, но воплощение и реализация может вызывать конфликт.
По этому кейсу, стоит лучше всего обратиться к примеру «Деспотичного родителя».
Наличие разногласий, это естественное явление, которое порождается уровнем нашей личностной индивидуальности. И чем больше в нашей жизни слова «Я», тем реже мы встретим слово «Мы».
Родители и дети не могут зачастую найти общий язык, от того, что видят мир по разному. На протяжении всей своей жизни, человек стремится видеть картину мира, по принципу здесь и сейчас. Ведь в детстве, ребенок не в состоянии видеть взрослые проблемы, из-за отсутствия нужды во взрослых целях. По этому всё, что за гранью интересов ребенка, это чуждый мир непонимающий его истинных ценностей.
- - Вот вырасту! И всегда буду играть в игрушки с моим ребенком! Ведь это так здорово! Не понимаю, почему вы со мной не играете!?
- В диалоге с преклонным поколением, вы услышите другое - «Поживите для себя», «Я работал(а) всю жизнь, и ничего увы не видел(а)», «Берегите здоровье», «Не успеешь оглянуться и….».
Снова другие ценности, но уже основанные на паттернах сожаления.
Иными словами, мы всегда будем судить со своей нынешней точки зрения, опираясь на существующие поставленные жизненные цели, на сожалении при их недостижении, или при отсутствии новых.
Посему споры о ценностях, особенно в ключе разницы поколений - это абсолютно бесполезное дело, в котором нет по истине правых. Но конфликт на этой почве, всегда обязуется собрать со всех сторон оппонентов, своих заинтересованных единомышленников.
Это и есть сценарная универсальность.
Поведенческий сценарий – это то поведение, которого ожидает от своей жертвы манипулятор. Это будет всегда наиболее очевидное и логичное поведение жертвы. Проще говоря, путь из текущей точки А в нужную манипулятору точку Б. Это то, как поведет себя в той или иной ситуации большинство людей. Вас пугают – вы боитесь. Вас восхваляют – вы размягчаетесь и получаете от этого удовольствие. Вас берут на слабо – вы пытаетесь доказать обратное, что чего-то стоите.
Поводов для разногласий у взрослых и детей предостаточно, но если взять в понимание ребенка, то цель итоговая, практически всегда одна - это независимость в принятии решений.
Родители в свою очередь хотят оградить и обезопасить ребенка на столько на сколько это возможно, и принимают эти решения за них, но на почве этого конфликта, появляется понятие «Деспотичного родителя».
По сути, это тоже Эдипово явление, в котором родитель изъявляет желание монополизировать не только желания ребенка, но и его эмоции. Всем своим видом показывая, что родитель лучше знает чего он хочет, от чего ему будет лучше, и прочее, ведь по мнению каждого родителя, он уже проходил через это, и вырос вон каким молодцом, а значит ему очевиднее как будет лучше для своего ребенка.
Именно это, и подобные мировоззрения и порождают в ребенке тягу к независимости, сбежать туда, где ему никто не указ, туда где он будет делать только то, что нравится только ему, и чем сильнее и глубже этот конфликт, тем сильнее желание к независимости.
По сути, это затрагивает очень глубокую тему манипуляций.
В таком случае Деспотичные родители это типичный пример манипуляторов, которые в итоге заставляют людей вокруг, чувствовать себя жертвами, не обязательно осознавая это.
Эта тема очень глубока для обсуждения и выбивается и рамок нашего обсуждения, по этому остановимся на краткой классификации манипуляторов и самом понятии.
Часто ощущаете что вами манипулируют? Есть люди которым вы не можете отказать? Или от вас часто напрямую требуют того, чего вам делать совсем не хочется? Не всегда то, что вам кажется манипуляциями, ими является по сути.
У манипуляции есть 4 основных свойства, соблюдая которые, её и можно причислить к манипулятивному воздействию.
- В первую очередь это психологическое воздействие.
(Манипуляция оказывает давящее воздействие на ваше сознание, на восприятие, эмоции, чувства! Но никак не через физическое).
- Во вторую очередь это всегда насильственный характер.
(Проще говоря манипуляция это то, что воздействует на вас, против вашей воли и ваших желаний).
- В третьих манипуляции имеют скрытый характер.
(Они не очевидны. О них не говорят на прямую).
- И четвертое. Манипуляция всегда имеет «образ», «конечную цель» и свой «сценарий».
Образ того, как видит её жертва. Какую истинную цель преследует, которая не отличается от той что видит жертва. И какими методами будет достигнута.
Поверхностно можно разделить манипуляторов на 4 категории.
Деспот.
- Первый это «Деспот» (о которых и идет речь). Деспот – это человек, который стремится к полному контролю над окружающими. Он не признает никаких границ и правил, его единственная цель – управлять всеми и всем. Он не останавливается перед ничем, чтобы достичь своей цели, даже если это означает унижение и причинение вреда другим. Он настоящий диктатор в межличностных отношениях, который использует свою силу и агрессию, чтобы манипулировать окружающими.
Деспот любит контроль и не допускает, чтобы кто-то ему противостоял. Он унижает и провоцирует, чтобы подчинить других своей воле. Его жизненная стратегия – это манипуляция через агрессию и доминирование. Он делает все возможное, чтобы его окружение чувствовало себя жертвами его власти.
Но не стоит забывать, что деспот – это всего лишь человек, который испытывает сильную потребность в контроле и власти. Он может быть жестоким и недоброжелательным, но за этой маской скрывается человек, который нуждается в понимании и поддержке. Важно помнить, что мы можем выбирать, как реагировать на его манипуляции и не позволять ему управлять нашей жизнью.
ВАЖНО ПОМНИТЬ - что деспот, это всегда противоположность жертвы.
Жертва.
Жертва – это искусный манипулятор, который умеет использовать свою позицию жертвы для достижения своих целей. Он постоянно демонстрирует свою беспомощность и неспособность справиться с жизненными проблемами, чтобы вызвать у окружающих чувство жалости и сочувствия.
Игра на жалости – это основная мишень воздействия такого манипулятора. Он постоянно подставляет себя под удар, утверждая, что его подставили, что так сложилось, что он не понял или забыл. Такой человек постоянно «косит под дурачка», используя свою жертвенность и слабость для того, чтобы получить то, что ему нужно.
Он похож на своеобразного вечного ребенка, который требует постоянного внимания, заботы и помощи. Он позиционирует себя как беспомощного, застенчивого и уступчивого человека, который не может самостоятельно решать свои проблемы. Он смотрит со стороны и не вмешивается, не берет на себя ответственность, оставаясь пассивным и молчаливым.
Такой манипулятор – настоящий мученик. Он постоянно демонстрирует свою уязвимость, инфантильность и слабость, чтобы вызвать у окружающих чувство жалости и получить поддержку. Он любит, когда за него делают его работу, не желая брать на себя ответственность и решать проблемы самостоятельно.
Обвинитель.
Обвинитель - это человек, который не умеет принимать ответственность за свои поступки и всегда ищет кого-то, кого можно обвинить в своих неудачах. Он использует манипуляции и критику, чтобы добиться своих целей и подчинить других своей воле. Часто он пристыжает и сравнивает людей, чтобы подчеркнуть свое превосходство. Его главное оружие - чувство вины, которое он навязывает окружающим, чтобы контролировать их поведение.
Обвинитель всегда злопамятен и не прощает обид. Он любит собирать обиды и претензии, чтобы в будущем использовать их в своих целях. Его скептическое отношение ко всем и всему позволяет ему подозревать и подвергать сомнению любые действия и мотивы других людей.
Позиционируя себя как всезнающего и эксперта во всех областях, обвинитель пытается убедить окружающих в своей превосходности. Он не признает своих ошибок и не признает, что может быть не прав. Все его неудачи он связывает с недостатками окружающих, не признавая свою вину.
Такой человек неспособен на искренние отношения и не может доверять другим. Он всегда будет искать повод для критики и обвинений, чтобы поддерживать свою сценарную стратегию. Но в итоге, обвинитель рискует остаться одиноким и несчастным, так как его отношения основаны на манипуляциях и ложных обвинениях, и это пугает обвинителя больше всего.
Свой парень.
Свой парень - настоящий манипулятор, который искусно умеет завоевывать доверие любого человека. Он всегда улыбчивый, позитивный и дружелюбный, всегда готовый угодить. Но за этой маской скрывается настоящий прилипала, который со временем лишает своих партнеров внутренней и внешней свободы. С первого же дня знакомства он ведет себя так, будто уже давно знаком с жертвой. И его требования к партнеру всегда высокие, ведь его главная манипулятивная стратегия - игра на чувстве вины и неудобства отказать.
Он делает маленькие "услуги", но взамен требует гораздо большего. При этом он, как Остап Бендер, постоянно обманывает, преувеличивает и пытается надуть, легко вводя любого в заблуждение. "Свой парень" всегда будет на виду, он использует доброту других людей, зная, насколько порой сложно отказать.
Как «жертва», которая не может быть «деспотом», так и «свой парень» не может быть одновременно «обвинителем, то есть быть своей полной противоположностью. Но существовать в смежном ключе, это не только возможно, но и по своему эффективно с точки зрения личности самого манипулятора.
Возвращаясь к деспотизму
Родительский деспотизм очень ярко проявляется в сюжетах, где есть очень сильное желание ребенка сделать то, что является прямым нарушением воли родителей. Например в фильмах где дочь хочет выйти замуж за того, за кого отдавать её категорически не хотят.
Такие сюжеты крутятся вокруг конфликта родителями и детьми, порождая соперничество, порой даже со стороны жениха, за любовь суженой соперничая с любовью и влиянием её родителей, а дочь будет разрываться в выборе между любовью к родителям и любовью к жениху.
Ромео и Джульетту мы уже обсуждали, по этому как пример рассмотрим фильм «Скрипач на крыше» 1971 года. Сюжет которого как никогда прост, но затрагивает именно то, что мы обсуждаем.
Отец отказывается принимать решение выйти замуж, только потому, что её жених попросту оказывается другой веры. А как мы помним, это порождает тему запретного плода, которая к сожаления всегда заканчивается плохо, где в конечном итоге деспотичный отец навсегда теряет любовь своей дочери.
Теперь вы знаете больше.
В следующей статье, я расскажу как понимать и использовать невротические конфликты и как они применяются к характеру персонажей.
Спасибо! Что дочитали до конца!