Компактный автомобиль Mazda Familia производился японской компанией Mazda с 1963 по 2003 год. За это время модель прошла через несколько обновлений, которые затронули дизайн, технические характеристики и комплектацию.
Прототип первого поколения был представлен в 1961 году. Производство «Фамилии» первого поколения началось в октябре 1963 года. Сначала был доступен только двухдверный универсал (называется Familia Wagon), но в апреле 1964 года стал доступен кузов четырёхдверный универсал, в октябре 1964 года четырёхдверный седан, в ноябре 1964 года двухдверный седан, а в ноябре 1965 купе.
Новая Familia появилась в 1967 году. На некоторых рынках продавался как Mazda 1000 или 1200. Универсал доступен в трёх и пятидверной версиях, но на некоторых рынках была доступна только пятидверная версия.
В 1968 году Mazda дополнила семейство «Фамилии» модификацией Rotary. Модификация была в кузовах купе, седан (2 двери) и седан (4 двери). В сентябре 1973 года Mazda обновила «Фамилию». Изменения: Размеры кузова и конструкция.
Третье поколение было представлено в январе 1977 года. С этим поколением появился кузов хетчбэк (3 и 5 дверей). В таком-же исполнении был универсал. В июне 1979 года Familia прошла модернизацию. Автомобиль продавался до 1980 года, но универсал продавался до 1986 года.
Familia четвёртого поколения была показана 2 июня 1980 года. Это поколение было разработано с участием компании Ford Motor Company. У этого автомобиля есть близнец под именем Ford Laser. Автомобиль доступен в кузовах седан и хетчбэк. В Европу поставлялась под моделью 323, в Соединённые Штаты под моделью GLC, основные отличия от Familia кроме естественно расположения руля - зеркала переехали на двери, штампованные диски, двухцветный окрас кузова.
В 1985 году вышло пятое поколение Mazda Familia. Модель получила более современный дизайн и улучшенные технические характеристики. Были доступны двигатели объёмом 1,3 и 1,6 литра, автомобиль предлагался с передним и полным приводом.
Шестое поколение Mazda Familia было представлено в 1989 году. Модель получила ещё более современный дизайн и улучшенные технические характеристики: более мощные двигатели и улучшенную подвеску.
Рестайлинг кузова произошёл в 2000 году. Изменения коснулись бампера машины, передней и задней оптики, внутренняя отделка также изменилась.
В 2003 году автомобиль был сменен на конвейере моделью Mazda3, получившей для японского рынка наименование Mazda Axela. Наименование Familia было сохранено за выпускаемой под маркой Mazda копией автомобиля Nissan Wingroad. Ранее такая же практика применялась для коммерческого автомобиля Familia Van
Таким образом, история создания Mazda Familia охватывает более 20 лет, в течение которых модель постоянно развивалась и совершенствовалась. Автомобиль был популярен в Японии и других странах благодаря своей надёжности и экономичности.