Друзья, сегодня я решила немного отступить от привычной формы статьи и изложить её в виде истории (рассказа от первого лица). То есть вы сейчас прочтете текст как бы от лица самого обвиняемого в смерти великого композитора Моцарта — от Антонио Сальери. Представьте, что вы отправились в XVIII век и беседуете с самим Сальери. Он жив и повествует вам свою историю.
История Сальери и Моцарта
Меня всегда удивляло, как простая зависть и недосказанности могут создать целую легенду, которая проходит через века, теряя всякую связь с реальностью. Один из самых ярких примеров такого недоразумения — обвинение в том, что я, Антонио Сальери, отравил своего коллегу Вольфганга Амадея Моцарта.
Разве я мог быть тем, кто лишил мир одного из величайших музыкантов?
Давайте разберёмся, что стоит за этими обвинениями и что на самом деле происходило между мной и Моцартом.
Наши отношения: не враги, не друзья
Для начала хочу подчеркнуть, что с Моцартом мы не были врагами, хотя и не можем быть названы лучшими друзьями. Наши пути не пересекались так часто, как это бывает в случаях с тесными личными отношениями, но и не было какой-то жестокой вражды. Конечно, я наблюдал за его успехами, как и он за моими. Но в отличие от большинства людей, которые склонны верить в мифы и слухи, наши отношения были намного сложнее.
Это, кстати, я на картине. Местный художник нарисовал.
Я — Антонио Сальери, композитор, который посвятил свою жизнь музыке. В отличие от Моцарта, который всегда оставался в тени своего гения и бедности, моя карьера шла значительно успешнее, что в свою очередь вызывало некий завистливый взгляд со стороны тех, кто не мог понять, как же мне удается достигать таких высот.
Моцарт был молодым и независимым гением, его творчество было признано только позже, когда уже и не было возможности оценить его при жизни должным образом. Тогда же в мире музыки я был признанным мастером, придворным композитором с орденами и званиями, в то время как он сталкивался с трудностями и финансовыми проблемами.
Обвинение в убийстве: откуда оно взялось?
Всё началось с того, что, будучи одним из самых успешных композиторов своего времени, я стал объектом зависти и недовольства со стороны некоторых людей. Но обвинение в том, что я убил Моцарта, является самой настоящей нелепостью. Это утверждение было поддержано мифами и популяризировано многими писателями, в том числе Александром Пушкиным в его трагедии «Моцарт и Сальери».
Если честно, я даже не понимаю, как именно я стал главным подозреваемым в этой истории. Я и сам не верю в эти обвинения. Даже если учесть, что мы с Моцартом иногда были конкурентами в мире музыки, наши отношения не были настолько напряжёнными, чтобы я мог причинить ему вред. Даже несмотря на слухи о моей якобы «зависти» к его таланту, у меня не было никаких причин отравлять его.
Миф о ядах и масонских заговорах
Знаете, многие говорят, что я якобы отравил Моцарта ядовитыми конфетами, что я, мол, был замешан в каком-то заговоре с масонами. Но разве я мог совершить такое? Я был композитором, а не кулинаром-отравителем. Эти странные слухи, казалось бы, не имели никакого основания.
Те, кто обвиняли меня в смерти Моцарта, часто забывали о том, что в тот момент Моцарт действительно страдал от заболеваний, включая ревматизм. Проблемы с его здоровьем начались намного раньше, и есть доказательства того, что его смерть могла быть связана с тяжёлыми болезнями, а не с отравлением. Но слухи живут своей жизнью.
Что касается масонской версии, то, по всей видимости, император Леопольд II мог действительно иметь что-то против Моцарта, ведь тот был масоном. Однако, говоря о масонских заговорах и других подобных вещах, стоит помнить, что в те времена такие теории были популярны. Я же был не частью какого-то заговора, а обычным композитором, работающим в рамках своего времени.
Защита моей чести: обвинения без доказательств
После всех этих слухов и обвинений мне в своё время было очень тяжело. Однако, жизнь идёт, и в конце концов правда должна была быть услышана. В 1997 году в Милане прошёл судебный процесс, на котором меня, как композитора и человека, обвинённого в отравлении Моцарта, оправдали. Я был признан невиновным, и справедливость восторжествовала.
Примечательно, что сама идея о моём отравлении Моцарта так и не развеялась даже после оправдания судом.
Я до сих пор не могу понять, почему моё имя связано с таким страшным обвинением, когда я, как композитор, посвятил свою жизнь музыке и обучению будущих мастеров (Листа, Шуберта, Бетховена). Моцарт был невероятно талантливым человеком, и мне никогда не приходило в голову завидовать его гению. Его смерть была трагической, и я всегда считал её потерей для всего музыкального мира.
Возможно, мне не удалось показать свою настоящую сторону, но я надеюсь, что теперь история будет более справедливо оценена. Антонио Сальери, как бы ни был он изображён в легендах, не был тем человеком, кто мог бы убить своего коллегу и легендарного музыканта.
Дорогие читатели, обязательно напишите в комментариях, как вам такая подача одной из известнейших историй человечества✍️😊
Ах, да, я еще обещала рассказать, при чем тут А.С. Пушкин....
В 1830 году Александр Пушкин создал легендарную пьесу "Моцарт и Сальери" из цикла "Маленькие трагедии". Вдохновением для нее послужили слухи о предполагаемом отравлении Сальери своего "соперника" - Моцарта.
Интересно, что это единственная пьеса, которая была поставлена при жизни Пушкина. 27 января 1832 года на сцене Александринского театра прошла премьера, имевшая огромный успех. В роли Сальери выступил известный актер Яков Брянский, а Моцарта воплотил Иван Сосницкий.
В XX веке сюжет о коварном Сальери был переосмыслен в пьесе Питера Шеффера "Амадей". В ней он открыто признался в том, что источником вдохновения стала пушкинская трагедия.
Пьеса Шеффера послужила основой для фильма Милоша Формана "Амадей" (1985), удостоенного восьми премий "Оскар" и четырех "Золотых глобусов". Однако в фильме содержится много сцен, не имеющих исторической достоверности. Например, Моцарт критикует произведения Глюка и Генделя, хотя в реальности он их очень ценил.
Постановка пьесы Шеффера в Англии вызвала возмущение итальянцев, которые не имели представления о негативном образе Сальери - соотечественника в русской литературе. Это привело к требованию Миланской консерватории о судебном процессе над композитором. Несмотря на оправдательный приговор, миф о Сальери-отравителе до сих пор жив.